Мастер-класс для педагогов. Тема: «Изодеятельность на занятиях кружка «Добрый мир»: возможности использования при изучении духовных ценностей и нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Цель: повысить уровень мастерства педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках кружка «Добрый мир».

Задачи:

  • показать значимость включения изодеятельности на занятиях кружка «Добрый мир»;
  • передать свой опыт путём прямого показа методов работы с детьми при закреплении понятий о нравственных качествах в процессе коллективного рисования;
  • провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса: теоретическая часть с показом презентации + практическая работа.

«Нравственное чувство живёт в каждом из нас, точно так же, как и чувство… эгоизма. Оба эти чувства… рождаются вместе с человеком. Но, тогда как…нравственное чувство требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое… не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет лучшее…»
К.Д.Ушинский

1 часть. Теоретическая

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о возможностях применения изодеятельности в процессе закрепления понятий детей о нравственных качествах на занятиях кружка «Добрый мир».

У детей 5 - 7 летнего возраста преобладающим является наглядно-образное мышление (т.е. мышление наглядно представляемыми образами). Только после семи лет начинается формироваться мышление в форме отвлечённых понятий и рассуждений - абстрактное. Поэтому, изучая с детьми духовные ценности и нравственные качества, важно соблюдать принцип наглядности, осязаемости, опираться на наглядно-представляемые образы. Именно такие вещи, которые можно увидеть, потрогать, сделать своими руками, понятны детям. С помощью творческой деятельности, которая является наиболее присущей дошкольникам, нам легче закрепить с детьми такие отвлеченные понятия как добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость и др.

Этот принцип заложен и самим автором программы «Добрый мир» Шевченко Л.Л., которая говорила о необходимости учитывать психологические особенности дошкольников и больше включать в занятия практические и игровые формы работы с детьми. По каждой теме в хрестоматиях «Добрый мир» мы видим разделы: Рисуем. Делаем аппликацию. Играем. Танцуем. Поем. Сочиняем. Угадываем.

Таким образом, особенностью программы «Добрый мир» является многократное закрепление понятий о нравственных ценностях в рамках различных видов деятельности, в том числе и изодеятельности.

Последовательность реализации каждого тематического проекта по программе «Добрый мир» включает несколько этапов, на которых рекомендуется использовать комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми:

  1. Ознакомительный этап.
  2. Аналитический этап.
  3. Закрепляющий этап.

Практические формы работы такие как рисование, аппликация, лепка, которые являются наиболее привычными детям формами творчества, относятся к закрепляющему этапу.

Важно также отметить, что в процессе совместной творческой деятельности необходимо выстраивать с детьми живое общение. Такое общение способно реально влиять на формирование внутреннего мира детей, способствовать развитию познавательной и эмоциональной сферы.

Например, закрепляя понятие о нравственной ценности «Добро» мы с детьми рисуем радугу «Добрые правила жизни». Игровой ситуацией при изучении данной темы является «Путешествие в страну Доброты». И на завершающем этапе, мы обращаемся к детям с такими словами:

- Ребята, все, кто попадает в страну Доброты, в конце пути повторяют, записывают добрые правила жизни, чтобы, взяв с собой, никогда их не забывать и всегда им стараться следовать. Все вы хорошо теперь знаете, как правильно поступать, чтобы мир вокруг нас сделался добрее. И сейчас изобразим добрые правила жизни в виде радуги:

  • Не обижать (словами, делами) - красный цвет.
  • Не мешать - оранжевый.
  • Желать всем здоровья - желтый.
  • Не грубить - зеленый цвет.
  • Не ссориться - голубой.
  • Не осуждать - синий.
  • Делать добро всем людям - фиолетовый.

Дети создают коллективный рисунок фломастерами или яркими мелками под спокойную музыку (Песенка про ангелов. Муз. Ю.Пастернак), повторяют правила, записывают печатными буквами (или наклеивают готовые распечатанные) на каждом цвете.

Затем, когда мы возвращаемся из страны Доброты в детский сад, говорим детям: «Давайте поместим наши добрые правила, которые мы изобразили в виде радуги, на доске. Быть добрыми, хорошими, послушными порой очень непросто, нужно много трудиться над собой, учить себя правильно поступать, говорить и даже думать. И в этом нам поможет наша радуга. Всегда, когда нам трудно будет справиться со злостью, раздражением, плохим настроением, посмотрим на радугу и вспомним добрые правила жизни, которые помогут нам сделать мир вокруг себя добрее!».

Изучая данную тему, мы используем также образ «Дерева добра».

2 часть. Практическая

Выбирается фокус группа и проводится показ фрагмента занятия кружка «Добрый мир» - коллективное рисование «Дерево добра» (совместно-индивидуальная форма организации).

Доброе утро утром проснулось.
Глазки открыло, всем улыбнулось!
Всем пожелало «Доброе утро!»
И наступило лето как будто!
(Е.А.Алябьева)

- Давайте и мы скажем друг другу добрые пожелания, передавая друг другу сердечко, которое поможет нам сказать добрые слова с особой теплотой. (Высказывание пожеланий).

- Мы с вами читали книгу «Добрый мир», путешествовали с книгой Библия и узнали, что Бог дал человеку добрые правила для жизни. Давайте вспомним и назовем эти правила: быть послушными Богу, трудиться, любить друг друга, всегда стремиться делать добро.

- А какие хорошие, добрые дела вы знаете? (Ответы педагогов)

- Добро - это хорошие поступки, любовь к своим близким, к природе. Добро - это хорошее отношение друг к другу, добрый человек помогает во всем, любит животных. Добро - это помощь пожилым людям. Добро - это стремление человека дать полное счастье всем людям, друг другу.

- Когда я была маленькой, мне казалось, что добро - это такое дерево, на котором растут чудо-плоды. Это необыкновенное дерево. Если люди говорят добрые слова - на нем распускаются красивые цветы, а если люди совершают добрые дела - на нем появляются чудесные плоды. (Показ анимации на слайде презентации).

- А вы хотите, чтобы у нас в группе появилось такое чудесное дерево? Посмотрите, здесь изображено обыкновенное дерево (воспитатель указывает на мольберт), но, чтобы оно превратилось в Дерево добра с красивыми плодами, нам необходимо вспомнить свои добрые поступки, какие мы совершили. А в этом нам помогут чудесные карандаши.

Педагоги садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят - доброты они хотят / пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут - их обидел кто-то значит / трясем кистями
Наши пальцы пожалеем - добротой своей согреем /«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем / поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем / гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко / скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать / каждый палец зажимаем в кулачок

- Перед вами изображения яблок, которые нужно красиво раскрасить. Какого цвета бывают спелые яблоки? (Ответы педагогов).

- А сейчас пусть каждый из вас возьмёт карандаши того цвета, которым вы хотите изобразить свое спелое румяное яблочко, и, раскрашивая, вспомнит добрый поступок, которые вы совершили.

Педагоги создают рисунки под спокойную музыку (Доброта. Муз. И.Лученок).

- Какие красивые плоды у вас получились! Размещая чудесное яблочко на дереве, назовите свой добрый поступок. (Создание Дерева добра, высказывания педагогов).

- Посмотрите, обыкновенное дерево своими добрыми поступками вы превратили в Дерево добра! Ваши добрые дела также красивы, как и яблоки, это ваши добрые плоды! Надеюсь, что вы будете стараться совершать больше добрых дел. Только добрые поступки помогут нам в жизни!

Звучит песня «Если добрый ты». Сл. М.Пляцковский, Муз. Б.Савельев.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Насколько было полезным мероприятие, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Предлагается оценить мастер-класс по шкале от 1 до 10 на основе модели «Дерево добра». (Приложение)

Заключение

В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!

Использованные материалы:

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»). / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Устроение добрых отношений в мире. Хорошо - плохо. Издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», Москва, 2014.
  4. Каралашвили Е., Павлова Л. Как правильно провести мастер-класс// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2017, №13.
  5. Матвеева Л. Как подготовить и провести мастер-класс. Консультация № 2 для педагогов в декабре // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2019, №12.
  6. Добрый мир. Православная культура для малышей. СД-диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.