Развитие творческих способностей учащихся с использованием мультимедийных технологий

Разделы: Иностранные языки


Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни.

Цель проекта: Развитие способностей, талантов и дарований на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Задачи проекта:

  • развивать мотивацию личности к познанию, творчеству, реализовывать дополнительные образовательные программы;
  • обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального и допрофессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 7 до 17 лет;
  • формировать общую культуру личности;
  • воспитывать духовно-нравственную личность, гражданственность и патриотизм.
  • выявить особенности развития творческих способностей учащихся при обучении английскому языку;
  • теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую модель развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому;
  • разработать схему поэтапного развития творческих способностей учащихся;
  • разработать методические рекомендации по реализации модели процесса развития творческих способностей учащихся на материале уроков английского языка.

Прогнозируемый результат:

  • максимальное развитие творческих способностей учащихся, наличие устойчивого интереса к английскому языку;
  • формирование в процессе обучения английского языка ключевых компетенций
  • повышение качества преподаваемого предмета (повысить средний балл)
  • повышение методического мастерства педагога путем реализации принципов личностно-ориентированного образования, практическое применение технологии игровой деятельности в преподавании английского языка для повышения качества образования
  • провести окрытые уроки, разработка дидактических материалов, разработка и проведение уроков с использованием инновационных технологий
  • расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
  • повышение роли дополнительного образования в общей системе образования школы;
  • повышение ИКТ грамотности учащихся и педагогов школы;
  • расширение развивающего подхода в образовательном пространстве школы с включением информационно - коммуникативных технологий в учебный и воспитательный процесс;
  • повышение эффективности и качества обучения в целом;
  • организация доступа к цифровым образовательным ресурсам и оказание помощи в их использовании всем учащимся и учителям;

Предполагаемые результаты:

  • расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
  • расширение перечня образовательных услуг учреждения в области художественно-эстетического воспитания;
  • превращение школы в центр распространения опыта художественно-эстетического образования
  • повышение ИКТ грамотности учащихся и педагогов школы;
  • расширение развивающего подхода в образовательном пространстве школы с включением информационно - коммуникативных технологий в учебный и воспитательный процесс;
  • повышение эффективности и качества обучения в целом;
  • организация доступа к цифровым образовательным ресурсам и оказание помощи в их использовании всем учащимся и учителям;
  • проведение учебной и проектной деятельности учащихся в различных предметных областях, в частности в области «Искусство», связанных с применением информационно-коммуникативных технологий.

Методы использования мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранных языков

В статье рассмотрены наиболее распространенные методы применения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка, а также проанализированы причины, препятствующие внедрению информационных технологий в учреждения образования.

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является интеграция в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования. Изучение иностранных языков вызывает большую трудность у школьников, но еще большее затруднение вызывает преподавание иностранного языка. Следует признать, что на фоне века информационных технологий методы преподавания иностранных языков выглядят непросто несовременными, а архаичными. Перед учителем стоит нелегкая задача - не только научить учащегося языку, но и заинтересовать его в своем предмете, привить любовь и уважение к «чужому» языку, чего старые технологии уже не в состоянии обеспечить.

Среди наиболее распространенных методов обучения иностранному языку можно выделить объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Обьяснительно-иллюстративный метод способствует усвоению знаний в наглядной и доступной форме. При репродуктивном методе учитель путем неоднократных повторений и выполнением аналогичных упражнений пытается добиться прочности усвоения новой информации. Несомненно, названные методы позволяют целенаправленно формировать навыки и умения учащихся. Вместе с тем они не гарантируют развития творческих способностей, что снижает результативность этих методов.

В настоящее время в век информационных технологий просто необходимо применять новые методы обучения, такие, как мультимедиа. Само понятие «мультимедиа» - многозначный термин. В узком смысле термин служит для обозначения компьютерного аппаратного обеспечения (звуковая и видеоаппаратура, позволяющая воспроизвести звуковую и видеоинформацию любых форматов). В широком смысле под «мультимедиа» подразумевают целый спектр информационных технологий, применяющих разнообразные программные и технические средства с целью эффективного воздействия на пользователя. Мультимедийные продукты содержат в себе одновременно графическую, аудио и визуальную информацию, что позволяет работать с информацией различных типов (например, звук, гипертекст, фото-, видеоизображение), следовательно, расширяет поле деятельности учителя.

Традиционно к современным мультимедийным средствам относят компьютер. Универсальность компьютера заключается в том, что в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств (проектор, модем, принтер) он в состоянии обеспечить выполнение всех функций мультимедиа-средств обучения.

Коротко рассмотрим наиболее популярные методы применения мультимедиа на уроках иностранного языка..

Таблица 1 - Основные методы применения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный результат, значимый для ученика. Данный подход к обучению языкам позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые проблемы с учетом особенностей культуры страны. Мультимедийные технологии выступают в качестве технического средства для оформления работы и ее презентации.

Метод информационного ресурса позволяет работать с гипертекстом, предоставляет доступ к различной справочной, учебной, научной литературе. Но, как показывает практика, учащиеся часто отвлекаются на ненужную информацию, тонут в «информационном мусоре», не могут самостоятельно определить ценность того или иного ресурса для своих целей, поэтому при использовании интернета на уроках следует сделать выборку сайтов и предоставить этот список учащимся. Этот метод способствует расширению теоретических знаний школьника, учит его ориентироваться в большом количестве информации, дает возможность в любое удобное для него время обрабатывать информацию. Данный метод лучше применять при изучении страноведческих тем, так как его использование помогает обработать большое количество информации за минимальное количество времени.

Мультимедиа-игра существенно повышает познавательный интерес учащихся. Форма и содержание игры зависит от возрастных особенностей учащихся и от темы урока.

Работа в режиме on-line стимулирует познавательный интерес учащихся. Для них открывается новый мир иностранного языка, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи.

Проведенное исследование показало, что использование мультимедиа-технологий на уроке иностранного языка существенно повышает мотивацию учащихся. Так, если перед использованием мультимедиа 40 % учащихся простой средней школы проявляли интерес к изучению иностранного языка, то после применения информационных технологий на уроке количество желающих возросло до 60 %.

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что использование мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.

Вместе с тем до сих пор существует ряд причин, препятствующих внедрению информационных технологий. Во-первых, не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточно квалифицированных педагогических кадров, способных освоить и активно использовать новые технологии. В-третьих, некоторые учителя не уверены в своей способности успешно освоить и использовать современные технологии.

Таким образом, назрела необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе школ, университетов, других учреждений в целях обучения учителей современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.

Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;
  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • увеличение объема лингвистических знаний;
  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ :

  1. формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
  2. расширение активного и пассивного словарей;
  3. приобретение культурологических знаний;
  4. формирование культуры общения;
  5. формирование элементов глобального мышления;
  6. формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
  7. формирование навыков работы в группе.
  8. Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.):
    1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
    2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
    3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
    4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
    5. Использование ресурсов сети Интернет.

1. Преимущества использования ИКТ в преподавании иностранного языка:

  • Программа Internet Explorer

Преимущества Internet Explorer:

  • самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;
  • высокая скорость манипулирования огромными массивами данных;
  • доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;
  • поиск данных, необходимых конкретному пользователю;
  • доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;
  • возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука

Данные преимущества способствуют:

  • повышению познавательной активности и мотивации учения;
  • формированию навыков исследовательской работы и умений работать с информацией;
  • расширению и углублению знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;
  • стимулированию интереса учащихся к изучению предмета;
  • развитию речемыслительной деятельности, кругозора и эмоционально- чувственной сферы учащихся через музыкальные, анимационные заставки, фотографии и картинки;
  • снижению утомляемости;
  • повышению индивидуализации обучения.

2.Преимущества обучающих CD-, DVD-дисков:

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • предоставляют возможность учащимся работать в своем темпе;
  • ускоряют процесс обучения;
  • улучшают качество усвоения материала;
  • усиливают процессы запоминания визуального образа лексических единиц;
  • стимулируют деятельность учащихся, например, аплодисменты при правильном ответе; • предоставляют возможность отработать любой вид речевой деятельности;
  • формируют позитивную мотивацию к учению;
  • развивают инициативную речь.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

В процессе работы я использую нестандартные методы обучения:

  • ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", "круглые столы", которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию;
  • творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма;
  • тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками; проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом;
  • интернет.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:

  • 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;
  • 51% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
  • 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

Как я уже отмечала выше, в моей практике после применения ИКТ на уроках английского языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения.

Качество знаний и уровень обученности учащихся за 3 года

Год

СОУ

Качество знаний

2017/2018

0,71

71%

2018/2019

0.72

76%

2020/2021

0,84

88%

Анализ контрольных и срезовых работ показал, что учащиеся стали успешнее справляться с грамматическими и лексическими заданиями, а также с заданиями по работе с различными текстами, письму и говорению. В качестве примера приведу результаты работ учащихся 9 класса (14 человек) за I полугодие 2018-2019 и 2020-2021 учебного года в сравнении:

Совершенствование ЗУН по основным видам речевой деятельности

Виды речевой деятельности

I полугодие
2018-2019
уч. год

I полугодие
2020-2021
уч. год

Аудирование
Чтение
Грамматика
Письмо
Говорение

69%
68%
65%
51%
75%

75%
82%
78%
65%
81%

Заключение

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии - это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

Использование ИКТ на уроках английского языка - на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
  • индивидуализировать учебный процесс;

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Так как результаты исследования подтвердили эффективность использования новых информационных технологий в процессе обучения, считаю целесообразным внести коррективы в тематическое планирование по английскому языку (особенно на второй ступени обучения), дополнив его элементами ИКТ.

На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении английскому языку и нуждается в дальнейшем исследовании.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.