Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике для 9-го класса "Тренировка к ОГЭ"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: информатика


Разнообразить учебный процесс внеклассными мероприятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации учащихся не менее значимо, чем обучение общеобразовательным дисциплинам. К тому же, существенным качеством внеклассного мероприятия является применение полученных учащимися знаний в нестандартных условиях.

Данная методическая разработка подготовлена с учётом содержания основной образовательной программы по информатике и предназначена для учителей в помощь при организации подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ 2021 года по указанному предмету.

Актуальность темы обусловлена тем, что информатика становится наиболее популярным предметом для выбора выпускниками 9-х классов в качестве дополнительного экзамена в форме ОГЭ. Для успешной сдачи экзамена по данному предмету требуется достаточно серьёзная подготовка. Материалы методической разработки нацелены на обобщение теоретических знаний и укрепление практических умений обучающихся по информатике.

Цели мероприятия:

  • закрепление и контроль знаний, полученных учащимися на теоретических и практических занятиях;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие интереса к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;
  • воспитание навыков работы в группе для достижения общих целей и результатов.

Игра основана на соревновании 9 классов. Выбирается команда по 5-6 человек, которые непосредственно принимают участие в игре. В игре задействовано жюри для проверки выполнения заданий и ведения учёта очков команд по каждому конкурсу.

Для проведения игры организаторам нужно подготовить задания, карточки со словами ДА и НЕТ, чистые листы для записей и ответов, часы, призы и награды.

Уровень проведения игры:

  • школьный,
  • районный.

Форма учебной работы: обобщающий урок-игра.

Структура мероприятия:

  1. Организация начала мероприятия (2-3 мин)
  2. Эстафета 1, "Анаграммы" (3-4 мин)
  3. Эстафета 2, "Веришь - не веришь" (2-3 мин)
  4. Эстафета 3, "Эрудит" (4-5 мин)
  5. Эстафета 4, "Кто быстрее?" (15-20 мин)
  6. Подведение итогов игры. (2-3 мин)

Сценарий игры

Организация начала мероприятия

Здравствуйте! Сегодня у нас внеклассное мероприятие - эстафета по информатике.

Объявление правил игры:

Наша игра будет состоять из эстафет. Всего их 4. Они разнообразные и я надеюсь, что они вам понравятся.

Все готовы? Тогда приступим к преодолению эстафет! Для разминки вам предлагается

Эстафета 1, "Анаграммы"

Анаграммы - это слова-перевертыши, в которых нужно переставить буквы так, чтобы получилось правильное слово.

В каждом предложенном слове переставьте буквы таким образом, чтобы получилось слово, связанное с информатикой.(4-3мин), за каждое правильное слово 1 балл (7 баллов).

  • лайф
  • демом
  • пямьта
  • вредайр
  • ортином
  • атексид
  • нирперт

Ответы:

  • лайф файл
  • демом модем
  • пямьта память
  • вредайр драйвер
  • ортином монитор
  • атексид дискета
  • нирперт принтер

Эстафета 2, "Веришь - не веришь"

В этой эстафете участвуют все члены команд. За каждый правильный ответ команда получает один балл.(8 баллов)

Слушают вопрос и по сигналу поднимает одну из табличек со словами "ДА", если верит или "НЕТ", если не верит.

  • Верите ли вы, что компьютер может работать без дисковода? (Да)
  • Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов? (Да)
  • Верите ли вы, что компьютерные вирусы передаются воздушно-капельным путем? (Нет)
  • Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема - память? (Нет - процессор)
  • Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система. (Нет - окна)
  • Верите ли вы, что принтер вводит в компьютер текстовую информацию? (Нет)
  • Верите ли вы, что при выключении монитора выполняется перезагрузка компьютера? (Нет)
  • Верите ли вы, что 1 байт = 8 бит? (Да)

Эстафета 3, "Эрудит"

Предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Бит байт бережёт.

Копейка рубль бережёт.

Что из Корзины удалено, то пропало.

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться - в Интернет не ходить.

Волков бояться - в лес не ходить.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Эстафета 4," Кто быстрее?"

Всего 5 заданий по 1 баллу за каждое + 1 за скорость.

№ 1. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Петя написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ель, кедр, сосна, кипарис, лиственница, можжевельник - хвойные растения».

Ученик вычеркнул из списка название одного из растений. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 26 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название хвойного растения. (лиственница)

№ 2. Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код:

А

Д

К

Н

О

С

01

100

101

10

111

000

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом.

Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК.

Даны три кодовые цепочки:

  • 100101000
  • 101111100
  • 100111101

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово. («101111100» может означать только «КОД»).

№ 3. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

  1. возведи в квадрат
  2. прибавь 3

Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 25, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (21222)

№ 4. Доступ к файлу spis.htm, находящемуся на сервере sch.net, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A) ://

Б) spis

B) .net Г) .htm

Д) ftp

Е) sch

Ж) /

(ДАЕВЖБГ)

№ 5. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В? (10)

Подведение итогов игры

Пока я осуществляю подсчёт баллов, даю вам возможность определить вашу оценку за урок, для этого найдите значение b (5)

а : = 2
b : = 5
a : = 2*а + 3*b
b : = a/19*b

Спасибо за работу. Вручение призов.