Реализация ФГOС через внедрение образовательных технологий деятельнoстного типа

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который определил стратегическую задачу развития школьного образования: обновление его содержания и достижение нового качества его результатов.

Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня - это требования, определяемые потребностями перехода человечества к постиндустриальному информационному этапу своего развития и инновациoнной экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях.

Как бы ни было развито государство, на каком бы уровне не находилась его экономика, все это не было бы возможно без самого главного элемента всех процессов - человека. Когда ресурсная база исчерпывается, человеческий ресурс становится тем ключевым моментом, который обеспечивает дальнейшее развитие экономики. Экономические реалии сегодняшнего дня продуцируют очень жесткий взгляд на человека. Человек сегодня рассматривается как рабочая сила, человек - ресурс, человек - капитал.

В каком случае человек становится капиталом? Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем:

  • способностей,
  • мотиваций,
  • знаний,
  • умений
  • креативности,
  • инновационности
  • готовностей к выполнению определенных трудовых функций.

Человеческий капитал в современном обществе стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Главным фактором воспроизводства сегодня становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умений.

Все сказанное определило поворот государственной образовательной политики к личности обучающихся.

Развитие личности - смысл и цель современного образования.

Школа выпускает человека, которому хватает знаний и умений, но современным выпускникам не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Выпускник не может действовать в ситуациях неопределенности, его этому не учили.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Грин Хаббард

Следовательно, мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

Где же заключено то, необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. А заключено оно в самом процессе учебы.

Что такое процесс учения? Процесс учения - это процесс деятельности ученика, неслучайно именно системно - деятельностный подход положен в основу нового стандарта образования, нацелен на развитие личности.

Отличает такую систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и, под его руководством, на более высоком уровне решать поставленные задачи.

Выход в зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.

Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно.

Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Таким образом, основным содержанием обучения становятся действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить, т.е. универсальные учебные действия.

А перед педагогами стоит задача вооружить ребенка знаниями о том, как получать знания, организовать условия, инициирующие детское действие.

Осуществить поставленные задачи можно, используя технологии деятельностного типа как ведущие технологии, средства реализации современных целей образования.

Нам учителям, работающим по ФГОС второго поколения, необходимо пересмотреть свою деятельность, изучить технологии деятельностного метода и внедрять их в практику. Так как единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого - развитие личности ребенка на основе освоения универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:

  • готовность к разрешению проблем;
  • технологическая компетентность;
  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа

Современные образовательные технологии системно-деятельностного подхода

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии, технология развития критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений, технология проблемного обучения и др.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Цели внедрения современных образовательных технологий:

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышение эффективности использования учебного времени;
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала;
  • Формирование ключевых компетенций;
  • Повышение мотивации к обучению;
  • Повышение качества обучения.

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение
  • целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Системно-деятельностный подход.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности обучающихся

Главная методическая цель достигается следующими путями:

  • Ход познания - «от учеников».
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации - коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  • Уроки «открытия» нового знания;
  • Уроки отработки умений и рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.

Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид и позволяет формировать УУД:

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Этап выявления места и причины затруднения.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения.
  • Этап реализации построенного проекта.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1 этап - мотивация (самоопределение к деятельности).

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

2 этап - актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: подготовка мышления детей к проектировочной деятельности, актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно.

3 этап - выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи -исследовательский этап).

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

4 этап - построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д.

5 этап - проверка гипотез, реализация проекта.

На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.

6 этап - первичное закрепление знаний, с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.

7 этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8 этап - включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

9 этап - рефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного типа от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся и носит интегративный характер.

Вывод: системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.