Смешанное обучение в современной школе

Разделы: Иностранные языки


Работа в классах с лингвистическим профилем предусматривает серьезное отношение к процессу обучения. Уровень владения английским языком в таких классах довольно приличный, как и мотивация к получению более углубленных знаний и практических навыков. Поэтому я, случайно попав в секцию участников регионального конкурса по смешанному образованию в БМСО-2019, загорелась подробно узнать, что это такое и применить на своих уроках в 6 лингвистическом классе.

Коротко представлю модели смешанного обучения.

Модели организации смешанного обучения

1. Ротация станций (смена рабочих зон)

Здесь необходимо перестраивать пространство класса - выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон - зона работы онлайн. Другие зоны - на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе.

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик - спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику.

Среди моделей смешанного обучения мне очень понравилась модель «ротация станций», тем более, что она корнями уходит в модульное обучение и имеет свои очевидные плюсы, такие как охваченность всех участников групп и мотивация в получении конкретного результата.

Класс делится на группы, по результатам какого-нибудь задания, и первая группа работает с электронными материалами, вторая - с учителем, а третья - в группе друг с другом. Важно, чтобы они имели возможность вместе об де судить это. Затем группы меняются, через определенный интервал. В результате ти проходят через все «станции». Учитель контролирует не столько саму работу в группе, сколько ее организацию, например, напоминает, что большую часть времени нужно уделять не распределению ролей и выяснению отношений, а самой работе.

Большим плюсом работы по данной технологии являются полученная самостоятельно информация , «живое» обучение. Скука и пассивность - последнее, что хотелось бы видеть на уроках. На занятиях нет простой «отчитки» материала.

Смешанное обучение вовлекает к работе всех учащихся группы ,никто не сидит без дела, дети работают с интересом, время проходит незаметно.

«Смешанное обучение - это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения».

Таким образом, технологию смешанного обучения можно рассматривать как технологию синергетическую, которая позволяет более эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения, и нивелировать или взаимно компенсировать недостатки каждого из них.

Особо импонирует и ценится всеми, кто уже начал работать по этой технологии, так это то, что смешанное обучение в любом виде дает очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учетом его особенностей. Роль педагога заметно выросла, особенно, в глазах ребенка: учитель стал ближе и понятней. Ему можно задать вопрос, рассказать о своем опыте, с ним можно подискутировать и получить такой необходимый совет, и затем продвинуться дальше в своей работе… - обратная связь дает свои результаты! Учитель становится консультантом, партнером, координатором, потому что он заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Таким образом, учитель учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Главная задача учителя не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения, т.е. обучая развивать.

Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning - учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.

В средней школе обучающиеся стараются показать классу, что они все знают , что у них лучше всех получается, что они самые умные, но работа модуль «ротация станций» показывает, что работа в команде продуктивнее. Обучающиеся понимают не только цели и задачи деятельности в конкретной зоне, но и осознают тот вклад, который вносит этот вид деятельности в достижение цели всего урока. Деятельность обучающихся в рабочих зонах можно сравнить с кусочками (элементами) пазла, сложив который (пройдя все рабочие зоны), обучающийся получает целостную картину.

Изучение такой интересной темы, как «Великобритания» в 6 «в» классе, заинтересовала меня, как пробный урок с использованием технологий смешанного обучения по модулю «ротация станций». Мы использовали планшеты, общую информацию о теме в учебнике ,карточки для пазла. Наблюдая за учениками, я поняла ,что они настроены на дальнейшее сотрудничество в работе такого вида.

Работа модулю «перевернутый класс» направлена на самостоятельное знакомство обучающихся с новым учебным материалом в качестве домашнего изучения, отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания. Но работая по теме «Цивилизация», у меня такой проблемы даже не возникало. Заинтересованность обучающихся возросла до максимума: они постоянно что-то находили, звонили, отправляли СМС, а по результату наполнения информационной доски было понятно, что тема им конкретно интересна. Этот модуль обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса: в подачи учебного материала, его контроле и оценивании - для учителя, а для ребенка в получении знаний более комфортным для него путем.

Этот модуль я попробовала в классах постарше(9класс). В результате, урок получился идеальный.

«Перевернутый класс» - это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока, и высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание учениками нового учебного продукта.

После того как я использовала эти методы обучения на моих уроках, я пришла к выводу ,что смешанное обучение - одна из самых удивительных новаций последних лет. Без каких-либо масштабных исследований, написанных диссертаций, длительных социологических замеров оно, тем не менее, становится школьной реальностью. Достаточно скромный методический приём превращается в новое педагогическое мировоззрение. Можно спорить или соглашаться в оценках масштабов распространения смешанного обучения, его претензий на значимость для разных педагогических практик, однако рост влияния информационных технологий на образование трудно не признать. Происходят качественные эксперименты в обучении , и смешанное обучение тому пример.

Использование технологии смешанного обучения позволяет реализовать актуальную задачу - активизировать роль ученика в процессе обучения, перейти от простой передачи знаний к развитию творческих способностей каждого ученика, раскрытию ими своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, т.е. перенести акцент с первостепенной важности предмета на ученика.