Когда учить ребёнка читать
Сегодня есть родители, которые учат детей читать уже с первых лет жизни. Однако это не одобряется многими врачами, которые рекомендуют начинать обучение чтению не раньше четырёх лет, а лучше всего - в 5-6 лет. Именно к этому возрасту у большинства детей уже развит фонематический слух (умение различать звуки), сформирована грамотная речь, отсутствуют логопедические проблемы, развита ориентация в пространстве (ребёнок различает, где право, а где лево). Поэтому чаще всего родители задумываются, как научить быстро читать ребёнка шести лет, уже накануне школы.
Кроме того, важно учитывать, хочет ли сам ребёнок научиться читать. Если он привык к тому, что родители читают ему детские книги, а сами взрослые тоже неравнодушны к чтению, ребёнок сам с удовольствием потянется за книгой.
Зачем учить ребенка читать?
Вопрос, который на первый взгляд не вызывает ничего кроме недоумения. Все родители желают, чтобы их дети были лучшими и самыми умными. Чтение относится к тем навыкам, усвоение которых сопровождается рядом трудностей. Даже если ребенок научился читать, многих родителей не устраивает его техника чтения. Поэтому вопрос о том, как научить малыша читать быстрее, остается актуальным.
Проблемы при неправильном обучении чтению
Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в детском саду, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.
Главная ошибка, которую сложно исправить, - это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.
Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» - будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.
Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 - 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.
Еще одна проблема - слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.
Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».
Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться этапами обучения.
Как же правильно научить ребёнка читать?
Чтение - это навык. Чтение имеет технические характеристики: правильность, плавность, беглость, осмысленность и выразительность. Выразительности можно достичь лишь на последнем этапе обучения чтению, когда ребёнок уже читает правильно, плавно и бегло, у него хорошее поле чтения, а самое главное, он понимает смысл прочитанного (здесь речь идёт не о подготовленном выразительном чтении, а о чтении незнакомого текста выразительно, с соблюдением интонации при чтении знаков препинания).
Обучение детей связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд, это довольно серьезное дело, которое требует терпение, усидчивости некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов
- Заучивание букв и обозначающих их звуки;
- Складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
- Складывание слогов в слова и отработка слитного чтения;
Этапы обучения чтению
Этап №1 Мотивация
Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:
- угостить ребенка апельсином;
- дать посмотреть мультфильм про ослика;
- показать уточку и попускать ее плавать в миске.
После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.
Этап №2. Знакомство со звуком
Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.
Теперь нужно поиграть с этим звуком:
- произносить с разной силой голоса (тише - громче);
- пропеть;
- проговорить с разной интонацией.
Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.
Этап №3. Знакомство с буквой
Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.
Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.
Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:
- нарисовать мелом на доске;
- написать пальцем на песке;
- слепить из пластилина;
- выложить пуговицами;
Этап №4. Составление слога
Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.
Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:
- поставить два кубика рядом;
- написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
- поселить буквы в один домик и т.д.
Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука [м] и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука [а]. Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.
Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.
Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.
Также можно использовать дидактические игры
Дидактические игры обучения чтению
Игра «Побежим по дорожке»
Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру - кто пройдет быстрее и не ошибется.
Игра «Солнышко»
На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.
Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.
Игра с кубиками
Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:
- прочесть все слоги на кубике;
- выбрать кубики, чтобы составить слово;
- заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
- подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.
Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.
Таблица слогов
Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:
- найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
- найти в таблице названый слог;
- показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
- нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.
Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов.
Заключение
Надеюсь, что рекомендации помогли вам лучше понять, как научить ребёнка читать до того, как он пойдёт в первый класс. Но даже если ваш ребёнок только научился читать, он легко усовершенствует свои навыки и адаптируется к школьной программе.