Выступление на собрании для родителей будущих первоклассников

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: родительское собрание, собрание для родителей будущих первоклассников


Тема: «Несколько слов о психологической готовности к школьному обучению»

Цель:

  • Повышение психологической грамотности родителей, расширение представлений о готовности ребенка к школьному обучению.
  • Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

  • Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
  • Раскрыть психологические особенности младших школьников
  • Познакомить с конкретными играми и заданиями, которые будут способствовать успешной подготовке.

Здравствуйте, уважаемые родители, меня зовут, Тамара Анатольевна, я психолог начальной школы.

Вы все сейчас находитесь на пороге очень важного события - ваши дети в сентябре идут в школу. Они станут первоклассниками.

Большинство детей, которые идут в первый класс, конечно же, идут с надеждой, что в школе все у них будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдываются ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказывается не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Успешность адаптации и обучения во многом определяется уровнем готовности ребенка к обучению в школе.

Прежде всего: хочет ли он в школу и как он ее воспринимает, чего ожидает от нового для него жизненного этапа.

Не надо рисовать школьную жизнь (и будущие его успехи) ТОЛЬКО в радужных тонах. Когда ребенок столкнется с реальностью, это может вызвать настолько сильное разочарование, что у первоклассника возникнет резко отрицательное отношение к учебе.

Заранее пугать ребенка тоже не следует, иначе, он подумает, раз там так сложно, то и, вообще, туда лучше не идти.

Важно сформировать объективное представление о школе. Рассказывайте ребенку о своем школьном опыте, об ошибках, которые вы совершали, о смешных историях, которые с вами происходили; о школьных друзьях, с которыми до сих пор поддерживаете отношения, о своей первой учительнице, память о которой остается на всю жизнь.

Т.о. ребенку достаточно дать понять, что для того, чтобы чему-то научиться нужно прикладывать усилия, преодолевать трудности, а для этого порой необходимо ограничивать свои желания.

Раз ребенку необходимо уметь ограничивать свои сиюминутные желания, значит ему необходим хороший уровень саморегуляции и контроля. Что это значит? Быстро успокаиваться, переставать смеяться, настраиваться на урок, говорить тогда, когда спросят и т.д.

Ребенок должен уметь произвольно удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, даже если ему не очень хочется этого делать и не отвлекаться на посторонние раздражители.

Для формирования подобных навыков можно использовать такие игры:

Всем известная игра «Черный с белым не берите, да и нет не говорите». Вы поедете на бал?» Ребенок должен отвечать на ваши вопросы так, чтобы не произносить запретных слов: «да», «нет», «черный», «белый».

Как можно ответить на этот вопрос? Вы поедете на бал? (Возможно. Поеду. Все возможно).

Примерный диалог.

- Вы поедете на бал?

- Возможно.

- Точно поедете?

- Поеду.

- На тебе будет красивое белое или черное платье?

- Розовое.

- Розовое, да…

- ДА (проиграла).

«Говори по сигналу»

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит/услышит/почувствует условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д.

  • «Какие времена года вы знаете?» ... «Говори!»
  • «Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»
  • «Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»
  • «Какого цвета столы в комнате?» ... «Говори!»)

«Минутка баловства». По сигналу ребенок бегает, кричит и балуется, по следующему сигналу - останавливается и замирает или садится на свое место.

Также для ребенка очень важно уметь удерживать инструкцию, которую будет давать учитель. В этом вы тоже можете потренироваться дома.

Игра «Слушай - исполняй»

Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. После этого ребенок воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил их взрослый. Например:

Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.

Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Игры «Медвед», «Халли-Галли», «Барабашка», «Доббль» и т.д. и любые другие настольные игры

Необходимо обратить внимание на развитие восприятия. Как ребенок рисует и насколько этот образ носит целостный характер.

Например, ребенок рисует человека, а ноги, у него идут из головы, или сразу из плеч, руки - палочки. Возвращайте, ребенка к собственному телу, добавляйте тактильную чувствительность. Разве руки у нас такие палочки? Здесь как минимум должно быть 2 палочки.

Для улучшения понимания структуры объекта, его внутренней организации, рекомендуется играть в подобные игры:

«Что из чего состоит»

Я загадала предмет, у которого есть:

- 4 ножки, сиденье и спинка;

- это сосуд для питья, у которого есть ручка;

Дорисовывание образа до целого

Игра «Друг - утюг»

На первых этапах перед ребенком можно разложить 20 разных картинок из этой игры. Сначала ребенок загадывает картинку, а взрослый пытается ее отгадать, задавая правильные вопросы. Ребенок может ответить только «да» или «нет». Например, это живое-неживое; если живое, то животное или растение; если животное - то птица, рыба, млекопитающее; серого/бурого… цвета; может ли сторожить дом, ловить мышей и тд. Потом ребенок и взрослый меняются ролями. Когда ребенок научится анализировать предмет и правильно задавать вопросы, можно переходить к игре по правилам.

Эти игры будут также способствовать развитию объяснительной стороны речи.

Чтобы ребенок не зеркалил буквы, не путал их при написании, правильно копировал и держался в строке при письме первоклассник должен четко ориентироваться в пространстве. Знать где право-лево, верх-низ, относительно себя, другого человека и на плоскости. Понимать и использовать пространственные предлоги: над, под, между, в, на, за.

Развитию и автоматизации зрительно-пространственных представлений будут способствовать игры или квесты с поиском подарков или небольших сюрпризов.

Например, чтобы найти сюрприз тебе нужно сделать 10 шагов вперед, 5 влево и т.д. Потом меняетесь ролями, ребенок что-то прячет и озвучивает вам координаты. Более сложным вариантом является ориентация по карте.

Также обратите внимание на формирование временных представлений - времена года, месяцы.

Больше разговаривайте с ребенком, постарайтесь подмечать и анализировать изменения в природе. Чаще задавайте проблемные вопросы. Например, как можно узнать погоду не выходя на улицу?

Откуда берутся яйца, молоко, как появляется хлеб. Как можно назвать одним словом батон, булочки, хлеб, пирожки, пончики - хлебо-булочные изделия; сыр, кефир, сливочное масла, йогурт - кисломолочные продукты.

И, конечно же, лето - это пора активного отдыха. Обратите внимание физическое состояние ребенка, на развитие его общей и мелкой моторики. Больше гуляйте, плавайте, прыгайте, бегайте, делайте все, чтобы укрепить мышечный каркас. Лепите, рисуйте, выжигайте, выкалывайте разные узоры, нанизывайте бусинки, играйте с металлическим конструктором, делайте пальчиковую гимнастику - укрепляйте пальчики ребенка.

Больше общайтесь с другими людьми и детьми. Обращайте внимание как ребенок социально адаптирован, как он относится к себе и к окружающим. Умеет ли он общаться, находить выход из конфликтных ситуаций.

Ограничьте время ребенка с гаджетами, потому что они очень негативно сказываются и на общем физическом состоянии - ребенок сидит в одной позе, чаще всего неправильной, очень зажатый и у него формируется поверхностное скользящее внимание, а это в учебной деятельности будет приводить к большому количеству ошибок.

Обратите внимание на навыки самообслуживания: ребенок должен уметь достаточно быстро и самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, он должен уметь правильно кушать, выполнять гигиенические процедуры.

Весь процесс подготовки, особенно, если вы планируете заниматься с ребенком летом должен проходить в игровой форме. И конечно же, не забудьте дать ребенку отдохнуть перед школой и вас все получится. А если что-то пойдет не так, мы вам обязательно поможем.

Список используемой литературы

  1. детсадспутник.рф›pedagogi/1554_Konsulta-tsiya…
  2. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. - М.: АЙРИС - пресс, 2020. - 112 с.:ил.+вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология).