Проект «Игры с песком для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, игры с песком


Вид проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).

Период выполнения: 1.09.2019 - 30.05.21.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог-психолог.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема: развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сферы у детей с ТНР.

Актуальность проекта: Дети с тяжелыми речевыми нарушениями как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Этапы работы с песком

Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование игр с песком и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель проекта: Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ТНР, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
  • Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.
  • Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
  • Снижение уровня тревожности.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Снижение психоэмоционального напряжения.

Для педагогов:

  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.
  • Создать информационную базу по использованию игр с песком.
  • Создать условия для благоприятного и психологически комфортного состояния детей.
  • Развитие и поддержка достижений детей.

Для родителей:

  • Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей, их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.
  • Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

Условия реализации проекта:

  • Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
  • Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями).
  • Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
  • Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
  • Игры с детьми проводятся стоя рядом с песочницей, или сидя за столами с песочницей..

Первый этап - организационно-подготовительный

  • Постановка проблемы, определение цели и задач.
  • Подбор оборудования:
    • Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
    • Интерактивная песочница «Волшебная полянка»
    • Чистый, просеянный песок, кинетический песок.
  • "Коллекция" миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:
    • человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
    • здания: дома, школы, замки.
    • животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
    • растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
    • постройки: мосты, ограды, ворота.
    • естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
    • символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
    • сказочные герои: злые и добрые.
    • карточки с эмоциями.
    • деревянный конструктор.

Наряду с высокой эффективностью метода, игры с песком имеют и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка очень высок;
  • Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: программа «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.

Обучение педагогов.

Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках педагогического совета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике познакомятся с элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут включать их в педагогический процесс при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями.

На собрании познакомить родителей с современными методами развития детей, с интерактивной песочницей, рассказать о играх с песком и важности развития эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

Второй этап - рефлексивно-диагностический

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей.

2. Определение уровня тревожности у детей.

Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.

Третий этап - практическая реализация проекта

Вид работы.

Развивающие (познавательные) игры на песке.

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.

Коррекционные игры

Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности, тревожности), коммуникативной сферы.

Психопрофилактические игры.

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Использование игр с песком на занятиях.

Использование игр с песком в других видах деятельности.

Свободная деятельность детей.

Система реализации проекта

Работа с родителями.

  • Обеспечение творческой направленности
  • Наглядная информация на сайте
  • Тематическое родительское собрание
  • Мастер-класс
  • Индивидуальные консультации
  • Самообразование
  • Обновление информационных стендов, информации на сайте играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для с ТНР.

Работа с педагогами.

  • Мастер-классы
  • Самообразование

Продукты проекта для детей:

  • Фотогалерея.
  • Применение игр в самостоятельной деятельности детей.

Продукты проекта для педагогов:

  • Конспекты по теме проекта.
  • Библиография по теме проекта.
  • Мастер-классы «Игры в песочнице с детьми».
  • Планирование по выбранной тематике.

Продукты проекта для родителей:

  • Родительское собрание «Презентация интерактивной песочницы «Полянка».
  • Мастер-класс «Играем в сказку дома и на занятиях».

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ТНР, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов:

  • повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ТНР
  • внедрение в игровую практику игр с песком.

Для родителей:

  • повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Методическое обеспечение

Литература

  • О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. «Тропинка к своему Я».
  • Е.В.Ратникова. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».
  • Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Игры в сказкотерапии.
  • И.И.Пичугина. «Интерактивная месочница». Методическое пособие.

Приложения