Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

На дошкольном этапе ребенок получает следующие навыки и умения:

  • сформированную физическую координацию, чтобы печатать, рисовать, одеваться и выполнять ряд задач, которые позволяют ему функционировать независимо от своих родителей и быть в безопасности в рамках своего домашнего окружения;
  • понятие важности социальных отношений и выработки более глубокого понимания того, как работает социальное взаимодействие. Он начинает получать удовольствие от командной работы и чувствовать, как приятно вносить свой вклад в какое - либо дело;
  • навыки когнитивного мышления и рассуждения, то есть в настоящее время способен решать простые проблемы без участия взрослых [1, 89].

Дошкольные этапы развития ребенка снабжают его ресурсами и способностями, которые необходимы для перехода к следующим этапам развития, для них характерны уравновешивание множества различных, часто противоположных желаний и потребностей, и умение владеть многими противоречивыми эмоциями и чувствами. К таким эмоциям и чувствам можно отнести осознание собственной идентичности и одновременные желания (попытки) соответствовать социальным ожиданиям; осознание неконтролируемых эмоций и в то же время приспособление к физическим изменениям, происходящим в организме; осознание себя взрослым, но в то же время боязнь быть взрослым.

Конфликты в начальной школе в основном связаны с успеваемостью, адаптацией в коллективе, авторитетом и автономией.

В исследованиях таких авторов, как С.М.Емельянов, Г.И.Козыпрев, Д.Ю.Знаменский, выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте: соперничество; уход; уступка; компромисс; сотрудничество [1, 5].

По мнению У.В.Кичигиной, в сравнении с другими конфликтами, межличностные конфликты наделены рядом особенностей:

  • Каждый из участников конфликта стремится отстоять свою точку зрения, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.
  • При межличостном конфликте обе стороны наделены негативными эмоциями, которыми оппоненты не в силах управлять.
  • Неадекватные эмоции не покидают оппонентов и после завершения конфликта [2, 56].

Рассмотрим основные особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.

Все дети адаптируются к школе по-разному. И большую роль в этом играют те отношения, которые сложились в семье. Особенно трудно подчиняются нормам поведения в школе дети из семей, где царят агрессивные отношения. Такие дети не желают признавать общепринятые правила. Они начинают провоцировать учителя, стремясь довести его до «белого каления», сами в запале могут проявить агрессию, так как дети копируют доминирующие отношения в семье. В классе такие дети не могут найти себе место. Они не могут настроить себя на учебу, поскольку, как правило, плохо подготовлены к школе. Им всё непонятно, неинтересно и тяжело. Они уже чувствуют, что они - «другие», что отстают от одноклассников, и мстят за это [4, 98].

Такие дети требуют особого внимания, поскольку на самом деле они даже не догадываются, какими добрыми могут быть человеческие отношения, и на окрик, замечание отвечают криком и грубостью. Если такой ребёнок почувствует, что ему пытаются помочь, он перестаёт ощущать себя отвергнутым. Хотя работа по коррекции поведения таких детей, конечно, ведется как со стороны учителя, так и со стороны родителей, иногда на помощь должен прийти школьный психолог. На то, какие взаимоотношения сложатся у каждого ребёнка с одноклассниками, влияет множество причин. Это и уровень подготовленности к школе, и желание учиться, и личностные особенности детей.

Особенно неуютно чувствуют себя тихие, застенчивые ребятишки, которые учатся, как правило, на «хорошо». Им трудно найти компанию и среди бойких «неуспевающих», и среди заносчивых «отличников». Неудовлетворительное положение ребёнка в классе переживается им очень остро. Негативное влияние на положение ученика в классе может оказать неумеренное захваливание учителем кого-то из детей, противопоставление его всему классу как примера для подражания. Дети могут начать считать таких учеников «любимчиками» и «подлизами» и обычно избегают общения с ними. Тут уж и «отличникам» не поздоровится [3, 91].

Очень трудно в классе приходится и гиперактивным детям. Они часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. Долго сидеть на одном месте для них просто невозможно. Они не могут сосредоточить своё внимание на чём-то одном. От них всегда много шума, они много говорят, вертятся за партой, у них постоянно что-то падает. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и, напротив, сменяется инертностью.

Надо помнить, что «неудобные» и «неспособные» дети, «портящие» жизнь родителям и педагогам, в первую очередь страдают от этого сами. И если у них совсем нет друзей и их никто не понимает, они переживают это очень болезненно. Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы, прежде всего, на коррекцию основного нарушения [6, 12].

Дети в школе часто ссорятся и мирятся между собой. Но при этом все себя ведут по-разному. Кто-то первым может подойти после ссоры, кто-то будет упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг или подруга, а кто-то обратится за посреднической помощью к какому-либо третьему лицу. То есть вариантов поведения в этой ситуации много. Как будет действовать конкретный мальчик или конкретная девочка? Какой способ решения конфликта станет наиболее характерным для этого человека в будущем? Как часто он будет оказываться в подобных ситуациях? А это зависит от того, каков опыт ребёнка в разрешении таких ситуаций, какие способы поведения им усвоены прежде всего в семье и насколько они конструктивны.

На самом деле конфликты, возникающие между детьми, можно сделать эффективным инструментом воспитательного процесса. Поскольку все мы живём в мире постоянных компромиссов и переговоров, очень важно научить детей разрешать конфликты таким образом, чтобы все начали чувствовать себя лучше, поняли суть противоречия и пришли к достижению взаимного согласия.

Если же учителя и родители используют авторитарный стиль воспитания, то это делает детей более зависимыми, не способными принимать собственные решения. У них постепенно будет накапливаться агрессия, которую они начнут каким-либо образом выражать при каждом удобном случае. А если характер у ребёнка слабый, то любой другой ученик сможет им манипулировать, как захочет. То есть не навязывая, а обсуждая с ребёнком на доступном ему уровне выгоды или потери от той или иной акции, каждый участник конфликта сможет в дальнейшем избежать многих других проблем, связанных с конфликтом, тем более что многие противоречия снимаются совсем при незначительных усилиях.

В своей работе С.М.Емельянов стратегии поведения педагогов в конфликтной ситуации:

  • уход от конфликта: молчание, удаление из класса, отказ от проведения урока, затаенный гнев, депрессия, игнорирование конфликта учащимися, показное безразличие;
  • противоборство: угроза, запугивание наказанием, настойчивое убеждение, выставление негативной отметки, задержка после уроков, высмеивание, применение методики «плохой и хороший полицейский»;
  • стратегия уступок: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника;
  • сотрудничество: определение интересов и потребностей; действия по удовлетворению; признание ценностей других; стремление к объективности; поиск творческих неординарных решений; руководство правилом «не щадить проблему, щадить детей»;
  • конструктивное разрешение: спокойствие; анализ ситуации; открытый диалог; выявление общей цели; выявление способов решения проблемы; выводы [1, 82].

В данном случае, на наш взгляд, стратегия стратегии уступок, сотрудничества и конструктивного разрешения - наиболее положительные стратегии поведения.

Для профилактики конфликтных ситуаций можно применять интерактивные игры

Интерактивная игра переводится как «игра в действии» то есть это процесс социального взаимодействия в процессе, которого у игроков, то есть участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее [6, 13].

По мнению У.В.Кичигиной, интерактивные игры способствуют:

  • лучшему развитию опыта взаимодействия с другими детьми;
  • выявлению личных качеств дошкольника;
  • укреплению его самооценки, уверенности в себе, ответственности за действия.
  • формированию умения работы в коллективе, предвидения последствий;
  • формированию умения моделировать поведение в конфликтах [2, 14].

Интерактивные игры всегда рассчитываются на проведение в конкретной группе, также обязательно учитывают конституцию каждого ребенка.

Позиция педагога в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главная цель педагога - обогатить общение душевной теплой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Рассмотрим стратегию поведения педагога при конфликтном поведении детей: он не ругает и не обижает ни одного из детей; привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга; побуждает детей высказывать свои желания; побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации; очень важно, чтобы педагог создавал теплые, дружеские отношения с ребёнком; выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера, тем самым, усиливая их значение, и помогая детям услышать друг - друга [5, c. 35].

Таким образом, при проведении интерактивной игры педагог находится в фокусе конфликтов ребёнка, и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Позицию педагога можно определить как организатора и модератора.

С помощью интерактивных игр педагог получает возможность моделировать и видоизменять практически любые конфликты, помехи и препятствия в отношениях между детьми.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Педагог должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других эффективна уже сама по себе. Однако не каждый ребенок 6-7-летнего возраста умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае педагогам необходимо организовывать беседу в соответствующе оборудованном месте с такими названиями, как «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д. Каждая игровая сессия может продолжаться от 15 до 30 минут. В начале следует использовать игры развлекательного плана, с тем чтобы вовлечь всех детей в игровой процесс. Середина сессии должна содержать либо игры на выплеск гнева в приемлемой форме, после чего желательно провести обсуждение, в ходе которого детям обязательно задаются вопросы: «Понравились ли вам игры?», «Что вы чувствуете сейчас?», «Чему вы научились?». Также могут применяться игры на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и других позитивных качеств личности. В заключительной части игровой сессии следует проводить игры на релаксацию. Они проводятся без обсуждения.

Конкретные виды игр можно варьировать в зависимости от игры в помещении или на улице, времени года, возраста детей. Для более эффективной работы с детьми игры группируются в зависимости от того, какую проблему нужно решать. Игры группируются на следующие блоки: на взаимодействие; на снятия напряжения; на сплоченность и сотрудничество; на снятие конфликтности; на обучение эффективным способам общения.

В целом на практике для переформирования деструктивного поведения детей используются и другие комплексы: психогимнастика, игры-этюды, имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо человеческий процесс), социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации).

Весь игровой комплекс, применяемый в работе с детьми, прежде всего ориентирован на снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов.

Условиями для проведения интерактивных игр являются учет педагогом нервно - психической конституции каждого ребенка, организация времени в игровой сессии, соблюдение требований к структуре и отбору игр для игровой сессии, поддержание интереса детей к деятельности.

Таким образом, комплекс игр направляется на развитие конструктивного поведения в конфликтах у детей старшего дошкольного возраста. Постепенно овладевая способами преодоления трудных ситуаций, ребёнок будет чувствовать себя уверенно. У него разовьются деловые качества и окрепнет воля, а значит, повысится его жизненная стойкость.

Литература

  1. Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 322 с.
  2. Кичигина У.В. Проблема профилактики конфликтного поведения младших школьников // Начальная школа. - 2018. - №3. - С. 10 - 15.
  3. Козыпрев Г.И. Конфликтология: учебник. - Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА - М, 2018. - 304 с.
  4. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А.В.Лопарев, Д.Ю.Знаменский. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 290 с.
  5. Мингалева Д.П. Конфликты в младшем школьном возрасте и пути их решения // Молодой ученый. - 2018. - №8. - С. 35-39.
  6. Тюленева Е.Н. Особенности конфликтного поведения учащихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч. - практ. конф. - 2018. - № 8(11). - С. 12-13.