Разнообразить учебный процесс внеклассными мероприятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации учащихся не менее значимо, чем обучение общеобразовательным дисциплинам. К тому же, существенным качеством внеклассного мероприятия является применение полученных учащимися знаний в нестандартных условиях.
Данная методическая разработка подготовлена с учётом содержания основной образовательной программы по информатике и предназначена для учителей в помощь при организации подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ 2021 года по указанному предмету.
Актуальность темы обусловлена тем, что информатика становится наиболее популярным предметом для выбора выпускниками 9-х классов в качестве дополнительного экзамена в форме ОГЭ. Для успешной сдачи экзамена по данному предмету требуется достаточно серьёзная подготовка. Материалы методической разработки нацелены на обобщение теоретических знаний и укрепление практических умений обучающихся по информатике.
Цели мероприятия:
- закрепление и контроль знаний, полученных учащимися на теоретических и практических занятиях;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие интереса к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;
- воспитание навыков работы в группе для достижения общих целей и результатов.
Игра основана на соревновании 9 классов. Выбирается команда по 5-6 человек, которые непосредственно принимают участие в игре. В игре задействовано жюри для проверки выполнения заданий и ведения учёта очков команд по каждому конкурсу.
Для проведения игры организаторам нужно подготовить задания, карточки со словами ДА и НЕТ, чистые листы для записей и ответов, часы, призы и награды.
Уровень проведения игры:
- школьный,
- районный.
Форма учебной работы: обобщающий урок-игра.
Структура мероприятия:
- Организация начала мероприятия (2-3 мин)
- Эстафета 1, "Анаграммы" (3-4 мин)
- Эстафета 2, "Веришь - не веришь" (2-3 мин)
- Эстафета 3, "Эрудит" (4-5 мин)
- Эстафета 4, "Кто быстрее?" (15-20 мин)
- Подведение итогов игры. (2-3 мин)
Сценарий игры
Организация начала мероприятия
Здравствуйте! Сегодня у нас внеклассное мероприятие - эстафета по информатике.
Объявление правил игры:
Наша игра будет состоять из эстафет. Всего их 4. Они разнообразные и я надеюсь, что они вам понравятся.
Все готовы? Тогда приступим к преодолению эстафет! Для разминки вам предлагается
Эстафета 1, "Анаграммы"
Анаграммы - это слова-перевертыши, в которых нужно переставить буквы так, чтобы получилось правильное слово.
В каждом предложенном слове переставьте буквы таким образом, чтобы получилось слово, связанное с информатикой.(4-3мин), за каждое правильное слово 1 балл (7 баллов).
- лайф
- демом
- пямьта
- вредайр
- ортином
- атексид
- нирперт
Ответы:
- лайф файл
- демом модем
- пямьта память
- вредайр драйвер
- ортином монитор
- атексид дискета
- нирперт принтер
Эстафета 2, "Веришь - не веришь"
В этой эстафете участвуют все члены команд. За каждый правильный ответ команда получает один балл.(8 баллов)
Слушают вопрос и по сигналу поднимает одну из табличек со словами "ДА", если верит или "НЕТ", если не верит.
- Верите ли вы, что компьютер может работать без дисковода? (Да)
- Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов? (Да)
- Верите ли вы, что компьютерные вирусы передаются воздушно-капельным путем? (Нет)
- Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема - память? (Нет - процессор)
- Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система. (Нет - окна)
- Верите ли вы, что принтер вводит в компьютер текстовую информацию? (Нет)
- Верите ли вы, что при выключении монитора выполняется перезагрузка компьютера? (Нет)
- Верите ли вы, что 1 байт = 8 бит? (Да)
Эстафета 3, "Эрудит"
Предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. |
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
Компьютер памятью не испортишь. |
Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. |
Дареному коню в зубы не смотрят. |
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. |
В Тулу со своим самоваром не ездят. |
Бит байт бережёт. |
Копейка рубль бережёт. |
Что из Корзины удалено, то пропало. |
Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться - в Интернет не ходить. |
Волков бояться - в лес не ходить. |
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. |
Всяк кулик свое болото хвалит. |
Эстафета 4," Кто быстрее?"
Всего 5 заданий по 1 баллу за каждое + 1 за скорость.
№ 1. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Петя написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ель, кедр, сосна, кипарис, лиственница, можжевельник - хвойные растения».
Ученик вычеркнул из списка название одного из растений. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 26 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название хвойного растения. (лиственница)
№ 2. Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код:
А
|
Д |
К |
Н |
О |
С |
01 |
100 |
101 |
10 |
111 |
000 |
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом.
Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК.
Даны три кодовые цепочки:
- 100101000
- 101111100
- 100111101
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово. («101111100» может означать только «КОД»).
№ 3. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
- возведи в квадрат
- прибавь 3
Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 25, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (21222)
№ 4. Доступ к файлу spis.htm, находящемуся на сервере sch.net, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) ://
Б) spis
B) .net Г) .htm
Д) ftp
Е) sch
Ж) /
(ДАЕВЖБГ)
№ 5. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В? (10)
Подведение итогов игры
Пока я осуществляю подсчёт баллов, даю вам возможность определить вашу оценку за урок, для этого найдите значение b (5)
а
:
=
2
b
:
=
5
a
:
=
2*а
+
3*b
b
:
=
a/19*b
Спасибо за работу. Вручение призов.