Процесс инклюзии детей с ОВЗ в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании" Российской Федерации.
Условия реализации инклюзивного образования сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Данный вид образования становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные учреждения совместного обучения и воспитания с другими детьми.
Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС.
РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно - в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков - одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
Но если все дети уникальны в своем развитии, то каждый ребенок с аутизмом - это отдельная планета, и нет двух похожих детей. «Каждый ребенок с РАС обладает уникальным набором способностей и проблем... Если вы знаете одного ребенка с аутизмом - это значит, что вы знаете только одного ребенка с аутизмом». (Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / пер. с англ. В.Дегтяревой. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.)
С другой стороны при разнообразии подходов к проблеме развития коммуникации у детей аутистов отсутствует единая методика. В ходе коррекции расстройств аутистического спектра осуществляется естественная интеграция подходов, ведущая к повышению результативности коррекционной работы и обучения детей с аутизмом. У психологов, дефектологов, логопедов, педагогов основного и дополнительного образования, воспитателей, работающих с аутичными детьми, и у их родителей возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения навыкам коммуникации. Вместе с тем, обучение этих детей коммуникативным поведенческим навыкам в значительной мере способствует преодолению их трудностей в процессе социализации и обучения.
Изложенные факты явились причиной для разработки и внедрения программы формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в школе.
Использование представленной программы позволит обеспечить формирование коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями - умений выражать просьбы/требования; социальную ответную реакцию; умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; привлекать внимание и задавать вопросы. Описанные методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них. Задания, игровые и учебные упражнения способствуют формированию социального поведения и навыков диалогической речи.
Представленная программа может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Методы формирования коммуникативных навыков
При обучении детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа, чтение по ролям.
Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.
Метод беседа актуален при работе с детьми, владеющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков.
Чтение по ролям осуществляется в случае формирования диалоговых навыков у детей, владеющих техникой беглого чтения.
В ходе психолого-педагогической коррекции используется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий.
Применяются поведенческие методы и техники:
- моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление
- использование альтернативных коммуникативных систем
- метод «сопровождающего обучения»
Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.
Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели.
С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.
Большое значение в процессе коррекционной работы имеет использование подсказок. Большинство детей с расстройствами аутистического спектра могут пользоваться подсказками очень эффективно, поскольку для них характерна эхолалическая речь - автоматическое повто рение чужих слов, значение которых ребенок чаще всего не понимает.
Эхолалии необходимо использовать как основное средство формирования навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образцы речевых высказываний и стимулировать его к их эхолаличному воспроизведению.
На начальных этапах коррекционной работы, дети обычно повторяют слова взрослого механически, заученно. Многократное повторение одних и тех же эхолаличных высказываний в связи с определенной ситуацией дает ребенку возможность понять смысл сказанного и использовать эти слова для самостоятельного общения, без подсказок.
Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации; это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное.
В качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M's, леденцов, изюма, печенья и т.д. с целью поощрения правильного ответа.
Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Примером может служить игра с использованием карточек лото: педагог показывает карточку и спрашивает «Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения взрослый отдает ему карточку, которую ребенок кладет на соответствующую клетку. В данном случае, в качестве подкрепления выступает сама карточка, включенная в практическую деятельность. Современные исследователи подчеркивают, что использование «естественного подкрепления» наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков.
Важнейшим условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия.
Алгоритм обучения навыкам коммуникации
Обучение коммуникативным навыкам детей с расстройствами аутистического спектра основывается на следующем алгоритме:
- Выбор цели обучения: определение коммуникативного навыка, который необходимо сформировать.
- Моделирование ситуации, провоцирующей коммуникативное высказывание ребенка.
- Предоставление ребенку времени для формулировки самостоятельного высказывания.
- Предоставление подсказки в случае затруднения.
- Подкрепление коммуникативной попытки ребенка.
- Закрепление и генерализация навыка в повседневной жизни при участии нескольких человек (специалистов, родителей ребенка, его знакомых и т.д.).
Для формирования каждого коммуникативного навыка необходимо разработать серию однотипных упражнений, игр и смоделированных ситуаций.
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Структура программы формирования коммуникативных навыков
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра включает семь последовательных блоков, каждый из которых соответствует отдельному направлению работы. Каждый блок включает перечень навыков, формирующихся у детей в ходе обучения (таблица 1):
Таблица 1. Структура программы формирования коммуникативных навыков.
Формирование умений выражать просьбы/требования |
Просьба о повторении действия
|
Формирование социальной ответной реакции |
Отклик на свое имя
|
Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события |
Комментарии в ответ на неожиданное событие
Умение называть различные предметы Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов Определение принадлежности собственных вещей Умение называть знакомых людей по имени Комментирование действий, сообщение информации о действиях Описание местонахождения предметов, людей Описание свойств предметов Описание прошедших событий Описание будущих событий |
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы |
Умение привлекать внимание
Умение задавать вопросы о предмете («Что___?») Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?») Умение задавать вопросы о действиях («Что делает ___?») Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет Умение задавать вопросы о местонахождении пред-мета («Где___?») Умение задавать вопросы, связанные с понятием вре-ени («Когда___?») |
Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них |
Выражение радости
Выражение грусти Выражение страха Выражение гнева Сообщение о боли Сообщение об усталости Выражение удовольствия/недовольства |
Формирование социального поведения |
Просьба повторить социальную игру
|
Формирование диалоговых навыков |
Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
|
Оценка коммуникативных навыков, определение целей обучения
Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра».
Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра |
|||
Умение/навык |
Баллы
|
Баллы
|
комментарии |
Формирование умений выражать просьбы/требования |
|||
Просит повторить понравившееся действие |
|
|
|
Просит один из предметов в ситуации выбора |
|
|
|
Просит поесть/попить |
|
|
|
Требует предметы/игрушки |
|
|
|
Требует выполнения любимой деятельности |
|
|
|
Просит о помощи |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование социальной ответной реакции |
|||
Откликается на свое имя |
|
|
|
Выражает отказ от |
|
|
|
предложенного предмета/деятельности |
|
|
|
Отвечает на приветствия других людей |
|
|
|
Выражает согласие |
|
|
|
Отвечает на личные вопросы |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события |
|||
Дает комментарии в ответ на неожиданное событие |
|
|
|
Умеет называть различные предметы |
|
|
|
Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов |
|
|
|
Определяет принадлежность собственных вещей (мой) |
|
|
|
Умеет называть знакомых людей по имени |
|
|
|
Комментирует действия, сообщение информацию о действиях |
|
|
|
Описывает местонахождение предметов, людей |
|
|
|
Описывает свойства предметов |
|
|
|
Описывает прошедшие события |
|
|
|
Описывает будущие события |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы |
|||
Умеет привлекать внимание другого человека |
|
|
|
Задает вопросы о предмете(«Что___?») |
|
|
|
Задает вопросы о другом человеке («Кто___?») |
|
|
|
Задает вопросы о действиях («Что делает___?») |
|
|
|
Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет |
|
|
|
Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?») |
|
|
|
Задает вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?») |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них |
|||
Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело») |
|
|
|
Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит») |
|
|
|
Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно») |
|
|
|
Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится») |
|
|
|
Сообщает о боли («Больно», «болит») |
|
|
|
Сообщает об усталости («Устал») |
|
|
|
Выражает удовольствие/недовольство
|
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование социального поведения |
|||
Просит повторить социальную игру |
|
|
|
Просит поиграть вместе |
|
|
|
Выражает вежливость |
|
|
|
Умеет поделиться чем-либо с другим человеком |
|
|
|
Выражает чувство привязанности (обнимает,целует) |
|
|
|
Оказывает помощь, когда попросят |
|
|
|
Умеет утешить другого человека |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Формирование диалоговых навыков |
|||
Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени |
|
|
|
Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы |
|
|
|
Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы |
|
|
|
Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником |
|
|
|
Умеет поддержать диалог, организованный собеседником |
|
|
|
Умеет поддержать диалог на определенную тему |
|
|
|
Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях |
|
|
|
Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает) |
|
|
|
Сумма баллов |
|
|
|
Общая сумма баллов |
|
|
|
Опросник представляет собой перечисление коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка. Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения вы ставите цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.
- «0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.
- «1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
- «2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях - в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.
В столбце «комментарии», вы отмечаете все особенности: например, ребенок использует навык только при взаимодействии с мамой, или только с подсказкой, или только используя жесты и т.д.
В качестве целей обучения, Вы выбираете те навыки, которые либо сформированы частично, либо не сформированы. В этом случае в столбце «комментарии» необходимо поставить пометку (например, галочку).
Сначала необходимо обучать наиболее простым навыкам, соответствующим уровню развития ребенка (принцип систематичности, принцип обучения «от простого к сложному»).
Условно все перечисленные в программе навыки можно подразделить на три группы в зависимости от уровня сложности: низкий, средний, высокий.
- Низкий уровень включает следующие навыки: умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).
- Средний уровень - формирование умения называть различные предметы, знакомых людей (по имени), персонажей из книг, фильмов; описывать действия и местонахождение предметов; определять принадлежность собственных вещей; отвечать и задавать простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Где?»; адекватно выражать собственные эмоции.
- Высокий уровень предполагает формирование наиболее сложных навыков - умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»); формирование умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах (с помощью речи); формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.
Когда цели определены, можно приступать непосредственно к обучению.
Оценка результативности коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков
Для оценки результативности каждого занятия необходимо использовать специальный бланк, работа с которым позволит отследить динамику формирования навыка по следующим параметрам:
- степень генерализации навыка;
- уровень оказываемой ребенку помощи.
Название навыка ____________________ |
|||||
Дата |
Генерализация |
Уровень помощи |
|||
Использует навык
|
Использует навык
|
Использует навык
|
Использует навык только после полной подсказки |
Использует навык с незначительной подсказкой |
Использует навык самостоятельно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генерализация
- Ребенок использует навык в искусственно созданной ситуации, не осуществляет его перенос в другие повседневные ситуации.
- Ребенок использует навык в различных местах (в естественно возникающих ситуациях).
- Ребенок использует навык с разными людьми (в естественно возникающих ситуациях).
Уровни помощи
- Ребенок использует навык только после полной подсказки (например, «Дай мне мяч»).
- Ребенок использует навык с незначительной подсказкой (например, «Дай …»).
- Ребенок использует навык самостоятельно, без подсказки.
Для заполнения бланка ставьте отметки (например, «+») в соответствующих столбцах. Например, Если ребенок использует навык в различных ситуациях, только после полной подсказки, то знак «+» нужно поставить в двух соответствующих столбцах.
Использование представленного бланка позволяет отследить на каком этапе формирования навыка находится ребенок. Навык считается сформированным, если ребенок способен самостоятельно использовать его в естественно возникающих ситуациях.
Для итоговой оценки результативности работы по программе используйте повторно опросник «Оценка ком-муникативных навыков у детей с расстройствами аутис-тического спектра»:
- Проставьте баллы в столбце «Баллы (конец года)».
- Отметьте и проанализируйте произошедшие изменения.
- Сравните суммы баллов по каждой категории.
- 4.Сравните общие суммы баллов.
- Составьте программу работы на следующий год.
Заполняйте опросник не реже 2-х раз в год (в начале и конце учебного года).
Формирование коммуникативных навыков - одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате, аутичные дети могут интегрироваться в различные дошкольные образовательные учреждения и школы, как специальные, так и общеобразовательные.
Опыт практической работы с аутичными детьми, показывает, что работа по предложенной системе коррекционной работы помогает детям преодолеть многие трудности в процессе их взаимодействия с социальным окружением при условии систематического, последовательного обучения. Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться ежедневно в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.