Групповое коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 3-го класса с задержкой психического развития по теме «Зимующие и перелетные птицы».

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3

Ключевые слова: зимующие птицы, ЗПР, перелетные птицы


Цель: познакомить детей с перелетными птицами, развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.

Задачи:

коррекционно-образовательная:

  • обучать детей использовать в речи новые слова по теме,
  • составлять распространённые предложения по опорам и картинкам;

коррекционно-развивающие:

  • учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
  • развивать словарный запас по заданной теме;
  • развивать у детей навыки словообразования;

коррекционно-воспитательная:

  • формировать у детей положительные поведенческие навыки по отношению к природе, птицам.

Оборудование: серия тематических картинок; карточки; предметные картинки птиц, тематическая презентация.

Ход занятия

Звучит музыка и голоса птиц.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте! Эта музыка напоминает нам о чудесных изменениях в природе.

Учитель-дефектолог: - О чём мы будем говорить сегодня вам надо догадаться самим. Для этого мы сыграем в игру.

Игра «Слова-горки»

Упражнение на улучшение звукопроизношения слогов и слов, увеличение скорости и качества чтения

(дети читают слова в каждом столбике)

1 горка

2 горка

ох

дождливый

уже

капельками

если

пасмурно

птицы

холодает

стрижи

журавли

улетают

осень

листопад

стая

ветреный

как

Учитель-дефектолог: - О каком времени года подсказывают нам прочитанные слова? (об осени)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

«Скоро белые метели
Снег поднимут от земли,
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушек в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет:
Улетает, улетел...»

- Сегодня тема нашего занятия: «Зимующие и перелётные птицы»

Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с предметными картинками.

Учитель-дефектолог: -Рассмотрите птиц и назовите тех, которых уже знаете.

Упражнение на развитие памяти и внимания

- Какие птицы улетают в тёплые края?

- Как называют таких птиц? (Перелётные)

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие)

Психоречевая гимнастика

а) Повторение цепочки картинок сначала с опорой на карточку, затем по памяти (грач - ласточка - кукушка - скворец - ворона)

Лексико-грамматическое упражнение на усвоение категории родительного падежа, единственного числа

б) «Нет какой птицы?» (На доске 4-5 картинок, незаметно убирается одна картинка)

Дидактическая игра с движением «Улетают - не улетают»

(Детям раздаются названия птиц. Учащиеся, которые выполняют роли перелетных птиц, переходят - «перелетают», остальные остаются на месте)

1. Первичная проверка понимания: «Кто с кем улетает осенью на юг?»

Коррекционно-развивающее упражнение на расширение словарного запаса

Летят журавли на юг со своими (журавлятами),
летят утки на юг со своими (утятами),
летят гуси на юг со своими (гусятами),
летят лебеди на юг со своими (лебедятами),
летят аисты на юг со своими (аистятами).

2. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

Упражнение-ассоциации на звукоподражание

(Соедини стрелками слова по смыслу)

воробей

каркает

ворона

чирикает

утка

кукует

голубь

крякает

кукушка

воркует

3. Аутотренинг

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Шея не напряжена и расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко…

ПАУЗА

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Подтянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть!

4. Закрепление знаний и способов действия «Общее и различное»

Упражнение на анализ и сравнение предметов.

Детям предлагается мысленно представить себе образ сравниваемых предметов и найти сходство и различие.

- Ты видел бабочку? А птичку? (После ответов ребёнка, предлагается сравнить эти объекты.)

Помогаем ребёнку с помощью наводящих вопросов:

- Что у них общего? А чем они отличаются?"

Опиши птицу по плану (по картинке)

Условно-речевое упражнение описания объект по универсальному плану

Вопросы:

Ответы:

1. Название птицы.

1. Это птица ________перелётная (или зимующая).

2. Название частей тела.

2. Тело_______состоит из___________

3. Название частей головы.

3. На голове _______есть___________

4. Чем покрыто тело?

4. Тело покрыто ______________

5. Где живёт?

5. _________живёт________

Слова для справок: голова, крылья, лапки, хвост, глаза, хохолок, перья, в лесу, на болоте, в дупле, под крышей дома и т.п.

4. Итог занятия

1. Пальчиковая гимнастика (при названии - загибать палец)

Птичек стайка

Эта птичка - соловей, эта птичка-воробей
Эта птичка - совушка, сонная головушка,
Эта птичка - свиристель, эта птичка-коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко
Эта - зяблик, эта - стриж, это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан. Птички, птички по домам!
(Сжать пальчики в кулачки)

- Каких птиц вы узнали? Какие из них - перелётные, зимующие?

- Почему птицы улетают в тёплые края? Как надо помогать птицам зимой?

2. Рефлексия «Моё настроение»

- Выбор карточек цвета настроения, предложенных дефектологом.