Новый ФГОС 2021: изменения и новшества по биологии

Разделы: Биология


- Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 1

Презентация

- Сегодня мы с вами обсудим основные обновления ФГОС и содержание преподавания биологии.

- Давайте обратим внимание на документы, которые мы будем использовать при составлении рабочей программы.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) (слайд 3)

  • максимально сформулированы требования к результатам освоения обучающимися основного общего образования
  • направлен на обеспечение личностного развитие обучающихся, включая гражданское, патриотическое и тд..воспитание
  • отводится приоритет воспитательной работе
  • закреплен инклюзивный характер образовательной среды
  • описывает систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ (улучшение материально-технического обеспечения)
  • реализуется практико-ориентированный подход (слайд 4-5)

2. Примерная рабочая программа, которую можно найти на сайте Института стратегий развития и образования РАО

http://www.instrao.ru/primer

Данная программа предусматривает линейный курс изучения биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс - 1 час в неделю (34 ч), в 8-9 классах - 2 часа в неделю (68 ч). В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.

5 класс изучение основных вопросов биологии, 6 класс изучение основных понятий ботаники, 7 класс. Систематический курс, изучение грибов, бактерий, лишайников, систематики растений, 8 класс изучение зоологии, 9 класс изучение человека. 10-11 класс изучение общих закономерностей.

- Что включает программа?

Включает личностные, метапредметные, предметные результаты, содержание учебного курса и тематическое планирование. Т.е, структура программы остается прежней.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (самоопределение, смыслобразование, нравственно-эстетическое)

  • Патриотическое воспитание:
  • Гражданское воспитание:
  • Духовно-нравственное воспитание:
  • Эстетическое воспитание:
  • Ценности научного познания:
  • Формирование культуры здоровья:
  • Трудовое воспитание:
  • Экологическое воспитание:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

А. Универсальные познавательные действия (общеучебные, логические, постановка проблемного вопроса)

  • Базовые логические действия:
  • Базовые исследовательские действия:
  • Работа с информацией:

Б. Универсальные коммуникативные действия (разрешение конфликтов, постановка вопроса, планирование сотрудничества)

  • Общение
  • Совместная деятельность (сотрудничество)

В. Универсальные регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

  • Самоорганизация:
  • Самоконтроль (рефлексия):
  • Эмоциональный интеллект:
  • Принятие себя и других:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • 5 класс: характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • 6 класс: характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;
  • 7 класс: характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
  • 8 класс: характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой;
  • 9 класс: характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;

В программе усилена практико-ориентированная направленность. Сохранился перечень лабораторных и практических работ, экскурсий и предложены темы видеоэкскурсий.

Преобразование ЕГЭ, ОГЭ, ВПР

ВПР 5, 6,7,8, 11 классах.

ОГЭ. В соответствии с новыми ФГОС, структура была изменена, и сейчас она вводится поэтапно, т.к из-за пандемии дети два года не сдавали экзамен.

ЕГЭ. Также в интернете, можно найти проект ЕГЭ по биологии 2022. Перспективная модель ЕГЭ

https://fipi.ru/ege/perspektivnyye-modeli

Также разработчики предлагают при изучении курса биологии использовать

Универсальные кодификаторы для оценки качества образования, с 5-9 класс, которые представлены на сайте ФИПИ (https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/243050673-6).

Учитель может использовать программу элективных курсов авторскую, предложенную издательствами https://prosv.ru/static/profil_school - 10-11 класс)

При углубленном изучении рекомендуется обратить внимание на курс, который можно будет проводить, как электив или факультатив. Курс «Генетика». На сайте Института стратегий и образования.

Вывод

  • При изучении учебного предмета «Биология» рекомендуется обеспечить системное освоение учащимися основного содержания курса биологии и освоение ими разнообразных видов учебной деятельности. Используя при этом следующие образовательные технологии: проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, игровые технологии, модульное обучение, диалоговое взаимодействие, групповое обучение, смешанное обучение, кейс-технологии и др.
  • Больше внимания уделять формированию на уроках умений анализировать, сравнивать и сопоставлять изученный материл, а при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
  • Необходимо усилить практико-ориентированную направленность процесса обучения биологии, используя различные типы учебно-познавательных и практических заданий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При выполнении учащимися домашних заданий - ориентироваться на задания творческого и исследовательского характера, отдавая предпочтение тем, которые формируют у учащихся способность научно объяснять явления, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы.