Математические праздники

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

В ходе обучения школьников такому предмету как математика большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа. Она является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе.

Особое место среди различных форм внеклассной работы по математике занимают математические вечера, веселые турниры. Им присущ дух соревнований, занимательность и юмор нравится младшим школьникам. Для некоторых ребят такие турниры становятся началом большого пути в математику и другие науки. Увлекательные состязания способствуют сплочению детского коллектива, укреплению их дружбы. В начальной школе появляются юные поэты, писатели и художники, становятся больше весёлых, остроумных и увлеченных людей. И если даже незначительный успех в математических играх посеет в них уверенность в своих силах, и приведет к усиленным занятиям и действительным успехам, углубит знания учащихся, поспособствует развитию их дарований, расширят кругозор.

Можно выделить следующие группы математических праздников:

  • с историческим содержанием (рассматриваем эпизоды из истории развития науки математики);
  • посвящённые великим математикам;
  • показывающие применение математики.

По форме проведения праздники делятся на:

  • соревнование;
  • игра-путешествие;
  • турнир;
  • инсценировка;
  • КВН;
  • комбинированная игра.

Формы проведения внеклассных мероприятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны соответствовать ряду требований: подбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, рассчитываться на различные категории детей (интересующихся математикой, одаренных учащихся и учащихся, не проявляющих еще интерес к предмету), отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий.

Проводить такие мероприятия необходимо не только для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы развить у них стремление к преодолению трудностей в усвоении математики.

Важное значение имеет и формирование интереса к математике с помощью нестандартных и привлекательных форм внеклассной работы.

Игра - это творчество, игра - это труд. В ходе игры у детей вырабатывается привычка быть внимательным, сосредоточенным, мыслить самостоятельно, развивается стремление к получению знаний. Увлеченные игрой, ребята не замечают, что обучаются: познают, запоминают новое, развивают творческое воображение. Даже самые нерадивые ученики включаются в игру с большим желанием.

Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность.

Правильная разработка и организация таких мероприятий может повысить эффективность внеклассной работы, послужить дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Остановимся на мероприятиях, которые можно провести в начальной школе.

Интересно и занимательно проходят праздники знакомства с новой цифрой или геометрическими фигурами в 1 классе.

Они помогают увлечь и заинтересовать детей в получении новых знаний. Для этого можно использовать стихотворения о цифрах и геометрических фигурах. Построить ассоциативный куст, загадки и т.д.

Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик - мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольником)

Таблица умножения в стихах помогает лучше запомнить ее.
Ну что ж, откладывать не станем,
Тетрадь и карандаш достанем
И примемся за дело бойко.
Итак, на старт выходит ДВОЙКА!
Умножив два на единицу,
Получим ДВОЙКУ - лебедь-птицу,
Спасает каждый ученик
От этих «птичек» свой дневник.
Известно детям в целом мире,
Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
Им также следует учесть,
Что дважды три получим ШЕСТЬ.
Два на четыре - будет ВОСЕМЬ.
И всех ребят мы очень просим
Забыть капризы, ссоры, лень
Восьмого марта - в мамин день!

В 4 классе можно провести такие игры и соревнования как викторина «Что? Где? Когда?», «Путешествие в мир математики», «Веселый поезд», «В царстве геометрических фигур» и др.

В отличие от стандартной игры «Что? Где? Когда?» дети сами могут готовить задания в группах. Например: инсценировать задачу.

При проведении игры не забываем и о зрителях, для них необходимо подбирать интересные задания, например: задание для поддержки команд «кто больше вспомнит песен, в которых встречаются числа или математические термины»

  • «Учат в школе» - «к четырем прибавить два…»
  • «Вместе весело шагать по просторам» - «раз дощечка, два дощечка…»
  • «Крокодил Гена» - «… и подарит 500 эскимо»
  • «В траве сидел кузнечик» - «он ел одну лишь травку»
  • «Дважды два четыре»
  • «Там вдали за рекой…» - «… сотня юных бойцов…»
  • «Школьные годы» - «здесь десять классов пройдено…».

Одно из заседаний «Клуба почемучек» можно посвятить геометрии. Оно может состоять из 2 частей: теоретической и практической. Во время теоретической части группы могут подготовить историческую справку о происхождении названий геометрических фигур. А во время практической части выполнить логические задания на нахождении геометрических фигур на чертеже или рисунке, преобразовать одни фигуры в другие.

С увлечением ребята выполнят аппликации из геометрических фигур.

В начальной школе можно провести игру-путешествие в мир Математики. Эта ига предполагает участие всех учащихся класса при этом объединение в группы происходит не по указанию учителя, а по цвету фишки, которую выберет ребенок. Дети посетят станции, которые указаны в их маршрутном листе, сюда же заносятся и результаты выполненной работы. По окончании обязательно подводим итоги игры и вручаем грамоты командам.

Главное, наверное, не в проведении праздника, а, возможно, в подготовке к этому празднику. Ребята сами составляют кроссворды и ребусы, находят в интернете интересные задания и задачи, придумывают математические сказки, а на празднике лучшие из них инсценируют или рассказывают.

Литература

1.«Предметні тиждні з математики в початковій школі» Я.С.Сухарева. Ранок 2010 р.

2.«Дидактична мозайка, математична веселочка» В.Л.Бутрім. Харків. Основа 2005 р.

3.«Организация математических праздников» С.А.Зенькова https://pedsovet.su/publ/164-1-0-2800

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: «Просвещение», 1988.

5. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности. - М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.

6. Математика. Приложение к газете «Первое сентября».