Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Разделы: География

Ключевые слова: география


«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Основные составляющие функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Читательская грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Функциональная грамотность.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

  • умения читать карту
  • владеть приемом наложения карт
  • развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

  • задания на определение географического объекта по его координатам и обратная - нахождение географических координат объекта
  • задание, требующее владения приемом наложения карт
  • задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
  • работа с климатограммами
  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.

Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника
  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов
  • создание схематичного рисунка по тексту
  • нахождение географических ошибок в предложенном тексте
  • заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
  • составление кроссвордов
  • чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

  • укажите материки западного и восточного полушарий;
  • расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

  • Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
  • Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии..

3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

  • Буэнос-Айрес - Бухара - оба начинаются на букву «Б»
  • Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств
  • Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.

4) Логические задания - задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, и т.д.

5) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

  • акула - Сахалин
  • нос носорога - полуостров Сомали (Африка)
  • сапожок - Апеннинский полуостров и т.п.

6) Немая карта - учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

  • отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты
  • написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
  • решение различных географических задач
  • работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) географический диктант по терминам (5-11 классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина. В 10-11 классах наоборот - учитель называет термин, а учащиеся пишут его расшифровку. Это значительно усложняет задачу.

2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний. После пройденной темы рекомендуется провести зачет, который состоит из двух частей:

  • теоретической - письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета
  • тестовой части.

В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовится к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии.