Современный мир ставит перед учащимися все новые и новые задачи. Они должны быть активными, эрудированными, коммуникабельными. Вместе с этим, учащиеся должны постоянно тянуться к самосовершенствованию, ставить перед собой цели и упорно идти к ним.
В наше время обращается внимание на развитие способностей учащихся, а том числе и творческих. Творческие способности - это то, что присуще каждому ребенку. Но нужно вовремя их заметить, суметь раскрыть и постоянно развивать. Учащиеся должны не просто овладеть обычным школьным материалом, но и подходить с творческой стороны к изучению предметов.
Именно поэтому развитие творческих способностей ребенка - одна из наиболее актуальных проблем нашего времени.
Сухая подача материала ими не воспринимается в полной мере, чаще всего дети начинают скучать. Еще В.А.Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В.Остроградский писал: "…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".
Вместе с этим, в нашем мире продолжается информатизация общества, современные технологии развиваются. И это также сказывается на учащихся Активно развиваются и социальные сети - Инстаграмм, Вконтакте и ТикТок. Все больше и больше детей следят за людьми, которые набирают миллионы просмотров и лайков, пытаются самостоятельно снимать видео. Социальные сети цепляют мозг ребенка, они остаются там на два-три часа. Психологи выделяют множество свойств социальных сетей, которые затягивают детей. И возникает вопрос: почему бы учителям не использовать социальные сети в интересах обучения?
Конечно, история - классический предмет, в котором ничего нельзя изменить - стояние на Угре произошло в 1480 году или Смутное время закончилось в 1613 году - и этого уже не изменить. Но не все учащиеся способны воспринимать сложную информацию просто на слух.
В процессе работы, я заметила, что по некоторым темам возникают сложности, учащиеся путаются. На помощь приходят ролики из TikTok или графические мемы, но не простые, а исторические, которые объясняют даже самые сложные темы на языке подростков. К примеру, если показать просто мем, то дети воспринимают информацию легче и быстрее. Интернет-мем - это информация в той или иной форме, как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, чаще картинка или видео.
Рассмотрим на практике.
В 7 классе изучается тема, посвященная Смутному времени (УМК Торкунова, история России в 2-х частях). Допустим, учащиеся путаются при понятии «самозванец». Стоит им показать мем и сразу же появляются возгласы «это так просто?».
Учащиеся, при изучении материала, пытаются самостоятельно создавать мемы по пройденным темам.
В 2020-2021 учебном году, несколько уроков в 7-х классах были посвещены правлению Ивана Грозного и Смутному времени. Учащимся мною было предложено создать несколько интернет-мемов и видео в стиле TikTok. Разумеется с указанием того, что при создании этих работ, необходимо будет подробно объяснить те или иные события.
Учащиеся с воодушевлением принялись за работу. Ниже предложено несколько работ.
1. В 2020 году была популярна игра AmongUs, игра напоминающая «Мафию». Вот как учащиеся обыграли события периода правления Ивана Грозного с помощью этой игры:
После смерти жены Марии Темрюковны, Иван Грозный обвинял бояр в том, что именно они ее «извели».
2. 1565-1572 гг. - один из сложных периодов в нашей стране, Иван IV вводит опричнину. На опричнинной территории царю было дозволено делать то, что ему вздумается. Кроме этого было создано специальное опричное войско, а на территории Опричнины проводились репресcии в отношении бояр. И вот, как обыграли учащиеся эти события в меме:
3. Опричники жестоко расправлялись с противниками Ивана IV и заподозренными в «измене и крамолах». Жертвами опричников становились не только бояре, на чем часто делается акцент в литературе, но и практически все слои населения княжества. Наделение этой группы дворян неограниченными правами сопровождалось нарушением прав представителей других сословий.
Разумеется, использовать интернет-мемы постоянно на уроках крайне не педагогично, не профессионально. Но для простого понимания материала - позволительно.
Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации были подробно описаны в статье Ю.В.Щуриной. [1, с.160-172] Поэтому наша задача разобраться как же можно применять мемы на примере уроков истории.
Нужно так же отметить, что интернет-мем может не нести какую-то смысловую нагрузку. Иногда его можно использовать на уроке в качестве средства развлечения. Юмор, который используется в меру, располагает учащихся к лучшему усвоению материала.
Однако, как и у любого метода, при использовании мемов на уроках истории есть очевидные плюсы и минусы. Из плюсов можно выделить следующее:
- в процесс урока вносятся разнообразие акцентирование на интересах ученика;
- способствует установлению теплых и доверительных отношений между учениками учителем, а также внутри самого коллектива;
- подача сложного и теоретического материала в увлекательной форме; развитие творческого мышления обучающихся
В тоже время, очевидны и минусы (риски), которые могут сопутствовать при использовании данной технологии:
- Мемы могут и будут искажать суть изучаемого материала;
- Усвоение знаний будет не систематическим, запомнятся только мемы, но суть материала будет потеряна.
- Создание слишком сложных и непонятных для учеников мемов, таким образом результат будет сведен к нулю.
- Непринятие и противодействие со стороны родителей, других учителей, администрации школы.
Подводя итог, нужно сказать, что использование метода заключается в двух составляющих - информативности и развлекательном характере. Интернет-мемы можно использовать не только на определенных уроках, но и для тех, кто интересуется историей. В настоящее время интернет-мемы распространены на просторах интернета-сообщества «Вконтакте», «Инстаграм», «TikTok». Чаще всего они сопровождаются подписью, для лучшего понимания отраженной ситуации.
Именно поэтому, возможностей использования такого приема на уроках истории большое количество. Главное, чтобы данный прием был уместен и служил главному - наилучшему усвоению курса истории Росии.
Список использованной литературы
- Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №3.
- Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия ВГПУ. 2013. №6 (81).