Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «Школа будущих педагогов»

Разделы: Дополнительное образование


Программа социально-педагогической направленности.

Срок реализации: 3 года.

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Пояснительная записка

Выбор профессии молодым человеком принадлежит к числу так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые обучающимися в профессиональном самоопределении, дорого обходятся, как самим молодым людям, так и обществу.

Дополнительная предпрофессиональная программа «Школа будущих педагогов» имеет социально-педагогическую направленность, предполагает оказание помощи в до профессиональном самоопределении подросткам от 14 до 16 лет.

Программа направлена на профессиональную ориентацию подростков в области педагогических профессий.

Количество участников в группе 12 человек.

Данная программа актуальна, т.к. многим молодым людям при выборе профиля обучения, а затем и на стадии профессионального выбора необходимо психолого-педагогическое сопровождение, чтобы исключить либо свести к минимуму процесс выбора профессии на уровне интуиции, поверхностных впечатлений, под влиянием родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Грамотно организованная профориентационная работа, способна помочь старшекласснику определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальность, максимально соответствующую интересам и профессиональным ожиданиям.

Программа «Школа будущих педагогов» является единственной в Верхнебуреинском муниципальном районе по профессиональному самоопределению подростков в области педагогических профессий.

Новизна программы в том, что она является сетевой. Реализуется сетью учреждений основного образования.

Программа адресована обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, посещающим образовательные учреждения Верхнебуреинского муниципального района.

Срок реализации программы 1-3 года.

Объём программы и режим работы

Период

Продолжительность занятий

Кол-во занятий в сессию

Кол-во часов в сессию

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

2 ч.

9

18

4

72

2 год обучения

2 ч.

9

18

4

72

3 год обучения

2 ч.

9

18

4

72

Итого по программе

216 ч.

Основными формами обучения являются: учебные занятия, тренинговые занятия, практикумы.

Цель программы: Формирование внутренней готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в области педагогических профессий.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию устойчивой мотивации к самоопределению в области педагогических профессий.
  • Сформировать у обучающихся потребность в воспитании у себя качеств личности, присущих педагогу.
  • Способствовать применению коммуникативных навыков в совместной творческо-продуктивной деятельности.

Программа состоит из четырех блоков - сессий (осенняя, зимняя, весенняя, летняя), которые осуществляют свою деятельность в каникулярное время.

Содержание программы

1 год обучения

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Осенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

4

2

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

8

10

Зимняя сессия

1

Здоровый образ жизни

6

3

3

2

Конфликтология

6

2

4

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

7

11

Весенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

4

2

3

Коллективное творческое дело

6

2

4

Итого за сессию

18

8

10

Летняя сессия

1

Занимательная логопедия

6

2

4

2

Тренинговое игровое занятие

6

-

6

3

Коммуникативный практикум

6

-

6

Итого за сессию

18

2

16

Итого за год

72

25

47

Содержание первого года обучения

Осенняя сессия.

«Психология»

Теория: определение психологии, как науки. Понятия: психический процесс, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение.

Практика: диагностика «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников».Психологические игры: «Когда деревья были большими», «Пустой стул».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория: определение педагогики, как науки. Понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие,способности, самосознание, самореализация. Подготовка к профессиональным пробам.

Практика: участие в профессиональных пробах: знакомство с детьми ДОУ, налаживание контакта, организация и проведение игры «Солнышко и дождик».

«Арт-терапия»

Теория: определение, цель, виды арт - терапии.

Практика: игра «Настроение», игра «Я в натуральную величину».

Зимняя сессия.

«Здоровый образ жизни»

Теория: основные понятия курса: здоровье, виды здоровья, признаки здоровья. Объединение «Новый урок» фильм «Вредные привычки».

Практика: анкета «Я выбираю жизнь», беседа об отношении подростков кПАВ, упражнение «Дай себе шанс».Настольная игра - лото «Умей сказать «нет».

«Конфликтология»

Теория: понятие «конфликт», конфликт, как психологическое явление, правила решения конфликта.

Практика: тестирование на выявление проблем в общении. Тренинговые упражнения: «Мы-команда», «Я в общении с другими». Имитационные игры: «Язык жестов - вырази себя и пойми другого», «Сплочение и доверие».

«Арт-терапия»

Теория: история возникновения арт- терапии.

Практика: игра «Рисуем конфликт», игра «Карта моего внутреннего мира».

Весенняя сессия.

«Психология»

Теория: сказкотерапия, как метод психологической коррекции, основы сказкотерапии, способы работы над сказкой.

Практика: чтение и размышления над русскими народными сказками «Колобок», «Теремок», «Царевна Лягушка».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория: краткая история российской педагогики, лучшие русские педагоги, роль педагогики в воспитании. Подготовка к профессиональным пробам.

Практика: участие в профессиональных пробах: организация и проведение игр в ДОУ.

«Коллективное творческое дело»

Теория: понятие КТД, автор, основные идеи, направления.

Практика: подготовка подгрупповых импровизаций из школьной жизни «Час добрых дел», чаепитие.

Летняя сессия.

«Занимательная логопедия»

Теория: понятие логопедии, как науки, роль логопедии, причины нарушений речи у детей.

Практика: артикуляционная гимнастика (видео ролик), скороговорки, игра «Родственники», игра «Найди ошибку», игра «Реши пример», лабиринты.

«Тренинговое игровое занятие»

Практика: большая психологическая игра «Виртуальный мир».

Большая психологическая игра «Остров».

«Коммуникативный практикум»

Практика: диалог - клуб «КВН».

Игра «Мафия». Составление фотоколлажей.

Планируемые результаты.

1 год обучения.

Предметные: подростки узнают об особенностях педагогической профессии, познакомятся с меняющимися психическими процессами, узнают о своих профессиональных наклонностях. Они будут уметь организовывать детей дошкольного возраста для игры. Обучающиеся получат опыт участия в тренинговых упражнениях, имитационных играх, групповых дискуссиях.

Личностные: научатся снижать свою эмоциональную возбудимость, взаимодействовать в коллективе, сглаживать конфликтные ситуации.

Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления фотоколлажей для отчета по итогам сессии.

2 год обучения

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Осенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

4

2

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

8

10

Зимняя сессия

1

Здоровый образ жизни

6

2

4

2

Конфликтология

6

2

4

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

6

12

Весенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

4

2

3

Коллективное творческое дело

6

2

4

Итого за сессию

18

8

10

Летняя сессия

1

Занимательная логопедия

6

2

4

2

Тренинговое игровое занятие

6

-

6

3

Коммуникативный практикум

6

-

6

Итого за сессию

18

2

16

Итого за год

72

24

48

Содержание второго года обучения

Осенняя сессия.

«Психология»

Теория:понятия: сознание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание. Профессиональная и личная позиции педагога.

Практика: игра « Перекресток», игра «Ключ к успеху».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория:основы выбора профессии. Качества личности педагога.

Практика:профессиональные пробы в СОШ (организация игр на перемене).

«Арт-терапия»

Теория: уточнение основных понятий курса: определение, методы, техники взаимодействия в арт-терапии.

Практика: игра «Маска», игра «Доброе сердце».

Зимняя сессия.

«Здоровый образ жизни»

Теория: поведенческие болезни среди молодежи: потребление психоактивных веществ, репродуктивное и сексуальное поведение.

Практика: тест «Можно ли назвать мой образ жизни здоровым?», упражнение «Препятствие», упражнение «Ранжирование». Конкурс - акция «Дефиле пороков».

«Конфликтология»

Теория: техники конструктивного решения конфликтов. Способы психологических манипуляций, пути защиты от них.

Практика:упражнение «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», упр. «Методы решения конфликта». Игра «Мир Хаоса», игра «Спасатели».

«Арт - терапия»

Теория: арт-терапия в разрешении внутренних противоречий, развитие творческого потенциала личности.

Практика: игра «Холодное сердце», «Сомнения на распутье, тайна дорог, голос сердца».

Весенняя сессия.

«Психология»

Теория: деловые игры.

Практика: профориентационная игра «Перспектива», игра-проект «Мы строим парк».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория: основы педагогической деятельности. Педагогическое общение. Педагогическое взаимодействие.

Практика: профессиональные пробы в СОШ (организация игр на перемене, участие в классных делах).

«Коллективное творческое дело»

Теория: отличие КТД от игры.

Практика: КТД «Поиск клада».

Летняя сессия.

«Занимательная логопедия»

Теория: грамматически правильная речь.

Практика: игры: «Вставь, пропущенную букву», «Составь слово», «Определи границы предложений», «Закончи предложения». Скороговорки, графические диктанты.

«Тренинговое игровое занятие»

Практика: большая психологическая игра «Экзамен».

Психологическая акция «Радуга».

«Коммуникативный практикум»

Практика: клуб - «Что? Где? Когда?». Подготовка флешмоба, составление фотоколлажей для отчета по итогам сессии, оформление стенгазет.

Планируемые результаты

2 год обучения

Предметные: подростки продолжат знакомство с изменяющимися психическими процессами, с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами, а также узнают структуру творческого процесса: замысел, воплощение, результат. Обучающиеся улучшат свою дикцию в ходе проговаривания скороговорок, научатся организовывать группу детей младшего школьного возраста, самостоятельно подготовят флешмоб.

Личностные: будут учиться контролировать свои эмоции в искусственно созданной конфликтной ситуации, научатся обсуждать проблему в малых группах.

Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления фотоколлажей для отчета по итогам сессии.

3 год обучения

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Осенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

2

4

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

6

12

Зимняя сессия

1

Здоровый образ жизни

6

2

4

2

Конфликтология

6

2

4

3

Арт-терапия

6

2

4

Итого за сессию

18

6

12

Весенняя сессия

1

Психология

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

6

4

2

3

Коллективное творческое дело

6

2

4

Итого за сессию

18

8

10

Летняя сессия

1

Занимательная логопедия

6

2

4

2

Введение в педагогическую профессию

3

-

3

3

Коммуникативный практикум

9

-

9

Итого за сессию

18

2

16

Итого за год

72

22

50

Содержание третьего года обучения

Осенняя сессия.

«Психология»

Теория: основные понятия курса: взаимодействие, влияние, взаимопомощь, коллектив, переходный возраст и др.

Практика: игра «Лига выдающихся людей».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория: профессиональная педагогическая позиция. Педагогические технологии. Практика: подготовка к написанию рефератов.

«Арт-терапия»

Теория: арт-терапия в разрешении конфликтов, применение навыков арт-терапии в повседневной жизни.

Практика: игра «Проблема и её решение».

Зимняя сессия.

«Здоровый образ жизни»

Теория: молодежные социальные службы района, края, их роль.

Практика: упражнение «Правда или неправда», упр. «Опасность», упр. «Я свободен». Акция «Социологический опрос».

«Конфликтология»

Теория: роль эмоций в жизни людей, умение конструктивно выражать эмоции и чувства.

Практика: упражнения «Портрет нашей группы», «Наши эмоции и чувства», «Общение и умение слушать».

«Арт-терапия»

Теория: новые направления в арт - терапии.

Практика: игра «Одна голова хорошо, а две лучше», игра «Головной убор» (для Винни Пуха, Пятачка, Совы).

Весенняя сессия.

«Психология»

Теория: самоконтроль. Три способа самоконтроля.

Практика: упр. «Муха», упр. «Хромая обезьяна». Игра «Сон на яву», игра «Заблудившийся рассказчик».

«Введение в педагогическую профессию»

Теория: основные категории педагогики. Правила организаторской работы. Практика: подготовка к защите рефератов.

«Коллективное творческое дело»

Теория: ситуационно - ролевые игры.

Практика: игра «Кинофестиваль».

Летняя сессия.

«Занимательная логопедия»

Практика: игра-викторина «Путешествие в страну Грамотеев», тренировочные упражнения «Орфографическая зоркость», графические диктанты.

«Введение в педагогическую профессию»

Практика: защита рефератов.

«Коммуникативный практикум»

Практика: психологическая акция «Тайный друг». Психологическая игра «Конференция репортеров». Участие в качестве вожатых в подготовке представления для жителей поселка.Монтаж видеофильма. Выдача свидетельств.

Планируемые результаты

3 год обучения

Предметные: подростки узнают для чего нужно развивать память, внимание, мышление и другие психические процессы педагогу, закрепят знания о структуре творческого процесса, усовершенствуют навыки аналитико-синтетической деятельности в ходе дидактических игр и занятий с деформированными текстами, познакомятся с правилами написания рефератов. Обучающиеся подготовят и защитят рефераты по темам, предложенным педагогами, либо выбранным самостоятельно.

Личностные: они приобретут навыки конструктивного решения конфликтов, будут развивать свой творческий потенциал в ходе специальных игр и игровых упражнений.

Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления видеофильма для отчета по итогам сессии.

Календарный учебный график прилагается
(Приложение 1).

Условия реализации программы

Для эффективной реализации программы необходима следующая материально техническая оснащенность:

  • компьютерная техника;
  • проектор;
  • экран;
  • выход в интернет;
  • фото и видео техника;
  • аудиоаппаратура;
  • информационное обеспечение
    (Приложение 2);
  • канцелярские товары;
  • столы и стулья по количеству участников;
  • просторное помещение для активной деятельности.

В реализации программы принимают участие педагоги-психологи и учителя-логопеды МБОУ ЦПП МСП.

В качестве основной формы аттестации по результатам усвоения программы выступает защита выпускных проектов. Обучающимся, подготовившим и защитившим проект, вручается свидетельство об окончании «Школы будущих педагогов».

Методическое обеспечение

Учебные занятия по программе «Школа будущих педагогов» представляют собой сдвоенные уроки по 45 минут, на которых педагоги знакомят обучающихся с теоретическими основами предмета.

Тренинговые занятия состоят из больших психологических игр, на которых происходит отработка и закрепление качеств личности и навыков, присущих педагогу.

Практикумы - занятия по решению прикладных задач, образцы которых были даны в процессе изучения теоретических тем.

Формами проведения практикумов могут быть: дискуссии, тестирование (Приложение 3), деловые игры, мини-игры, выездные занятия, профессиональные пробы (Приложение 4), участие в конкурсах, творческих мероприятиях, защита проектов с учетом социально-педагогической направленности профориентационной программы.

Список литературы

  1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.М., 1984.
  2. Лушников А.М. История педагогии. - Екатеринбург, 1995.
  3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Сборник программ по сказкотерапии: Элементы практической сказкотерапии».
  4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. - М., 2005.
  5. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками. - СПб.: КАРО, 2009.
  6. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/ А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2007.
  7. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - М., 2000.