Программа социально-педагогической направленности.
Срок реализации: 3 года.
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Пояснительная записка
Выбор профессии молодым человеком принадлежит к числу так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые обучающимися в профессиональном самоопределении, дорого обходятся, как самим молодым людям, так и обществу.
Дополнительная предпрофессиональная программа «Школа будущих педагогов» имеет социально-педагогическую направленность, предполагает оказание помощи в до профессиональном самоопределении подросткам от 14 до 16 лет.
Программа направлена на профессиональную ориентацию подростков в области педагогических профессий.
Количество участников в группе 12 человек.
Данная программа актуальна, т.к. многим молодым людям при выборе профиля обучения, а затем и на стадии профессионального выбора необходимо психолого-педагогическое сопровождение, чтобы исключить либо свести к минимуму процесс выбора профессии на уровне интуиции, поверхностных впечатлений, под влиянием родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Грамотно организованная профориентационная работа, способна помочь старшекласснику определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальность, максимально соответствующую интересам и профессиональным ожиданиям.
Программа «Школа будущих педагогов» является единственной в Верхнебуреинском муниципальном районе по профессиональному самоопределению подростков в области педагогических профессий.
Новизна программы в том, что она является сетевой. Реализуется сетью учреждений основного образования.
Программа адресована обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, посещающим образовательные учреждения Верхнебуреинского муниципального района.
Срок реализации программы 1-3 года.
Объём программы и режим работы
Период |
Продолжительность занятий |
Кол-во занятий в сессию |
Кол-во часов в сессию |
Кол-во недель |
Кол-во часов в год |
1 год обучения |
2 ч. |
9 |
18 |
4 |
72 |
2 год обучения |
2 ч. |
9 |
18 |
4 |
72 |
3 год обучения |
2 ч. |
9 |
18 |
4 |
72 |
Итого по программе |
216 ч. |
Основными формами обучения являются: учебные занятия, тренинговые занятия, практикумы.
Цель программы: Формирование внутренней готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в области педагогических профессий.
Задачи программы:
- Способствовать формированию устойчивой мотивации к самоопределению в области педагогических профессий.
- Сформировать у обучающихся потребность в воспитании у себя качеств личности, присущих педагогу.
- Способствовать применению коммуникативных навыков в совместной творческо-продуктивной деятельности.
Программа состоит из четырех блоков - сессий (осенняя, зимняя, весенняя, летняя), которые осуществляют свою деятельность в каникулярное время.
Содержание программы
1 год обучения
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Осенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
4 |
2 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
8 |
10 |
|
Зимняя сессия |
||||
1 |
Здоровый образ жизни |
6 |
3 |
3 |
2 |
Конфликтология |
6 |
2 |
4 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
7 |
11 |
|
Весенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
4 |
2 |
3 |
Коллективное творческое дело |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
8 |
10 |
|
Летняя сессия |
||||
1 |
Занимательная логопедия |
6 |
2 |
4 |
2 |
Тренинговое игровое занятие |
6 |
- |
6 |
3 |
Коммуникативный практикум |
6 |
- |
6 |
Итого за сессию |
18 |
2 |
16 |
|
Итого за год |
72 |
25 |
47 |
Содержание первого года обучения
Осенняя сессия.
«Психология»
Теория: определение психологии, как науки. Понятия: психический процесс, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение.
Практика: диагностика «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников».Психологические игры: «Когда деревья были большими», «Пустой стул».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория: определение педагогики, как науки. Понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие,способности, самосознание, самореализация. Подготовка к профессиональным пробам.
Практика: участие в профессиональных пробах: знакомство с детьми ДОУ, налаживание контакта, организация и проведение игры «Солнышко и дождик».
«Арт-терапия»
Теория: определение, цель, виды арт - терапии.
Практика: игра «Настроение», игра «Я в натуральную величину».
Зимняя сессия.
«Здоровый образ жизни»
Теория: основные понятия курса: здоровье, виды здоровья, признаки здоровья. Объединение «Новый урок» фильм «Вредные привычки».
Практика: анкета «Я выбираю жизнь», беседа об отношении подростков кПАВ, упражнение «Дай себе шанс».Настольная игра - лото «Умей сказать «нет».
«Конфликтология»
Теория: понятие «конфликт», конфликт, как психологическое явление, правила решения конфликта.
Практика: тестирование на выявление проблем в общении. Тренинговые упражнения: «Мы-команда», «Я в общении с другими». Имитационные игры: «Язык жестов - вырази себя и пойми другого», «Сплочение и доверие».
«Арт-терапия»
Теория: история возникновения арт- терапии.
Практика: игра «Рисуем конфликт», игра «Карта моего внутреннего мира».
Весенняя сессия.
«Психология»
Теория: сказкотерапия, как метод психологической коррекции, основы сказкотерапии, способы работы над сказкой.
Практика: чтение и размышления над русскими народными сказками «Колобок», «Теремок», «Царевна Лягушка».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория: краткая история российской педагогики, лучшие русские педагоги, роль педагогики в воспитании. Подготовка к профессиональным пробам.
Практика: участие в профессиональных пробах: организация и проведение игр в ДОУ.
«Коллективное творческое дело»
Теория: понятие КТД, автор, основные идеи, направления.
Практика: подготовка подгрупповых импровизаций из школьной жизни «Час добрых дел», чаепитие.
Летняя сессия.
«Занимательная логопедия»
Теория: понятие логопедии, как науки, роль логопедии, причины нарушений речи у детей.
Практика: артикуляционная гимнастика (видео ролик), скороговорки, игра «Родственники», игра «Найди ошибку», игра «Реши пример», лабиринты.
«Тренинговое игровое занятие»
Практика: большая психологическая игра «Виртуальный мир».
Большая психологическая игра «Остров».
«Коммуникативный практикум»
Практика: диалог - клуб «КВН».
Игра «Мафия». Составление фотоколлажей.
Планируемые результаты.
1 год обучения.
Предметные: подростки узнают об особенностях педагогической профессии, познакомятся с меняющимися психическими процессами, узнают о своих профессиональных наклонностях. Они будут уметь организовывать детей дошкольного возраста для игры. Обучающиеся получат опыт участия в тренинговых упражнениях, имитационных играх, групповых дискуссиях.
Личностные: научатся снижать свою эмоциональную возбудимость, взаимодействовать в коллективе, сглаживать конфликтные ситуации.
Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления фотоколлажей для отчета по итогам сессии.
2 год обучения
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Осенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
4 |
2 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
8 |
10 |
|
Зимняя сессия |
||||
1 |
Здоровый образ жизни |
6 |
2 |
4 |
2 |
Конфликтология |
6 |
2 |
4 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
6 |
12 |
|
Весенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
4 |
2 |
3 |
Коллективное творческое дело |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
8 |
10 |
|
Летняя сессия |
||||
1 |
Занимательная логопедия |
6 |
2 |
4 |
2 |
Тренинговое игровое занятие |
6 |
- |
6 |
3 |
Коммуникативный практикум |
6 |
- |
6 |
Итого за сессию |
18 |
2 |
16 |
|
Итого за год |
72 |
24 |
48 |
Содержание второго года обучения
Осенняя сессия.
«Психология»
Теория:понятия: сознание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание. Профессиональная и личная позиции педагога.
Практика: игра « Перекресток», игра «Ключ к успеху».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория:основы выбора профессии. Качества личности педагога.
Практика:профессиональные пробы в СОШ (организация игр на перемене).
«Арт-терапия»
Теория: уточнение основных понятий курса: определение, методы, техники взаимодействия в арт-терапии.
Практика: игра «Маска», игра «Доброе сердце».
Зимняя сессия.
«Здоровый образ жизни»
Теория: поведенческие болезни среди молодежи: потребление психоактивных веществ, репродуктивное и сексуальное поведение.
Практика: тест «Можно ли назвать мой образ жизни здоровым?», упражнение «Препятствие», упражнение «Ранжирование». Конкурс - акция «Дефиле пороков».
«Конфликтология»
Теория: техники конструктивного решения конфликтов. Способы психологических манипуляций, пути защиты от них.
Практика:упражнение «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», упр. «Методы решения конфликта». Игра «Мир Хаоса», игра «Спасатели».
«Арт - терапия»
Теория: арт-терапия в разрешении внутренних противоречий, развитие творческого потенциала личности.
Практика: игра «Холодное сердце», «Сомнения на распутье, тайна дорог, голос сердца».
Весенняя сессия.
«Психология»
Теория: деловые игры.
Практика: профориентационная игра «Перспектива», игра-проект «Мы строим парк».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория: основы педагогической деятельности. Педагогическое общение. Педагогическое взаимодействие.
Практика: профессиональные пробы в СОШ (организация игр на перемене, участие в классных делах).
«Коллективное творческое дело»
Теория: отличие КТД от игры.
Практика: КТД «Поиск клада».
Летняя сессия.
«Занимательная логопедия»
Теория: грамматически правильная речь.
Практика: игры: «Вставь, пропущенную букву», «Составь слово», «Определи границы предложений», «Закончи предложения». Скороговорки, графические диктанты.
«Тренинговое игровое занятие»
Практика: большая психологическая игра «Экзамен».
Психологическая акция «Радуга».
«Коммуникативный практикум»
Практика: клуб - «Что? Где? Когда?». Подготовка флешмоба, составление фотоколлажей для отчета по итогам сессии, оформление стенгазет.
Планируемые результаты
2 год обучения
Предметные: подростки продолжат знакомство с изменяющимися психическими процессами, с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами, а также узнают структуру творческого процесса: замысел, воплощение, результат. Обучающиеся улучшат свою дикцию в ходе проговаривания скороговорок, научатся организовывать группу детей младшего школьного возраста, самостоятельно подготовят флешмоб.
Личностные: будут учиться контролировать свои эмоции в искусственно созданной конфликтной ситуации, научатся обсуждать проблему в малых группах.
Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления фотоколлажей для отчета по итогам сессии.
3 год обучения
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Осенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
2 |
4 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
6 |
12 |
|
Зимняя сессия |
||||
1 |
Здоровый образ жизни |
6 |
2 |
4 |
2 |
Конфликтология |
6 |
2 |
4 |
3 |
Арт-терапия |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
6 |
12 |
|
Весенняя сессия |
||||
1 |
Психология |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
6 |
4 |
2 |
3 |
Коллективное творческое дело |
6 |
2 |
4 |
Итого за сессию |
18 |
8 |
10 |
|
Летняя сессия |
||||
1 |
Занимательная логопедия |
6 |
2 |
4 |
2 |
Введение в педагогическую профессию |
3 |
- |
3 |
3 |
Коммуникативный практикум |
9 |
- |
9 |
Итого за сессию |
18 |
2 |
16 |
|
Итого за год |
72 |
22 |
50 |
Содержание третьего года обучения
Осенняя сессия.
«Психология»
Теория: основные понятия курса: взаимодействие, влияние, взаимопомощь, коллектив, переходный возраст и др.
Практика: игра «Лига выдающихся людей».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория: профессиональная педагогическая позиция. Педагогические технологии. Практика: подготовка к написанию рефератов.
«Арт-терапия»
Теория: арт-терапия в разрешении конфликтов, применение навыков арт-терапии в повседневной жизни.
Практика: игра «Проблема и её решение».
Зимняя сессия.
«Здоровый образ жизни»
Теория: молодежные социальные службы района, края, их роль.
Практика: упражнение «Правда или неправда», упр. «Опасность», упр. «Я свободен». Акция «Социологический опрос».
«Конфликтология»
Теория: роль эмоций в жизни людей, умение конструктивно выражать эмоции и чувства.
Практика: упражнения «Портрет нашей группы», «Наши эмоции и чувства», «Общение и умение слушать».
«Арт-терапия»
Теория: новые направления в арт - терапии.
Практика: игра «Одна голова хорошо, а две лучше», игра «Головной убор» (для Винни Пуха, Пятачка, Совы).
Весенняя сессия.
«Психология»
Теория: самоконтроль. Три способа самоконтроля.
Практика: упр. «Муха», упр. «Хромая обезьяна». Игра «Сон на яву», игра «Заблудившийся рассказчик».
«Введение в педагогическую профессию»
Теория: основные категории педагогики. Правила организаторской работы. Практика: подготовка к защите рефератов.
«Коллективное творческое дело»
Теория: ситуационно - ролевые игры.
Практика: игра «Кинофестиваль».
Летняя сессия.
«Занимательная логопедия»
Практика: игра-викторина «Путешествие в страну Грамотеев», тренировочные упражнения «Орфографическая зоркость», графические диктанты.
«Введение в педагогическую профессию»
Практика: защита рефератов.
«Коммуникативный практикум»
Практика: психологическая акция «Тайный друг». Психологическая игра «Конференция репортеров». Участие в качестве вожатых в подготовке представления для жителей поселка.Монтаж видеофильма. Выдача свидетельств.
Планируемые результаты
3 год обучения
Предметные: подростки узнают для чего нужно развивать память, внимание, мышление и другие психические процессы педагогу, закрепят знания о структуре творческого процесса, усовершенствуют навыки аналитико-синтетической деятельности в ходе дидактических игр и занятий с деформированными текстами, познакомятся с правилами написания рефератов. Обучающиеся подготовят и защитят рефераты по темам, предложенным педагогами, либо выбранным самостоятельно.
Личностные: они приобретут навыки конструктивного решения конфликтов, будут развивать свой творческий потенциал в ходе специальных игр и игровых упражнений.
Метапредметные: обучающиеся усовершенствуют навыки работы с компьютерными программами в ходе составления видеофильма для отчета по итогам сессии.
Календарный учебный график прилагается
(Приложение 1).
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы необходима следующая материально техническая оснащенность:
- компьютерная техника;
- проектор;
- экран;
- выход в интернет;
- фото и видео техника;
- аудиоаппаратура;
- информационное обеспечение
(Приложение 2); - канцелярские товары;
- столы и стулья по количеству участников;
- просторное помещение для активной деятельности.
В реализации программы принимают участие педагоги-психологи и учителя-логопеды МБОУ ЦПП МСП.
В качестве основной формы аттестации по результатам усвоения программы выступает защита выпускных проектов. Обучающимся, подготовившим и защитившим проект, вручается свидетельство об окончании «Школы будущих педагогов».
Методическое обеспечение
Учебные занятия по программе «Школа будущих педагогов» представляют собой сдвоенные уроки по 45 минут, на которых педагоги знакомят обучающихся с теоретическими основами предмета.
Тренинговые занятия состоят из больших психологических игр, на которых происходит отработка и закрепление качеств личности и навыков, присущих педагогу.
Практикумы - занятия по решению прикладных задач, образцы которых были даны в процессе изучения теоретических тем.
Формами проведения практикумов могут быть: дискуссии, тестирование (Приложение 3), деловые игры, мини-игры, выездные занятия, профессиональные пробы (Приложение 4), участие в конкурсах, творческих мероприятиях, защита проектов с учетом социально-педагогической направленности профориентационной программы.
Список литературы
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.М., 1984.
- Лушников А.М. История педагогии. - Екатеринбург, 1995.
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Сборник программ по сказкотерапии: Элементы практической сказкотерапии».
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. - М., 2005.
- Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками. - СПб.: КАРО, 2009.
- Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/ А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2007.
- Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - М., 2000.