Тема: «Несколько слов о психологической готовности к школьному обучению»
Цель:
- Повышение психологической грамотности родителей, расширение представлений о готовности ребенка к школьному обучению.
- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
- Раскрыть психологические особенности младших школьников
- Познакомить с конкретными играми и заданиями, которые будут способствовать успешной подготовке.
Здравствуйте, уважаемые родители, меня зовут, Тамара Анатольевна, я психолог начальной школы.
Вы все сейчас находитесь на пороге очень важного события - ваши дети в сентябре идут в школу. Они станут первоклассниками.
Большинство детей, которые идут в первый класс, конечно же, идут с надеждой, что в школе все у них будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдываются ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказывается не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Успешность адаптации и обучения во многом определяется уровнем готовности ребенка к обучению в школе.
Прежде всего: хочет ли он в школу и как он ее воспринимает, чего ожидает от нового для него жизненного этапа.
Не надо рисовать школьную жизнь (и будущие его успехи) ТОЛЬКО в радужных тонах. Когда ребенок столкнется с реальностью, это может вызвать настолько сильное разочарование, что у первоклассника возникнет резко отрицательное отношение к учебе.
Заранее пугать ребенка тоже не следует, иначе, он подумает, раз там так сложно, то и, вообще, туда лучше не идти.
Важно сформировать объективное представление о школе. Рассказывайте ребенку о своем школьном опыте, об ошибках, которые вы совершали, о смешных историях, которые с вами происходили; о школьных друзьях, с которыми до сих пор поддерживаете отношения, о своей первой учительнице, память о которой остается на всю жизнь.
Т.о. ребенку достаточно дать понять, что для того, чтобы чему-то научиться нужно прикладывать усилия, преодолевать трудности, а для этого порой необходимо ограничивать свои желания.
Раз ребенку необходимо уметь ограничивать свои сиюминутные желания, значит ему необходим хороший уровень саморегуляции и контроля. Что это значит? Быстро успокаиваться, переставать смеяться, настраиваться на урок, говорить тогда, когда спросят и т.д.
Ребенок должен уметь произвольно удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, даже если ему не очень хочется этого делать и не отвлекаться на посторонние раздражители.
Для формирования подобных навыков можно использовать такие игры:
Всем известная игра «Черный с белым не берите, да и нет не говорите». Вы поедете на бал?» Ребенок должен отвечать на ваши вопросы так, чтобы не произносить запретных слов: «да», «нет», «черный», «белый».
Как можно ответить на этот вопрос? Вы поедете на бал? (Возможно. Поеду. Все возможно).
Примерный диалог.
- Вы поедете на бал?
- Возможно.
- Точно поедете?
- Поеду.
- На тебе будет красивое белое или черное платье?
- Розовое.
- Розовое, да…
- ДА (проиграла).
«Говори по сигналу»
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит/услышит/почувствует условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д.
- «Какие времена года вы знаете?» ... «Говори!»
- «Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»
- «Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»
- «Какого цвета столы в комнате?» ... «Говори!»)
«Минутка баловства». По сигналу ребенок бегает, кричит и балуется, по следующему сигналу - останавливается и замирает или садится на свое место.
Также для ребенка очень важно уметь удерживать инструкцию, которую будет давать учитель. В этом вы тоже можете потренироваться дома.
Игра «Слушай - исполняй»
Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. После этого ребенок воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил их взрослый. Например:
Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.
Игры «Медвед», «Халли-Галли», «Барабашка», «Доббль» и т.д. и любые другие настольные игры
Необходимо обратить внимание на развитие восприятия. Как ребенок рисует и насколько этот образ носит целостный характер.
Например, ребенок рисует человека, а ноги, у него идут из головы, или сразу из плеч, руки - палочки. Возвращайте, ребенка к собственному телу, добавляйте тактильную чувствительность. Разве руки у нас такие палочки? Здесь как минимум должно быть 2 палочки.
Для улучшения понимания структуры объекта, его внутренней организации, рекомендуется играть в подобные игры:
«Что из чего состоит»
Я загадала предмет, у которого есть:
- 4 ножки, сиденье и спинка;
- это сосуд для питья, у которого есть ручка;
Дорисовывание образа до целого
Игра «Друг - утюг»
На первых этапах перед ребенком можно разложить 20 разных картинок из этой игры. Сначала ребенок загадывает картинку, а взрослый пытается ее отгадать, задавая правильные вопросы. Ребенок может ответить только «да» или «нет». Например, это живое-неживое; если живое, то животное или растение; если животное - то птица, рыба, млекопитающее; серого/бурого… цвета; может ли сторожить дом, ловить мышей и тд. Потом ребенок и взрослый меняются ролями. Когда ребенок научится анализировать предмет и правильно задавать вопросы, можно переходить к игре по правилам.
Эти игры будут также способствовать развитию объяснительной стороны речи.
Чтобы ребенок не зеркалил буквы, не путал их при написании, правильно копировал и держался в строке при письме первоклассник должен четко ориентироваться в пространстве. Знать где право-лево, верх-низ, относительно себя, другого человека и на плоскости. Понимать и использовать пространственные предлоги: над, под, между, в, на, за.
Развитию и автоматизации зрительно-пространственных представлений будут способствовать игры или квесты с поиском подарков или небольших сюрпризов.
Например, чтобы найти сюрприз тебе нужно сделать 10 шагов вперед, 5 влево и т.д. Потом меняетесь ролями, ребенок что-то прячет и озвучивает вам координаты. Более сложным вариантом является ориентация по карте.
Также обратите внимание на формирование временных представлений - времена года, месяцы.
Больше разговаривайте с ребенком, постарайтесь подмечать и анализировать изменения в природе. Чаще задавайте проблемные вопросы. Например, как можно узнать погоду не выходя на улицу?
Откуда берутся яйца, молоко, как появляется хлеб. Как можно назвать одним словом батон, булочки, хлеб, пирожки, пончики - хлебо-булочные изделия; сыр, кефир, сливочное масла, йогурт - кисломолочные продукты.
И, конечно же, лето - это пора активного отдыха. Обратите внимание физическое состояние ребенка, на развитие его общей и мелкой моторики. Больше гуляйте, плавайте, прыгайте, бегайте, делайте все, чтобы укрепить мышечный каркас. Лепите, рисуйте, выжигайте, выкалывайте разные узоры, нанизывайте бусинки, играйте с металлическим конструктором, делайте пальчиковую гимнастику - укрепляйте пальчики ребенка.
Больше общайтесь с другими людьми и детьми. Обращайте внимание как ребенок социально адаптирован, как он относится к себе и к окружающим. Умеет ли он общаться, находить выход из конфликтных ситуаций.
Ограничьте время ребенка с гаджетами, потому что они очень негативно сказываются и на общем физическом состоянии - ребенок сидит в одной позе, чаще всего неправильной, очень зажатый и у него формируется поверхностное скользящее внимание, а это в учебной деятельности будет приводить к большому количеству ошибок.
Обратите внимание на навыки самообслуживания: ребенок должен уметь достаточно быстро и самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, он должен уметь правильно кушать, выполнять гигиенические процедуры.
Весь процесс подготовки, особенно, если вы планируете заниматься с ребенком летом должен проходить в игровой форме. И конечно же, не забудьте дать ребенку отдохнуть перед школой и вас все получится. А если что-то пойдет не так, мы вам обязательно поможем.
Список используемой литературы
- детсадспутник.рф›pedagogi/1554_Konsulta-tsiya…
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. - М.: АЙРИС - пресс, 2020. - 112 с.:ил.+вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология).