Комплексная работа в основной школе как инструмент оценки метапредметных универсальных учебных действий

Разделы: Администрирование школы


Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

При рассмотрении данной темы хотелось бы остановиться на следующих вопросах:

  • какие требования предъявляет образовательный стандарт к метапредметным результатам обучающихся, формируемым в основной школе;
  • какие образовательные технологии оказывают влияние на достижение метапредметных результатов;
  • как оценить метапредметные результаты.

Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
    • владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
    • формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
    • формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
    • формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
    • формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
    • формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
    • развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
    • формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
    • развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

В новом Стандарте метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. В то же время следует отметить, что метапредметная деятельность тесно связана с предметной деятельностью, является её основой. Качественно сформированные метапредметные результаты обучения позволяют добиваться более высоких предметных результатов.

Тем не менее, как мы можем наблюдать, планируемые метапредметные результаты в Стандарте описаны достаточно обобщенно, учителю приходится самому решать, как распределить их по годам обучения. Также не всегда ясно, в каком порядке осваивать те или иные учебные действия, как определить среди них приоритетные. Учителю приходится предпринимать самостоятельные шаги в решении обозначенных достаточно сложных, но очень значимых проблем. Учитель сам разрабатывает педагогические ситуации и создает новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности, т.к. метапредметные результаты обучения - это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Шагом в этом направлении становится поворот к международным исследованиям (PISA, TIMSS и др.), разработке отечественных тестовых работ по функциональной грамотности и смысловому чтению.

Для того, чтобы добиться высокого качества образования, учителя находятся в постоянном поиске различных приемов, методик, технологий. Сложно сказать, какие из них можно отнести к инновационным. Когда-то инновационными были: проблемный диалог, дифференцированный подход, разноуровневое и личностно-ориентированное обучение, метод проектов. Сейчас, бесспорно, системно-деятельностный подход объединил все перечисленные технологии. Главным является то, что ставка делается на повышение уровня активности обучающихся на уроках, что, в свою очередь, способствует появлению у детей потребности саморазвития, самоопределения и самоуправления. Именно поэтому задача педагога заключается в формировании активной, инициативной позиции обучающихся в учебном процессе. Ученик не просто усваивает предлагаемый материал, а становится соучастником происходящего, вступает в активный диалог, ищет ответы, и не останавливается на достигнутом как на окончательной истине. Поэтому столько актуальны сегодня интерактивные (в том числе дистанционные) технологии, а также технологии проблемного обучения, развития критического мышления, творческие технологии. Правильный выбор современных образовательных технологий позволит успешно решать сегодня основную задачу школы − учить всех обучающихся и, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.

На сегодняшний день инструментами оценки метапредметных знаний является индивидуальный или групповой проект и комплексная контрольная работа. Остановимся на последней.

В рамках преемственности образования от начальной к основной школе мы разработали комплексные контрольные работы для 5-7 классов. Задания комплексных работ ориентированы не только на проверку освоения отдельных знаний, но и на оценку способности учащихся решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.

Все комплексные работы имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и английскому языку, литературе, математике, географии, а также заданий на информационную обработку текста, смысловое чтение, степени сформированности коммуникативных стратегий обучающихся, определение уровня познавательной активности как личностного фактора развития.

В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • на установление последовательности и соответствия;
  • со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте);
  • со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала - 50% от максимального итогового балла. Работа проверяется учителем в соответствии с приложенными к каждому варианту верными ответами и ключами оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Фиксация результатов проводится по уровням: ниже базового уровня (0-49%), базовый (50-75%), повышенный (76%-100%).

Объектом оценки метапредметных результатов можно считать:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • умение планировать собственную деятельность;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение использовать знако-символические средства;
  • умение осуществлять информационный поиск;
  • владение логическими операции сравнения, анализа, обобщения;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Важно понимать, что такую работу не сможет составить один учитель-предметник, здесь необходим союз единомышленников-энтузиастов. Именно такой сложился у нас в ЧОУ «Лицей Исток».

Приложение

Литература

  1. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
  2. Артемьева М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников//Сибирский педагогический журнал, 2009, №3.