Урок математики в 1-м классе. Тема: «Число 9. Цифра 9»

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Число 9. Цифра 9


Цели и задачи урока:

Обучающие

  • познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
  • закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым;
  • уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
  • дать сведения о факторах здоровья: положительные эмоции, режим дня, закаливание, движение, правильное питание, выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек;

Развивающие

  • развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся
  • формировать умение делить на группы, обобщать, делать выводы;

Воспитывающие

  • способствовать формированию умений работать в паре, развивать чувства взаимопомощи;
  • способствовать формированию положительной учебной мотивации;
  • формировать у учащихся ценности здоровья и здорового образа жизни

Оборудование:

  • презентация PowerPoint;
  • проектор с экраном,
  • компьютер,
  • карточки для работы в паре,
  • два набора математических карточек с цифрами,
  • учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся научатся оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре и оценивать своего товарища, знать основные моральные нормы и уметь их выполнять.
  • метапредметные:
    • регулятивные - уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
    • Коммуникативные - уметь выслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
    • Познавательные - уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме;
  • предметные:
    • знать порядковое место чисел 1-9;
    • уметь увеличивать (уменьшать)число на 1;
    • находить значение числового выражения, опираясь на знание состава чисел;
    • писать цифру 9.

Содержание урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

II. Создание необходимой психологической атмосферы

1. - Для чего мы выполняем в начале урока зарядку?

Основная проблема 21 века - сохранение здоровья.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем математический урок здоровья. Вместе с «открытием» математических знаний мы познакомимся с «секретами здоровья

2. - Начинаем урок …(математики).

- Что возьмем с собой? (внимание).

- Что пожелаем друг другу? (удачи).

- Какое возьмем настроение? (хорошее, отличное).

Вывод: любую работу нужно выполнять в хорошем настроении.

- А вот и первый секрет здоровья: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Положительные эмоции полезны для нашего здоровья, они помогают нам справляться с различными сложными ситуациями.

3. - Чтобы узнать, кто пришел в гости к нам на урок?

Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).

- Из какой сказки этот герой?

- Кто автор этой сказки?

- Какие еще сказки К.И.Чуковского вы читали?

III. Устный счёт

1. Ориентация в числовом ряду.

- Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места.

- Расставьте числа по порядку.

- Какое число стоит между 3 и 5.

- Назовите последующее число для 5.

- Назовите предыдущее число для 4.

- Какое число стоит слева от 3.

- Какое число стоит справа от 6.

2. А чтобы узнать следующий секрет здоровья, Айболит предлагает вам поиграть в игру «ЛОТО».

Работа по карточкам на повторение состава числа 8, дети закрашивают клетку с правильным ответом.

8

1

2

5

4

7

3

6

- Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?

- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найти разность.

- Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?

- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 5. Какое это число?

- Уменьши 7 на 1.

Ответы (8, 5, 4, 7, 6)

Проверим узор, который у вас получился.

Взаимопроверка.

- А теперь выпишите справа все полученные ответы в порядке убывания.

- Сверимся с образцом на доске. 8,7,6,5,4.

- Перевернем карточки с ответами, прочитаем слово: РЕЖИМ

Второй секрет здоровья: РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня - это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. Соблюдение режима дня - это тоже защита от болезней.

3. Повторение состава числа 6, 7, 8. Фронтально. Сигнал - светофор.

- Айболиту срочно надо заполнить заполнить журнал посещения больных. Помогите.

На доске даны карточки с математическими выражениями.

  • 2+4
  • 8+1
  • 3+5
  • 3+3
  • 5+4
  • 1+6
  • 4+4
  • 1+5
  • 6+2
  • 7+2
  • 3+4
  • 1+7
  • 5+2
  • 3+6

- Распределите выражения в три столбика: с ответом = 6, 7 и 8.

- Для чего мы решаем примеры каждый день?

Знания становятся более прочными, запоминаются навсегда - закаляются.

Третий секрет здоровья: ЗАКАЛИВАНИЕ

IV. Определение темы урока

(Остались выражения со значением 9.)

- Какие выражения остались? (С ответом 9).

- А почему? (Не изучали состав числа 9)

- Кто может определить тему нашего урока? (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)

- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

V. Открытие нового знания

1. Рассмотрим числовой отрезок. (стр.18)

- Где располагается число 9 в числовом ряду? (за числом 8)

- А как найти число 9 на числовом отрезке? (от числа 8 сделать 1 шаг вправо)

- А как записать наше действие в виде равенства? (8+1=9)

Сообщение детей: раздел «Почемучки»

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие - недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.

2. Написание цифры 9.

- Существует цифра, знак, с помощью которой можно записать это число. (Презентация слайд печатной цифры)

- На что похожа эта цифра? (ответы детей)

Цифра 9, иль девятка,
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.

Самооценивание. Обвести самую красивую цифру.

ФИЗМИНУТКА

Айболит сказал зверятам,
что нужна им всем зарядка.
Все ребята дружно встали
и на месте зашагали.

Ножками затопали,
ручками захлопала,
влево, вправо повернулись,
потянулись, вниз прогнулись.
И на место все вернулись.

Вот и четвертый секрет здоровья: ДВИЖЕНИЕ

3. - После трудного путешествия у Айболита перемешались все таблетки, поможем ему разобрать таблетки по пузырькам.

Работа с учебником на с. 18. №1. Рассмотрите рисунки и скажите, какое задание нужно выполнить?

Сначала нарисовать под каждой цифрой определённое число кругов. Затем соединить с соответствующей группой предметов.

- Сколько кругов вы нарисуете под цифрой 7? С какой группой предметов соедините?

- Сколько кругов вы нарисуете под цифрой 9?

- С какой группой предметов вы соедините цифру 9? Выполните задание до конца самостоятельно.

Самопроверка. Шкала-линеечка.

Вы соблюдали все правила и нашли

Пятый секрет здоровья: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

ФИЗМИНУТКА: под музыку

- Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.
Погладьте его: осторожно, не спугните!
Затем он перебрался на лобик,
скатился на носик, перепрыгнул на щёчку,
забрался за шиворот - погладьте его и там.
Добрался до животика,
а потом спрятался под коленкой.
Поймайте его, посадите на ладошку,
прикройте, чтобы не убежал.
Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой…
Давайте отпустим его и помашем вслед!

VI. Первичное закрепление

Игра «Доктор Айболит» с. 19, № 3. Работа в паре.

- Кому из зверюшек нужна помощь?

- Кому же из зверюшек нужна помощь? (Киту - 4, ёжику - 3 Дельфину - 5, птичке - 7, бабочке - 9, собачке - 2)

Шестой секрет здоровья: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

VII. Итог урока

- Мы с вами познакомились с новыми знаниями, а также узнали секреты сохранения своего здоровья.

- Что поможет нам сохранить здоровье?

- Какое число было главным сегодня на уроке?

- Что вы узнали о числе 9?

- Кому было сегодня интересно, легко на уроке, покажите зелёный смайлик.

- А у кого ещё не все получалось, были трудности, покажите красный смайлик.

Вывод:

Здоровье своё береги с малых лет.
Оно вас избавит от болей и бед!

- Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово.

Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.

- Какое слово получилось? (Молодцы.)

- Так оценил вашу работу Айболит. Вы согласны с такой оценкой?