Цели:
Обучающая:
- Дать представление об очерке.
- Сравнить художественное произведение (рассказ) с публицистическим произведением (очерком).
- Совершенствовать навыки анализа текста.
Развивающая:
- Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
- Формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстами художественного и публицистического стилей.
Воспитательная:
- Воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация
Эпиграф
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться:
Н.Рыленков
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Приветствие. Обращение внимания ребят на оформление класса (портреты И.С.Тургенева, В.М.Пескова, тексты очерка В.М.Пескова «Бежин луг»/распечатанный материал на партах обучающихся/,эпиграф, запись на доске «Очерк»). Определение учениками цели, задач урока.
Работа с ключевым понятием «очерк».
2. Работа со словарной статьей (в парах)
Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).
Знакомство с жанром публицистики - очерком. (слайд).
Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Это полухудожественный, полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её, а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» - проблемы «нравоописательные. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка - писание с натуры. Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.
Это возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.
В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.
Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк - графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.
Путевой очерк.
Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста.
Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком, пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
- Что же такое очерк?
- Выделите из определения признаки очерка.
- Путевой очерк - каковы его особенности?
- Примером художественного очерка служит рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».
Примером публицистического жанра - путевого очерка - служит очерк В. М. Пескова «Бежин луг».
3. Слово о В.М.Пескове
- Имя И.С.Тургенева вам известно, рассказ писателя «Бежин луг» прочитан (слайд «Портрет И.С.Тургенева»), а вот имя журналиста В.М.Пескова вам, наверное, неизвестно, как неизвестен и его очерк «Бежин луг».
(Сообщение о В.М.Пескове заранее подготовлено одним учеником) - слайды (портрет писателя, фото Бежина луга).
- Василий Песков (1930-2013) - известный писатель, публицист, спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных». Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу». Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк - и на плёнке навсегда остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга. Его фотографии являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью. Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.
Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о памятных местах, любопытных географических точках и природных уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж литературных материалов. Старое, вечное, новое - всё переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних, по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича. Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и запоминающиеся.
Первая книга писателя вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по росе» (1963) он получил Ленинскую премию (1964). Очерк «Бежин луг» написан В.М.Песковым в 1968 году, напечатан впервые в журнале «Пионер». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени В.М.Песков получил за большой вклад в развитие отечественной журналистики 5 мая 2003.
4. Выразительное чтение очерка В.М.Пескова «Бежин луг»
Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И все-таки луг необычный…
Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов давнего разговора.
"- А ведь вот и здесь должны быть русалки…
- Нет… здесь место чистое, вольное. Одно - река близко…"
Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось, без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец встречный сказал: "А вот сразу за ржаным полем…"
Почти по Тургеневу "был прекрасный день… один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго". Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?
- Да. Бежин луг, - сказал пастух, потянувшись после дремоты. - Деревня тоже называется Бежин Луг…
Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины. Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.
А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк, разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только угадывался.
Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.
Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков, пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска - все перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое разнотравье - идешь, и за тобой остается сыроватый и темный брод.
Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего. Кричит потревоженный чибис. Два коростеля - один близко, в кустах, другой где-то у самых бугров - то ли зовут, то ли пугают друг друга: крэкс, крэкс…
Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память и чувствовал: не хватает самого главного - нынешних ребятишек. И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки. Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую автомобильную шину…
Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь; деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах "по телевизору" видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на лошади, а у двоих - отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть за рулем…
- Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…
Мальчишки переглянулись и прыснули.
Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…
- Это кто же? - насторожился старший. И тут же сообразил: - А-а, знаю! "Бежин луг", да?
И все остальные догадались, в чем дело.
Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину. Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.
Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к траве телята. Вечно молодой луг…
5. Беседа по вопросам
-О чем этот очерк?
-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?
-Что увидел автор очерка?
-О каких чувствах пишет автор рассказа?
-Как создается настроение?
-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?
-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?
-Докажите, что это путевой очерк?
6. Сравнительный анализ художественного очерка и публицистического очерка
-Что общего между двумя произведениями?
-Чем они отличаются?
Два очерка - один публицистический, другой художественный.
Работа с таблицей.
Рассказ Бежин луг» |
Очерк «Бежин луг» |
|
тема |
Бежин луг |
|
цель |
передать скромную красоту средней полосы России |
|
стиль |
художественный |
публицистический |
герои,
|
реальная действительность,
|
реальные люди,
|
время |
19 век |
20 век |
задача текста |
образная картина мира |
задуматься над вечными
|
тип речи |
смешение типов речи,
|
смешение типов речи,
|
композиция |
соответствует рассказу |
свободная |
позиция
|
герой-повествователь-охотник
|
открытая
|
языковые
|
эмоциональность, тропы,
|
эмоциональность, тропы,
|
крестьянские
|
Разное отношение к жизни.
|
Работа с текстом. Заполнение таблицы
В.М.Песков использует разные изобразительные средства, чтобы передать свое восхищение увиденным. Он использует прием цветописи - синий цвет упоминается во фрагменте 5 раз, желтый - 2 раза, золотой - 2 раза, черный, белый-2 раза, темно-зеленый …, например: в 1 абзаце фрагмента «лозняк синий»; «все было синим»; «к синему добавлялся солнечный». Возникает ощущение чистоты, легкости. Автор использует и звукопись - «гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли пугают друг - друга: крэкс, крэкс…», «тревожно кричала птица». В.М.Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и раньше, много лет назад. Читая описание луга, мы чувствуем и запахи - «душистый колосок», «плотное душистое разнотравье В описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все это создает образную картину летнего дня («солнечный золотистый туман»; «лоснящиеся травы»; «узорные завитки облаков»), но преобладают метафоры и олицетворения («облако кинуло на равнину тень»; «завитки облаков»; «дубы и вязы в одиночку бежали»; «деревья не решились опуститься»; «царство лозняка»; «трава упиралась в бугры».
Цель - показать полнокровную жизнь Бежина луга, его незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического, все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается Вечное - красота земли.
Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту - Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского края, разная стилевая манера, но цель одна - передать скромную красоту средней полосы России через художественное слово. В двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей разное отношение к этому месту. Если дети из
«Бежина луга» И.С. Тургенева верят в легенды о домовых, русалках…, то у детей, живущих в конце 20 века, уже нет этих суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной образ жизни. И все же они, как и те их сверстники, тоже любят свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и почувствовать свободу.
Оба произведения посвящены Вечному - красоте природы. Так было всегда. Этот мир, эта речка…, «и так же, как 100 лет назад, плескалась рыба в ночной воде, тревожно кричала птица и фыркали в темноте лошади». «Я подумал: тургеневские мальчишки ведь стали взрослыми, у них были дети и внуки. Этим, нынешним ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же…». « По-прежнему кричали два коростеля… Вечно молодой луг…» Автор В.М.Песков не случайно употребляет наречие по-прежнему несколько раз; подчеркивает «вечно молодой луг». Вечна не только природа, но и вечна любовь человека к родной земле, к своей стране.
Подведение итогов
Учитель: Итак, в ходе проведенного исследования мы пришли к следующему выводу:
- благодаря силе и выразительности художественного слова, и И.С.Тургеневу, и В.М.Пескову удалось показать, как прекрасна природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном, ощутили величие тишины и шума окружающего нам мира. И, наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом сердцу месте вы напишете сочинение в жанре путевого очерка по одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…
7. Рефлексия
А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на слайде.
Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.
Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье! А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или любимый вами уголок природы.
Спасибо за урок, за плодотворную работу .
8. Домашнее задание
Написать путевой очерк по одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…