Учебно-методическое пособие "Ораторское мастерство"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Дополнительное образование, Мастер-класс

Ключевые слова: ораторское мастерство


Введение

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда востребованы обществом и без проблем смогут найти работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Зачастую это успешные руководители, политики, бизнесмены, журналисты, писатели, преподаватели, так во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль.

Занятие по ораторскому искусству предусмотрены учебной программой для формирования у учащихся теоретических знаний основных положений классической и современной риторики, развития у них навыков и умений общения, убеждения, подготовки и произнесения публичной речи с учетом специфики деятельности ведущего и организатора.

В процессе занятия участники познают:

  • требования, предъявляемые к устному выступлению, методике подготовки и произнесения публичной речи, облику оратора;
  • закономерности общения, взаимодействия оратора и аудитории;

овладеют начальными умениями:

  • осуществлять подготовку материала устного выступления с учетом требований риторики;
  • правильно с использованием различных средств выразительности и наглядности выступать с устной речью перед различными аудиториями;
  • осуществлять самоконтроль устного выступления и корректировать его;
  • грамотно строить речь, соблюдая правила словоупотребления, орфоэпии.

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией. В ходе занятия активно используются элементы технологии контекстного обучения (обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста)

Мастер-класс по Ораторскому мастерству

Вид занятия: смешанное.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации занятия: групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Цель занятия: Овладение начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства.

Задачи

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с понятием ораторское мастерство;
  • формировать у обучающихся выработку собственного стиля, особенной манеры общения с людьми;
  • учить контролировать свое эмоциональное состояние и реакцию аудитории;
  • формировать умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты, противостоять словесной агрессии.

Развивающие:

  • развивать способность обучающихся к уместному использованию разных уровней энергетики, жестов, интонации, контакта глазами;
  • развивать умения соблюдения правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
  • развивать способности управлять своим телом и голосом;
  • развивать коммуникативные компетенции: навыки общения, ведение конструктивного диалога, публичного выступления.

Воспитательные:

  • привить чувство ответственности за результаты своей деятельности по отношению к другим людям;
  • содействовать развитию самодисциплины, самоконтроля;

Планируемые результаты:

Знать

Уметь

Владеть

Знать что такое ораторское мастерство

Уметь использовать разные уровни энергетики, жестов, интонации, контакта глазами.

Владеть начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства.

Дидактические средства: конспект занятия, микрофон (муляж), трибуна для выступающих, флипчарт, маркеры для доски, листы для флипарта, растяжка с флажками, карточки с инструкцией, листы а4, ручки, карандаши и т.д.

Ход занятия

Блоки

Этап учебного занятия

Задачи этапа. Методы

Подготовительный

Организационный
5 мин

Подготовка детей к работе на занятии.
Словесный метод.
Метод игры

Основной

Подготовительный
5 мин

Сообщение темы, цели и задач учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
Словесный метод.

Усвоение новых знаний и способов действий.
15 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Словесный метод: рассказ, диалог. Наглядный метод.

Первичная проверка понимания изученного
20 мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
Словесный метод.
Наглядный метод.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
20 мин

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Словесный метод: рассказ, диалог. Метод игры. Репродуктивный метод.

Обобщение и систематизация знаний.
Контрольный
20 мин

Формирование целостного представления знаний по теме.
Выявление качества и уровня овладения знаниями. Словесный метод. Репродуктивный метод.

Итоговый

Итоговый
Рефлексивный
Информационный
5 мин

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
Мобилизация детей на самооценку
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Свое выступление хочу начать с высказывания Паскаля - французского математика, механика, физика, литератора и философа:

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, хотели глубже в нее вникнуть.

Что же такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота. Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Многие ораторы советует для проверки шутки или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

9. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Работа с наглядным материалом
(См. Приложение 1)

Давайте поговорим о эмоциях. Какие эмоции у вас вызывает выступление на публике? Почему мы испытываем эти эмоции и ощущения? Что с этим можно делать?

Детям предоставляется раздаточный материал
(см. Приложение 2,
Приложение 3)

Есть огромный спектр упражнений и заданий на развитие дикции, артикуляции, движений на сцене и т.д.

За моей спиной есть гирлянда с флажками. Я буду приглашать к этой гирлянде одного из вас. Ваша задача сорвать флажок и прочитать задание на ней. А мы со всеми ребятами проделаем их.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

Три улыбки

Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Очень важно правильно дышать.

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем "спускайтесь" вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

В конце занятия я бы хотела понять был ли полезен вам наш мастер-класс, вынесли или вы что-то новое? Перед вами плакат с упаковками из-под картошки фри с надписями «Супер», «Хорошо», «Не очень», «Сложно». Вот сама картошка фри (полоски желтого картона). Пожалуйста, оцените занятие положив свою картошечку в ту ячейку, как вы себя чувствовали на занятии.

Огромное спасибо. Мне было очень интересно с вами работать. Всем хорошего дня.

Заключение

В современном мире трудно представить себе интеллектуальную профессию, которая не требовала бы применения языка в целях общения.

Уметь правильно строить коммуникации, убедительно, последовательно отстаивать свою точку зрения, грамотно и интересно излагать мысли - вот далеко не полный перечень навыков, необходимых будущему менеджеру, администратору, журналисту, политологу. И на первом месте находится риторическая подготовка, формирующая навыки применения речи в профессиональной деятельности.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия - умения учиться самостоятельно.

Сравнив УУД и soft-skills, можно прийти к выводу, что эти понятия имеют много общего.

Главная цель педагогов сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft-skills особенно актуальна и необходима.

Список использованных источников и литературы

  1. Антонова, Л.Г. Развитие речи `Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015. - 224 c.
  2. Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З.Апресян. - Москва: СПб. [и др.] : Питер,2015. - 280 c.
  3. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х.Вагапова. - М.: Феникс, Цитадель-трейд,2014. - 464 c.
  4. Голуэй, Терри Слова, изменившие мир (эксклюзивное подарочное издание) / Терри Голуэй. - М.: Эксмо, 2014. - 384 c.
  5. Гопиус, К. Сила убеждения / К. Гопиус. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 643c.
  6. Сарабьян, Эльвира Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского / Эльвира Сарабьян. - М.: "Издательство АСТ", 2015. - 256 c.
  7. Полито, Рейналдо Как говорить правильно и без стеснения: моногр. / Рейналдо Полито. - Москва:СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 352 c.
  8. Сарабьян, Эльвира Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского / Эльвира Сарабьян. - М.: "Издательство АСТ", 2015. - 256 c.
  9. Черчилль, У. Никогда не сдаваться! Лучшие речи Черчилля / У. Черчилль. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 426 c.
  10. Шипунов, Сергей Харизматичный оратор. Руководство по курсу "Словесная импровизация": моногр. / Сергей Шипунов. - Москва: Гостехиздат, 2014. - 288 c.