Трудовой подвиг народа при строительстве оборонительных сооружений

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Инклюзивное образование, Патриотическое воспитание

Класс: 8

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели:

  • Углубить знания воспитанников о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны;
  • Способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые военные годы; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примере трудового подвига советских людей;
  • Развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;
  • расширять и активизировать словарь.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности, речи;
  • пробуждать нравственные качества личности;
  • способствовать развитию памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  • пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ;
  • вызвать интерес к истории своей страны;
  • приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы;
  • художественно-творческая деятельность.

Вступительное слово. Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, и как она называется. Ребята, а ведь ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна, в состав которой входила Россия, раньше? (ответы детей).

Огромная страна - Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - советский народ. Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник?

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой Отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны. 9 мая 2021 года мы будем отмечать 76-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что, если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах. На рассвете 22 июня вероломно, без объявления войны на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная…

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы.

Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Основная часть

Вы уже не первый год участвуете в военном проекте и поэтому о Великой Отечественной войне можете рассказать. О каких сражениях вы знаете? (Ответы учащихся).

Но сегодня мы будем говорить не о сражениях, а о тружениках тыла. Что такое тыл? (это вся территория воюющей страны в противоположность фронту)

Кто был тружеником тыла?

- Давайте подумаем и скажем, чем занимались люди в тылу?

- Где трудились люди?

Правильно, на заводах, выпуская оружие, снаряды. В полях, выращивая зерно. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок из фильма, и вы скажете еще что приходилось делать труженикам тыла. (Фильм)

Так что создавали в тылу? Правильно - оборонительные сооружения.

Сегодня тема занятия: "Трудовой подвиг народа при строительстве оборонительных сооружений".

Фортификационная подготовка местности имела огромное значение для устойчивости войск в обороне, в изматывании противника и замедлении его продвижения. Поэтому на ближних и дальних подступах к столице были созданы многочисленные линии укреплений с большой глубиной, отсечными позициями, отдельными узлами сопротивления, противотанковыми районами и заслонами на важнейших направлениях. Таким образом, противник, прорывая одну полосу, натыкался на следующую. Темп его продвижения постепенно замедлялся, войска изматывались.

На границе нашей страны строили оборонительные линии инженерные войска еще накануне войны. В июле 1941-го года, когда стало ясно, что пограничное сражение нами проиграно, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о строительстве рубежей обороны на подступах к Москве. Строительство велось в полукольце, окружавшем столицу с севера, запада и востока. Общая протяжённость их составила до 10000 километров и до 300 километров глубину.

Рабочие и колхозники, учителя и артисты, домашние хозяйки, мужчины и женщины, старики и юноши во имя Родины, во имя защиты Москвы отдавали все свои силы на строительство оборонительных рубежей. Они копали противотанковые рвы, эскарпы, окопы, строили блиндажи и баррикады, создавали лесные завалы. Трудящиеся столицы стремились своими руками превратить Москву и ее окрестности в неприступную в крепость.

Итак, в тылу советские люди строили оборонительные сооружения. Это достаточно сложная система окружена окопами, ходами сообщения; это противотанковые рвы, эскарпы, надолбы, доты и дзоты. Вот здесь мы видим новые слова, которые прежде не встречали. Давайте узнаем, что они обозначают.

Эскарп - (с фр. откос) - противотанковое земляное заграждение;

Надолбы - это столбы, врытые в землю;

ДЗОТ и ДОТ - деревоземляная огневая точка, (или долговременная замаскированная огневая точка; ДОТ - долговременная огневая точка;

Противотанковый еж - это заграждение, представляющее собой объемный шестиконечный крест.

Кроме этого, по всей линии обороны строили землянки, блиндажи, проволочные заграждения, баррикады.

Для защиты от врага в Московской зоне обороны было возведено на внешнем рубеже:

  • 676 км противотанковых рвов;
  • 445 км эскарпов и контрэскарпов;
  • 380 км надолбов;
  • свыше 30 000 огневых точек, ДЗОТов и ДОТов;
  • установлено свыше 1 300 км проволочных заграждений;
  • свыше 22 000 противотанковых ежей.

До сих пор в некоторых местах Москвы и Подмосковья сохранились рвы, бронеколпаки и ДОТы, как шрамы той страшной войны. Этот находится на северо-западе Москвы. В 2016 году к нему прикрепили табличку - память о защитниках города.

В 1941-1942 гг. оборонительные сооружения строили не только под Москвой, а укрепляли оборону всех крупных промышленных центров, которые оказались под угрозой захвата врагом.

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, было принято решение строить оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать эти оборонительные сооружения. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Мобилизацию населения объявили в конце октября 1941 года. Почти все мужчины к тому времени ушли на фронт, так что «на окопы» отправляли всех, кто мог трудиться, - это были женщины, старики и даже дети. Трудились по 10 часов в день без выходных, в любую погоду, а зима в тот год выдалась особенно холодной, временами температура воздуха опускалась до минус 40 градусов. Строили этот рубеж жители трех Республик - Мордовии, Чувашии и Татарстана.

Мне приходилось встречаться с женщинами, которые трудились на Сурском оборонительном рубеже, беседовать с ними. Отрывки из их воспоминаний хочу вам зачитать. Иванова Любовь Алексеевна, уроженка д. Нижарово Янтиковского района, 1924 г.р.

«Перед войной окончила школу-семилетку. В семье было шестеро детей, я была самой младшей. Отец умер до войны, пришлось отказаться от продолжения учебы. К началу войны мне не было еще семнадцати лет. На мне во многом держалось хозяйство, но в октябре 1941 года вместе с другими девушками нас забрали рыть противотанковый ров в д. Тенеево. Мы боялись, что до нас дойдут немцы. Работали с рассвета до заката. Зима выдалась ранняя, одежда была плохая. Имелась суточная норма выработки. Глубина рва была 3 метра. Рыли до тех пор, пока не встретились с соседями - татарами. Люди обмораживали руки, ноги, лицо.

Иванова Мария Ивановна, уроженка с. Кармалы Янтиковского района, 1928 г.р.

«С начала войны всех мужчин забрали на фронт, вся работа легла на плечи женщин и детей. Мне тогда исполнилось 12 лет. Летом убирали серпом хлеб, работали до полуночи, после уборки молотили цепами, отправляли в Канаш, спали по три-четыре часа в день. В конце сентября убирали картофель, его тонко резали, сушили и отправляли на фронт. В ноябре нас забрали рыть окоп в д. Тенеево. Очень запомнилось, как бью лопатой о мерзлую землю без перерыва, но никак не согреться, руки окоченели, и я тихо-тихо плачу»

Тимофеева Варвара Алексеевна, уроженка д. Ново-Ишино, 1924 г.р.

«Рыть противотанковый ров около д. Тенеево нас повезли в январе 1942 года. Несмотря на мороз, работали, не переставая до полуночи, землю скалывали ломом, из двухметровой траншеи землю вытаскивали на носилках. Позже участвовала в строительстве дорог, заготовке леса, добыче торфа. Домой вернулась после войны».

Никифорова Анна Никифоровна, жительница с. Янтиково Янтиковского района, 1924 г. р.

«В 1941 году училась в Янтиковской школе. Осенью1941 года в школу пришел представитель военкомата и объявил о мобилизации девушек на строительство противотанкового рва. Работали мы около д. Уразлино, ров рыли и в Янтикове, но в своем селе и деревне местные жители не работали, а отправляли их в другие места. Делали это для того, чтобы они не могли уйти домой. Ночевали в домах местных жителей или в землянках, которые были сооружены тут же. Работали бригадами по 15 человек. Морозы были такие сильные, что птицы в ту зиму не летали, свирепствовала простуда. После строительства рва вместе с другими девушками участвовала в заготовке леса в Сибири, на Севере, в Ибресях.»

Турхан Анна Ивановна, уроженка д. Уразлино, 1926 г.р.

«Девять дней копала ров вместо матери, которая заболела во время работ на строительстве рва. Кормили один раз в день горячим супом и мерзлым хлебом.

Мне вспомнилось стихотворение Михаила Васильевича Колчина, уроженца Порецкого района Чувашии, посвященное строителям Сурского рубежа.

Стихотворение:
Затянулись земли раны
Много лет прошло уже
Так их мало ветеранов,
Что на Сурском рубеже
Землю мерзлую долбили
Твердую, как сам бетон.
Помнят все, как страшный сон:
Обмороженные руки,
Под собой, не чуя ног,
Превозмочь все нужно муки
Чтобы враг пройти не смог…
Бесконечны павших списки,
Но мы памяти верны
- Вам поклон от всех нас низкий
Отстоявшим честь страны.

Заключительное слово

Когда слушаешь воспоминания строителей рва, появляется непоколебимая вера в то, что, если бы для Победы надо было выкопать еще пять-десять таких рвов, эти люди безропотно пошли бы и сделали все, что нужно для Победы.

  • Что нового вы сегодня узнали, ребята?
  • С какими новыми словами встретились?
  • Для чего нужны были оборонительные сооружения?
  • Почему тыл является важной частью военной силы?

(Ответы)