Открытый урок в 3-м классе. Тема: "В музыкальном театре. Опера «Руслан и Людмила»"

Разделы: Музыка

Класс: 3

Ключевые слова: опера, опера «Иван Сусанин», Опера «Руслан и Людмила»


Ход урока

I. Организация начала урока

- Вход в класс под музыку.

- Музыкальное приветствие «Сольфеджио без сольфеджио».

- Проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- «Бег ассоциаций» (на экране изображение Большого театра)

- Ребята, что мы видим на экране? Глядя на изображение, какие слова, мысли к вам приходят…

- Может быть, кто-то знает, что это за театр?

- Это обычный театр? Там идут обычные спектакли?

- Правильно, ребята, давайте назовём тему нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?

Ответы детей. (О музыкальном театре)

Тема урока выводится на экран.

«В музыкальном театре» В течение нескольких уроков, мы будем с вами путешествовать в музыкальный театр, в котором пересекаются многие виды искусства. Вы узнаете много интересного и неожиданного для вас. Вы хотите узнать что-то новое?

- Если театр музыкальный, значит и спектакли там необычные? Назовите их.

- И так ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ - это музыкальные спектакли, а чем они отличаются друг от друга?

- А что в них общего?

- Скажите мне, пожалуйста… а чем открываются музыкальные спектакли?

- Давайте представим, что мы попали с вами в театр. (закройте глазки) Все зрители заняли свои места, свет угасает, музыканты симфонического оркестра настраивают инструменты... Сейчас начнется опера, звучит музыкальное вступление - увертюра.

Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила».

  1. Вступление к какой опере прозвучало? Вам знакома эта музыка?
  2. Кто его написал?
  3. Почему я выбрала именно это произведение?

- Давайте дополним и уточним тему нашего урока. Что сегодня дают в нашем музыкальном театре?

Тема урока выводится на экран - Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки

- Ребята, а что в итоге сегодня мы должны узнать? Какие цели мы для себя сегодня поставим?

- Анализировать, слушать, познакомиться, …

Молодцы!

Сегодня мы не будем с вами работать в тетради. У вас на партах лежит листок, и это не просто листок. Именно с подобного листка, который у нас сегодня должен получиться к концу урока только большего формата мы узнаём о предстоящем спектакле в том или ином театре. Кто знает, как это называется?

Записываем дату и тему.

III. Актуализация знаний

  1. Кто помнит, на основе какого литературного поэтического произведения написана эта опера?
  2. Вообще судьбы М.И.Глинки и А.С.Пушкина часто пересекались. Они родились с разницей в 5 лет, а ушли из жизни с разницей в 20 лет. Были близко знакомы.

Однажды Глинка и Пушкин рассуждали о русской опере. Поэт видел в будущем оперу, в которой помимо музыки были и хореография, и декоративность. Глинка высказал Пушкину желание взять в качестве либретто (основы) «Руслана и Людмилу». Поэт ответил, что желал бы многое изменить в этом юношеском сочинении. Более подробных указаний композитору получить не удалось - из-за гибели поэта.

Премьера «Руслана» Глинки состоялась в 1842 году (опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами) и, несомненно, композитор прислушался к желаниям Пушкина, создав яркий спектакль с танцевальными эпизодами.

Михаил Глинка несколько изменил поэму А.С.Пушкина: ввел новых героев.

- Как и в любой сказке в поэме Пушкина и опере Глинки есть положительные и отрицательные герои. Давайте их назовем.

- Что происходит в опере? С некоторыми сценами вы уже знакомились на уроках музыки….

IV. Первичное усвоение новых знаний

Мы начнём знакомство с главных героев. Откройте учебник на странице 70-71. Что это за герои?

Мы сравним эти два музыкальных образа. Это сольные песни. А как называется песня главного героя в опере?

- Давайте прочитаем задание, на стр.70. Послушайте арию Руслана. Она поможет тебе понять его характер. Какой он?

Слушаем внимательно произведение и пользуясь словарями эмоций пытаемся определить характер Руслана.

Слушаем арию Руслана «О, Людмила, Лель сулил мне радость….»

- Какой он, Руслан? Опишите мне его словами. В оперном спектакле он выглядит…

- Как называется голос, который исполнял партию Руслана. Найдите ответ в учебнике…

Записываем номер в афишу.

Хорошо поёт? Давайте и мы немного попоём.

- Распевка «Я пою», «Вот иду я вверх» или «Лифт».

Сейчас я вам предлагаю представить себя в роли композитора… вот если бы вы, сочиняли песню Людмилы, какая бы она у вас была?

- Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали?

- Получаете средства выразительности, работаем в парах

Слушаем Каватину Людмилы «О мой милый Руслан»

  • средства
  • характер
  • сравним

- Записали в Афишу - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ пользуясь учебником, стр.70-71, сделать афишу. (Творческий продукт, нашего сегодняшнего урока)

Только ли положительные персонажи в этой опере… Как и в любой сказке, есть и положительные и отрицательные герои… как в песне, которую начали разучивать…

Песня «Сказки гуляют по свету» - работа с песней

Как в доброй сказке, в этой песне и в опере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу, славит родную землю.

V. Первичная проверка пониманий

Фронтальный опрос

С чем познакомились?

Тест

1. Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
А) Пушкин
Б) Глинка
В) Чайковский

2. Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
А) Пушкин
Б) Глинка
В) Чайковский

3. Как называется сольная песня в опере?
А) Романс
Б) Ария
В) Речитатив

4. Как называется высокий женский голос
А) Баритон
Б) Тенор
В) Сопрано

5. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, это
А) Балет
Б) Опера

- Взаимопроверка

- Оценивание

VI. Рефлексия

Подходит к концу наш урок. И давайте ещё раз вернёмся в его начало. В начале урока мы для себя ставили цели и задачи, удалось ли их нам достичь?

«Лесенка успеха»

  • Оценки
  • Музыкальное прощание

- Наш урок закончен…

- До свидания.

Приложение.