Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра РАС


Процесс инклюзии детей с ОВЗ в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании" Российской Федерации.

Условия реализации инклюзивного образования сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Данный вид образования становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные учреждения совместного обучения и воспитания с другими детьми.

Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС.

РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно - в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими.

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков - одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.

Но если все дети уникальны в своем развитии, то каждый ребенок с аутизмом - это отдельная планета, и нет двух похожих детей. «Каждый ребенок с РАС обладает уникальным набором способностей и проблем... Если вы знаете одного ребенка с аутизмом - это значит, что вы знаете только одного ребенка с аутизмом». (Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / пер. с англ. В.Дегтяревой. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.)

С другой стороны при разнообразии подходов к проблеме развития коммуникации у детей аутистов отсутствует единая методика. В ходе коррекции расстройств аутистического спектра осуществляется естественная интеграция подходов, ведущая к повышению результативности коррекционной работы и обучения детей с аутизмом. У психологов, дефектологов, логопедов, педагогов основного и дополнительного образования, воспитателей, работающих с аутичными детьми, и у их родителей возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения навыкам коммуникации. Вместе с тем, обучение этих детей коммуникативным поведенческим навыкам в значительной мере способствует преодолению их трудностей в процессе социализации и обучения.

Изложенные факты явились причиной для разработки и внедрения программы формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в школе.

Использование представленной программы позволит обеспечить формирование коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями - умений выражать просьбы/требования; социальную ответную реакцию; умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события; привлекать внимание и задавать вопросы. Описанные методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них. Задания, игровые и учебные упражнения способствуют формированию социального поведения и навыков диалогической речи.

Представленная программа может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы формирования коммуникативных навыков

При обучении детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа, чтение по ролям.

Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

Метод беседа актуален при работе с детьми, владеющими диалогической речью. Он используется с целью дальнейшего формирования диалоговых навыков.

Чтение по ролям осуществляется в случае формирования диалоговых навыков у детей, владеющих техникой беглого чтения.

В ходе психолого-педагогической коррекции используется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий.

Применяются поведенческие методы и техники:

  • моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление
  • использование альтернативных коммуникативных систем
  • метод «сопровождающего обучения»

Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.

Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели.

С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.

Большое значение в процессе коррекционной работы имеет использование подсказок. Большинство детей с расстройствами аутистического спектра могут пользоваться подсказками очень эффективно, поскольку для них характерна эхолалическая речь - автоматическое повто рение чужих слов, значение которых ребенок чаще всего не понимает.

Эхолалии необходимо использовать как основное средство формирования навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образцы речевых высказываний и стимулировать его к их эхолаличному воспроизведению.

На начальных этапах коррекционной работы, дети обычно повторяют слова взрослого механически, заученно. Многократное повторение одних и тех же эхолаличных высказываний в связи с определенной ситуацией дает ребенку возможность понять смысл сказанного и использовать эти слова для самостоятельного общения, без подсказок.

Еще одним важным условием является подкрепление коммуникативных высказываний. Исследования показывают, что подкрепление любых, даже очень слабых, коммуникативных попыток приводит к усилению мотивации; это способствует увеличению количества, а, следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть двух видов: искусственное и естественное.

В качестве искусственного подкрепления может служить использование конфет M&M's, леденцов, изюма, печенья и т.д. с целью поощрения правильного ответа.

Естественное подкрепление, напротив, напрямую связано с контекстом взаимодействия и включено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Примером может служить игра с использованием карточек лото: педагог показывает карточку и спрашивает «Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения взрослый отдает ему карточку, которую ребенок кладет на соответствующую клетку. В данном случае, в качестве подкрепления выступает сама карточка, включенная в практическую деятельность. Современные исследователи подчеркивают, что использование «естественного подкрепления» наилучшим образом способствует закреплению коммуникативных навыков.

Важнейшим условием является использование повседневных, естественно возникающих ситуаций в системе коррекционной работы. Для решения этих проблем в процессе коррекционной работы применяется метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия.

Алгоритм обучения навыкам коммуникации

Обучение коммуникативным навыкам детей с расстройствами аутистического спектра основывается на следующем алгоритме:

  • Выбор цели обучения: определение коммуникативного навыка, который необходимо сформировать.
  • Моделирование ситуации, провоцирующей коммуникативное высказывание ребенка.
  • Предоставление ребенку времени для формулировки самостоятельного высказывания.
  • Предоставление подсказки в случае затруднения.
  • Подкрепление коммуникативной попытки ребенка.
  • Закрепление и генерализация навыка в повседневной жизни при участии нескольких человек (специалистов, родителей ребенка, его знакомых и т.д.).

Для формирования каждого коммуникативного навыка необходимо разработать серию однотипных упражнений, игр и смоделированных ситуаций.

Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Структура программы формирования коммуникативных навыков

Программа формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра включает семь последовательных блоков, каждый из которых соответствует отдельному направлению работы. Каждый блок включает перечень навыков, формирующихся у детей в ходе обучения (таблица 1):

Таблица 1. Структура программы формирования коммуникативных навыков.

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просьба о повторении действия
Умение попросить предмет в ситуации выбора
Просьба поесть/попить
Требование предмета/игрушки
Требование любимой деятельности
Просьба о помощи

Формирование социальной ответной реакции

Отклик на свое имя
Отказ от предложенного предмета/деятельности
Ответ на приветствия других людей
Выражение согласия
Ответы на личные вопросы

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Комментарии в ответ на неожиданное событие
Умение называть различные предметы
Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов
Определение принадлежности собственных вещей
Умение называть знакомых людей по имени
Комментирование действий, сообщение информации о действиях
Описание местонахождения предметов, людей
Описание свойств предметов
Описание прошедших событий
Описание будущих событий
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы
Умение привлекать внимание
Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)
Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»)
Умение задавать вопросы о действиях («Что делает ___?»)
Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет
Умение задавать вопросы о местонахождении пред-мета («Где___?»)
Умение задавать вопросы, связанные с понятием вре-ени («Когда___?»)
Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них
Выражение радости
Выражение грусти
Выражение страха
Выражение гнева
Сообщение о боли
Сообщение об усталости
Выражение удовольствия/недовольства

Формирование социального поведения

Просьба повторить социальную игру
Просьба поиграть вместе
Вежливость
Умение поделиться чем-либо с другим человеком
Выражение чувства привязанности
Оказание помощи
Умение утешить другого человека

Формирование диалоговых навыков

Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени
Умение инициировать диалог, используя стандартные фразы
Завершение диалога с использованием стандартной фразы
Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником
Умение поддержать диалог, организованный собеседником
Умение поддержать диалог на определенную тему
Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях
Соблюдение правил разговора

Оценка коммуникативных навыков, определение целей обучения

Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра».

Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Умение/навык

Баллы
(начало года)

Баллы
(конец года)

комментарии

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просит повторить понравившееся действие

Просит один из предметов в ситуации выбора

Просит поесть/попить

Требует предметы/игрушки

Требует выполнения любимой деятельности

Просит о помощи

Сумма баллов

Формирование социальной ответной реакции

Откликается на свое имя

Выражает отказ от

предложенного предмета/деятельности

Отвечает на приветствия других людей

Выражает согласие

Отвечает на личные вопросы

Сумма баллов

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Дает комментарии в ответ на неожиданное событие

Умеет называть различные предметы

Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов

Определяет принадлежность собственных вещей (мой)

Умеет называть знакомых людей по имени

Комментирует действия, сообщение информацию о действиях

Описывает местонахождение предметов, людей

Описывает свойства предметов

Описывает прошедшие события

Описывает будущие события

Сумма баллов

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умеет привлекать внимание другого человека

Задает вопросы о предмете(«Что___?»)

Задает вопросы о другом человеке («Кто___?»)

Задает вопросы о действиях («Что делает___?»)

Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет

Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?»)

Задает вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

Сумма баллов

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело»)

Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит»)

Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно»)

Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится»)

Сообщает о боли («Больно», «болит»)

Сообщает об усталости («Устал»)

Выражает удовольствие/недовольство
(«нравится/не нравится»)

Сумма баллов

Формирование социального поведения

Просит повторить социальную игру

Просит поиграть вместе

Выражает вежливость

Умеет поделиться чем-либо с другим человеком

Выражает чувство привязанности (обнимает,целует)

Оказывает помощь, когда попросят

Умеет утешить другого человека

Сумма баллов

Формирование диалоговых навыков

Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы

Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы

Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником

Умеет поддержать диалог, организованный собеседником

Умеет поддержать диалог на определенную тему

Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях

Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает)

Сумма баллов

Общая сумма баллов

Опросник представляет собой перечисление коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка. Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения вы ставите цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.

  • «0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.
  • «1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
  • «2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях - в разных местах, с разными людьми.

Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.

В столбце «комментарии», вы отмечаете все особенности: например, ребенок использует навык только при взаимодействии с мамой, или только с подсказкой, или только используя жесты и т.д.

В качестве целей обучения, Вы выбираете те навыки, которые либо сформированы частично, либо не сформированы. В этом случае в столбце «комментарии» необходимо поставить пометку (например, галочку).

Сначала необходимо обучать наиболее простым навыкам, соответствующим уровню развития ребенка (принцип систематичности, принцип обучения «от простого к сложному»).

Условно все перечисленные в программе навыки можно подразделить на три группы в зависимости от уровня сложности: низкий, средний, высокий.

  • Низкий уровень включает следующие навыки: умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).
  • Средний уровень - формирование умения называть различные предметы, знакомых людей (по имени), персонажей из книг, фильмов; описывать действия и местонахождение предметов; определять принадлежность собственных вещей; отвечать и задавать простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Где?»; адекватно выражать собственные эмоции.
  • Высокий уровень предполагает формирование наиболее сложных навыков - умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»); формирование умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах (с помощью речи); формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.

Когда цели определены, можно приступать непосредственно к обучению.

Оценка результативности коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков

Для оценки результативности каждого занятия необходимо использовать специальный бланк, работа с которым позволит отследить динамику формирования навыка по следующим параметрам:

  • степень генерализации навыка;
  • уровень оказываемой ребенку помощи.

Название навыка ____________________

Дата

Генерализация

Уровень помощи

Использует навык
в искусственно созданной ситуации

Использует навык
в различных местах

Использует навык
с разными людьми

Использует навык только после полной подсказки

Использует навык с незначительной подсказкой

Использует навык самостоятельно

Генерализация

  1. Ребенок использует навык в искусственно созданной ситуации, не осуществляет его перенос в другие повседневные ситуации.
  2. Ребенок использует навык в различных местах (в естественно возникающих ситуациях).
  3. Ребенок использует навык с разными людьми (в естественно возникающих ситуациях).

Уровни помощи

  1. Ребенок использует навык только после полной подсказки (например, «Дай мне мяч»).
  2. Ребенок использует навык с незначительной подсказкой (например, «Дай …»).
  3. Ребенок использует навык самостоятельно, без подсказки.

Для заполнения бланка ставьте отметки (например, «+») в соответствующих столбцах. Например, Если ребенок использует навык в различных ситуациях, только после полной подсказки, то знак «+» нужно поставить в двух соответствующих столбцах.

Использование представленного бланка позволяет отследить на каком этапе формирования навыка находится ребенок. Навык считается сформированным, если ребенок способен самостоятельно использовать его в естественно возникающих ситуациях.

Для итоговой оценки результативности работы по программе используйте повторно опросник «Оценка ком-муникативных навыков у детей с расстройствами аутис-тического спектра»:

  1. Проставьте баллы в столбце «Баллы (конец года)».
  2. Отметьте и проанализируйте произошедшие изменения.
  3. Сравните суммы баллов по каждой категории.
  4. 4.Сравните общие суммы баллов.
  5. Составьте программу работы на следующий год.

Заполняйте опросник не реже 2-х раз в год (в начале и конце учебного года).

Формирование коммуникативных навыков - одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате, аутичные дети могут интегрироваться в различные дошкольные образовательные учреждения и школы, как специальные, так и общеобразовательные.

Опыт практической работы с аутичными детьми, показывает, что работа по предложенной системе коррекционной работы помогает детям преодолеть многие трудности в процессе их взаимодействия с социальным окружением при условии систематического, последовательного обучения. Занятия по формированию коммуникативных навыков должны проводиться ежедневно в различных социальных ситуациях с разными людьми. Это позволит ребенку использовать навыки при взаимодействии с более широким социальным кругом.