Ход урока
I. Организация начала урока
- Вход в класс под музыку.
- Музыкальное приветствие «Сольфеджио без сольфеджио».
- Проверка готовности к уроку.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- «Бег ассоциаций» (на экране изображение Большого театра)
- Ребята, что мы видим на экране? Глядя на изображение, какие слова, мысли к вам приходят…
- Может быть, кто-то знает, что это за театр?
- Это обычный театр? Там идут обычные спектакли?
- Правильно, ребята, давайте назовём тему нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?
Ответы детей. (О музыкальном театре)
Тема урока выводится на экран.
«В музыкальном театре» В течение нескольких уроков, мы будем с вами путешествовать в музыкальный театр, в котором пересекаются многие виды искусства. Вы узнаете много интересного и неожиданного для вас. Вы хотите узнать что-то новое?
- Если театр музыкальный, значит и спектакли там необычные? Назовите их.
- И так ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ - это музыкальные спектакли, а чем они отличаются друг от друга?
- А что в них общего?
- Скажите мне, пожалуйста… а чем открываются музыкальные спектакли?
- Давайте представим, что мы попали с вами в театр. (закройте глазки) Все зрители заняли свои места, свет угасает, музыканты симфонического оркестра настраивают инструменты... Сейчас начнется опера, звучит музыкальное вступление - увертюра.
Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила».
- Вступление к какой опере прозвучало? Вам знакома эта музыка?
- Кто его написал?
- Почему я выбрала именно это произведение?
- Давайте дополним и уточним тему нашего урока. Что сегодня дают в нашем музыкальном театре?
Тема урока выводится на экран - Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
- Ребята, а что в итоге сегодня мы должны узнать? Какие цели мы для себя сегодня поставим?
- Анализировать, слушать, познакомиться, …
Молодцы!
Сегодня мы не будем с вами работать в тетради. У вас на партах лежит листок, и это не просто листок. Именно с подобного листка, который у нас сегодня должен получиться к концу урока только большего формата мы узнаём о предстоящем спектакле в том или ином театре. Кто знает, как это называется?
Записываем дату и тему.
III. Актуализация знаний
- Кто помнит, на основе какого литературного поэтического произведения написана эта опера?
- Вообще судьбы М.И.Глинки и А.С.Пушкина часто пересекались. Они родились с разницей в 5 лет, а ушли из жизни с разницей в 20 лет. Были близко знакомы.
Однажды Глинка и Пушкин рассуждали о русской опере. Поэт видел в будущем оперу, в которой помимо музыки были и хореография, и декоративность. Глинка высказал Пушкину желание взять в качестве либретто (основы) «Руслана и Людмилу». Поэт ответил, что желал бы многое изменить в этом юношеском сочинении. Более подробных указаний композитору получить не удалось - из-за гибели поэта.
Премьера «Руслана» Глинки состоялась в 1842 году (опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами) и, несомненно, композитор прислушался к желаниям Пушкина, создав яркий спектакль с танцевальными эпизодами.
Михаил Глинка несколько изменил поэму А.С.Пушкина: ввел новых героев.
- Как и в любой сказке в поэме Пушкина и опере Глинки есть положительные и отрицательные герои. Давайте их назовем.
- Что происходит в опере? С некоторыми сценами вы уже знакомились на уроках музыки….
IV. Первичное усвоение новых знаний
Мы начнём знакомство с главных героев. Откройте учебник на странице 70-71. Что это за герои?
Мы сравним эти два музыкальных образа. Это сольные песни. А как называется песня главного героя в опере?
- Давайте прочитаем задание, на стр.70. Послушайте арию Руслана. Она поможет тебе понять его характер. Какой он?
Слушаем внимательно произведение и пользуясь словарями эмоций пытаемся определить характер Руслана.
Слушаем арию Руслана «О, Людмила, Лель сулил мне радость….»
- Какой он, Руслан? Опишите мне его словами. В оперном спектакле он выглядит…
- Как называется голос, который исполнял партию Руслана. Найдите ответ в учебнике…
Записываем номер в афишу.
Хорошо поёт? Давайте и мы немного попоём.
- Распевка «Я пою», «Вот иду я вверх» или «Лифт».
Сейчас я вам предлагаю представить себя в роли композитора… вот если бы вы, сочиняли песню Людмилы, какая бы она у вас была?
- Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали?
- Получаете средства выразительности, работаем в парах
Слушаем Каватину Людмилы «О мой милый Руслан»
- средства
- характер
- сравним
- Записали в Афишу - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ пользуясь учебником, стр.70-71, сделать афишу. (Творческий продукт, нашего сегодняшнего урока)
Только ли положительные персонажи в этой опере… Как и в любой сказке, есть и положительные и отрицательные герои… как в песне, которую начали разучивать…
Песня «Сказки гуляют по свету» - работа с песней
Как в доброй сказке, в этой песне и в опере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу, славит родную землю.
V. Первичная проверка пониманий
Фронтальный опрос
С чем познакомились?
Тест
1. Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
А) Пушкин
Б) Глинка
В) Чайковский
2. Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
А) Пушкин
Б) Глинка
В) Чайковский
3. Как называется сольная песня в опере?
А) Романс
Б) Ария
В) Речитатив
4. Как называется высокий женский голос
А) Баритон
Б) Тенор
В) Сопрано
5. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица
поют, это
А) Балет
Б) Опера
- Взаимопроверка
- Оценивание
VI. Рефлексия
Подходит к концу наш урок. И давайте ещё раз вернёмся в его начало. В начале урока мы для себя ставили цели и задачи, удалось ли их нам достичь?
«Лесенка успеха»
- Оценки
- Музыкальное прощание
- Наш урок закончен…
- До свидания.