Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Период выполнения: 1.09.2019 - 30.05.21.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог-психолог.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема: развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сферы у детей с ТНР.
Актуальность проекта: Дети с тяжелыми речевыми нарушениями как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.
Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Этапы работы с песком
Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование игр с песком и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель проекта: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ТНР, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
Задачи проекта:
Для детей:
- Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
- Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.
- Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
- Снижение уровня тревожности.
- Развитие мелкой моторики.
- Снижение психоэмоционального напряжения.
Для педагогов:
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.
- Создать информационную базу по использованию игр с песком.
- Создать условия для благоприятного и психологически комфортного состояния детей.
- Развитие и поддержка достижений детей.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей, их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.
- Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.
- Гармонизация детско-родительских отношений.
Условия реализации проекта:
- Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
- Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями).
- Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
- Игры с детьми проводятся стоя рядом с песочницей, или сидя за столами с песочницей..
Первый этап - организационно-подготовительный
- Постановка проблемы, определение цели и задач.
- Подбор оборудования:
- Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
- Интерактивная песочница «Волшебная полянка»
- Чистый, просеянный песок, кинетический песок.
- "Коллекция" миниатюрных фигурок, высотой желательно не
более 8 сантиметров. Набор игрушек:
- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
- здания: дома, школы, замки.
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые.
- карточки с эмоциями.
- деревянный конструктор.
Наряду с высокой эффективностью метода, игры с песком имеют и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- Уровень тревожности ребёнка очень высок;
- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
- Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Подбор программно-методического обеспечения.
За основу были приняты: программа «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.
Обучение педагогов.
Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках
педагогического совета. Будет показана презентация,
мастер-класс, на котором педагоги на практике познакомятся с
элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут
включать их в педагогический процесс при работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями.
На собрании познакомить родителей с современными методами развития детей, с интерактивной песочницей, рассказать о играх с песком и важности развития эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.
Второй этап - рефлексивно-диагностический
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей.
2. Определение уровня тревожности у детей.
Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап - практическая реализация проекта
Вид работы.
Развивающие (познавательные) игры на песке.
Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
Коррекционные игры
Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности, тревожности), коммуникативной сферы.
Психопрофилактические игры.
Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Использование игр с песком на занятиях.
Использование игр с песком в других видах деятельности.
Свободная деятельность детей.
Работа с родителями.
- Обеспечение творческой направленности
- Наглядная информация на сайте
- Тематическое родительское собрание
- Мастер-класс
- Индивидуальные консультации
- Самообразование
- Обновление информационных стендов, информации на сайте играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для с ТНР.
Работа с педагогами.
- Мастер-классы
- Самообразование
Продукты проекта для детей:
- Фотогалерея.
- Применение игр в самостоятельной деятельности детей.
Продукты проекта для педагогов:
- Конспекты по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Мастер-классы «Игры в песочнице с детьми».
- Планирование по выбранной тематике.
Продукты проекта для родителей:
- Родительское собрание «Презентация интерактивной песочницы «Полянка».
- Мастер-класс «Играем в сказку дома и на занятиях».
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ТНР, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
- повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ТНР
- внедрение в игровую практику игр с песком.
Для родителей:
- повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.
- гармонизация детско-родительских отношений.
Методическое обеспечение
Литература
- О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. «Тропинка к своему Я».
- Е.В.Ратникова. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Игры в сказкотерапии.
- И.И.Пичугина. «Интерактивная месочница». Методическое пособие.
Приложения