Изготовление и использование лэпбука "Моя семья" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: лэпбук


Самое главное в жизни любого ребенка - его семья. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи. Это имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать у детям чувство привязанности к семье и дому.

Поэтому у меня возникло желание создать такое пособие в помощь родителям - лэпбук «Моя семья».

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о семье и вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Задачи:

  • вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
  • познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
  • учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
  • развивать коммуникативные навыки детей (формировать умение играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя семья»;
  • развивать крупную и мелкую моторику;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

В моём пособии собрано достаточное количество дидактических игр и упражнений, которые направлены на решение разных задач: на развитие внимания, речи (обогащение словаря, связной речи, мышления), памяти, а самое главное на развитие познавательного интереса к деятельности.

На центральной части лэпбука представлен материал «Как я расту». С помощью изображений людей в различных возрастных категориях родители вместе с детьми могут проследить стадии роста человека.

Ниже я представляю вашему вниманию «Театр на палочке».

Существует много различных театров, но я решила сделать такой. Он очень прост в изготовлении и очень нравится детям. Все действия с персонажами можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь в помещении. (персонажи здороваются, танцуют, кушают, ложатся спать, используя предметы-заместители). Дети учатся общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Также я предлагаю родителям материал со стихами для чтения или заучивания наизусть, например:

У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живём,
Песни громко мы поём.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.

Когда малыш учит стихи - развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Ещё предлагаю родителям поиграть в игру «Разрезные картинки». Цель игры: собрать целое из 2х частей. У детей развивается внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Обратите внимание, что данное пособие очень просто в изготовлении, его смогут сделать и бабушки, и дедушки. И, особенно, в период пандемии- это большая возможность провести время вместе всей семьёй, пообщаться, поиграть, уделить больше внимания и времени своему ребёнку.

В моём лэпбуке подобраны загадки по теме «Семья», где по картинке ребёнок может найти отгадку сам или с помощью взрослого.

Ещё я предлагаю дидактическую игру «Подбери узор к бабушкиному платочку» (здесь подбирается не только рисунок, но и форма). У ребёнка развивается воображение, мышление, речь.

Познавая окружающий мир, нужно дать ребёнку понять, что важной частью природы являются живые существа, к которым нужно относиться бережно, которые тоже строят свои семьи, где взрослые животные любят и ухаживают за своими детёнышами. И я сделала такую игру «Найди свою маму» (ребёнок подбирает к выбранному животному детёныша или наоборот, например, корова- телёнок, цыплёнок -курица и т.д. У детей увеличивается словарный запас (закрепляется название животных), развивается связная речь, внимание, память, мышление. Здесь же можно поиграть на звукоподражание.

Предлагаю ещё одну игру «Дом, в котором заселены члены семьи». Открывая окошки, ребёнок с удовольствием будет искать и называть маму, папу, бабушку, дедушку и т.д., давать им имена.

Справа находятся бусы. Ребёнок, называя члена семьи, тянет рукой одну бусинку вниз, тем самым отсчитывая всех по одному. Здесь также развивается речь, мелкая моторика рук, закрепляется счёт.

Также можно использовать пальчиковые игры «Моя семья», «Оладушки». Они дают возможность родителям поиграть c малышами, порадовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Чтобы было интересней, я предлагаю связанные куколки-фигурки, которые можно одеть на палец ребёнку. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, сосредоточенность, память. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Хочу предложить ещё одну интересную игру «Домашние дела» или «Кому что принадлежит? В этой игре есть картинки всех членов семьи, и предметы, которые им нужны в хозяйстве. Малыш должен подобрать нужный ряд предметов, например: мама- кастрюля- сумка -машина-утюг-платье и т.д.

С обратной стороны моего пособия есть интересные задания по теме, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. («Назови ласково», «Закрась все кружочки фломастером, пластилином)

Использование лэпбука в работе с детьми способствует тому, что

  • дети приобретают новые знания;
  • у детей пропадает тревожность, они успокаиваются и чувствуют себя комфортнее;
  • развиваются коммуникативные навыки;
  • формируются доверительные отношения между воспитателем, детьми и их родителями;
  • родители с удовольствием поддерживают работу педагога по знакомству с понятием «Семья» и используют рекомендации дома.

От того, какую среду мы создаем у себя дома, в своей семье, зависит, каким вырастет ребёнок. Хотим, чтобы ребенок умел говорить - в семье должно присутствовать общение. Хотим, чтобы вырос читающий ребенок - книги в жизни семьи должны занимать важное место. Чем бы Вы ни занимались: играли, рисовали, смотрели кино - помните, что у ребенка высокая потребность в общении с родными людьми. Помогите ребенку удовлетворить эту потребность! Это будет основой для доверительных отношений в будущем.