Тренинговое занятие с подростками на тему «Поведение, общество и я»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: тренинг


Цель: знакомство с понятием и источниками поведения, моделирование ситуации, для выбора из множества возможных способов действия реагирования правильного, знакомство с понятием ассертивность.

Возрастная категория: 13-16 лет.

Ход занятия

Инструкция: Здравствуйте уважаемые участники нашего занятия, меня зовут Ольга Алексеевна, я работаю педагогом-психологом. Сегодня мы с вами познакомимся, проясним понятие - поведение, узнаем, что на него влияет, и проиграем интересные ситуации. Наша тема занятия звучит так «Поведение, общество и я».

Прежде всего, на занятии для всех участников есть правила работы:

1 правило: быть максимально активным. Чем больше каждый из вас проявляет активность, тем полезнее для него будет наше занятие, у него появится материал для саморазвития;

2 правило: каждый высказывает своё личное мнение. Помните, правильных и неправильных ответов здесь нет.

3 правило: не перебиваем друг-друга. Если хотите что-то сказать нужно, поднять руку, и Вам представится возможность ответить. Каждый должен выразить свои чувства, мнения;

4 правило конфиденциальности: рассказывать после тренинга о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, неприемлемо с точки зрения этики. Давайте будем учиться - не оценивать других.

Тому, кто нарушит наши общие правила, нужно либо станцевать, либо попрыгать на одной ноге, либо рассказать стишок…..

Всем понятно? Приступаем?

Приложение 1

1. Знакомство: «Продолжи предложение» (5 минут)

Цель: установление контакта, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сейчас я кину мячик, апоймав, участник называет свое имя, и продолжает начатое предложение: «Я сегодня встал с кровати для того, чтобы... сделать мир добрее, поесть, пойти в школу и т.д.».

2. Мозговой штурм на тему «Поведение, общество и я» (7 минут)

Цель: знакомство с понятием поведение.

Инструкция: «Все знают, что такое «мозговой штурм»? Это упражнение, которое иногда называют «генератором идей», почему? (слушаем ответы ребят). Да, да, правильно. Вначале задается вопрос, и на него все придумывают любые ответы. Сейчас я вам задам вопрос, а вам нужно будет придумать ответы, готовы?

Первый вопрос: «Что такое поведение?» (ответы фиксируем на ватмане и слушаем ребят, потом предлагаем свой вариант): под поведением в биологии понимают присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; под поведением в психологии понимают внешние проявления психической деятельности (психологический словарь В.Б.Шапарь), то есть все действия и поступки человека, которые можно рассмотреть со стороны внешней (ориентации на других людей) и внутренней (ориентации на себя) регуляции своей активности в отношениях с окружающим миром.

Второй вопрос: «Какие действия и поступки бывают?» (слушаем участников, потом предлагаем свой вариант): исследователь П.А.Сорокин предложил классификацию поступков: 1) дозволенные (обычные, за которые нет поощрений, нет наказаний), 2) рекомендуемые и желательные (за которые получают поощрения), 3) запрещенные (акты, которые подвергаются наказанию): обман, невыполнение обещаний, сплетничество, воровство, причинение вреда другим людям и т. д.

Третий вопрос: «Какое поведение (обычное, желательное, нежелательное) вы чаще всего выбираете в школе?» (слушаем участников, потом обобщаем).

3. Упражнение «Сплетник» (10 минут)

Цель: развить умение поддерживать контакты с людьми и выходить из конфликта.

Инструкция: «Прошу вас встать и образовать внутренний и внешний круги. Посмотрите, перед вами должен быть человек. У всех есть пара? (помогаем ребятам найти пару и построить круги). Итак, те, кто во внешнем кругу, вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас на перемене, выдумал небылицы о вас. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет. Когда ребята выговорились, просим их поменяться и проиграть ситуацию заново в других ролях.

Обсуждение:

- Что вы чувствуете? Понравилась ли игра? Кому да? Кому нет? Почему?

Обобщение:

- Если человек чаще всего совершает запрещенные поступки, то это отрицательно сказывается на взаимоотношениях в группе, членом которой он является. Так как нарушается благоприятный психологический климат, который состоит из доброжелательного отношения друг к другу, из духа товарищества, взаимопомощи, открытости и безопасности. Так между членами группы, класса, появляется недоверие, скрытность, напряженность и конфликтность. Важно, понимать, что главное в поведении - это понимание и соблюдение моральных норм и правил, установленных группе.

4. Информационная минутка (7 минут)

Цель: знакомство с источниками поведения, с понятиями потребность, интерес, темперамент.

Мы уже с вами определили, что называется поведением. Теперь хотелось бы поговорить о том, что влияет на наше поведение. Давайте посмотрим на таблицу (показываем таблицу «Что влияет на наше поведение?») и объясняем.

Таблица 1. Что влияет на наше поведение?

Биологический фактор

Социальный фактор

Наследственность (особенности развития ВНД, генетика, задатки)

Воздействие макросреды: общества, страны, культуры

Воздействие микросреды: детского дома, школы, друзей.

Таблица 2. Источники поведения

Внутренние

Внешние

Потребности - нужда в чем-либо.
Например, я хочу есть…то есть мое поведение будет выражаться в том, что я буду заглядывать в холодильник, пойду в магазин, чтобы купить еду.
Есть другие потребности: я хочу иметь крышу над головой, хочу общаться,
хочу рисовать и т.д.

Окружающий мир

Другие люди

Социальные нормы

Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса. Социальные роли (ребенок, взрослый, учитель, водитель, пенсионер и т.д.)

Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Культурные образцы

Поведение человека можно представить как результат действия двух сил: «внутренней» (источник - внутренний мир человека, будь то потребности, интересы или какие-либо другие характеристики человека) и «внешней» (источник - внешний, окружающий мир, будь то предметы физического мира, другие люди, социальные нормы, роли, культурные образцы или что-то еще). При этом они не являются абсолютно независимыми друг от друга. Каждый человек обладает внутренним набором характеристик, при этом он с кем-то взаимодействует - то есть живет в обществе: ходит в школу, ходит на футбол, следовательно, внешние источники неотделимы от нас.

5. Упражнение «Автобус» (15 минут)

Цель: моделирование ситуации, для выбора из множества возможных способов действия реагирования правильного, знакомство с понятием ассертивность.

Инструкция: «Для следующей игры мне нужен мальчик, который садится на стул (усаживаем его на стул, рядом ставим еще стул и кладем на него сумку), и девочка, которая стоит рядом. Так же еще нужны двое добровольцев, которые выходят за дверь (или из комнаты). Я сейчас раздам участникам листочки с инструкциями (раздаем листочки, см. приложение №1 и начинаем обыгрывать игру). Тот, кто получил инструкции, внимательно ее читают, и пробуют обыграть ситуации. Желательно придерживаться инструкции, но если появится желание, можно и импровизировать. Поняли? Начали.

Мы с вами сейчас разыграли ситуацию конфликта и некоторые типы поведения.

Хотелось бы начать с того, что при агрессивном стиле (записываем стиль на ватмане) поведения. В этой ситуации стороны не хотят слушать и понимать точку зрения и аргументацию другой стороны, и вместо этого тратят свои силы на то, чтобы усиливать свою точку зрения. Это удаляет стороны друг от друга, и тогда общение может характеризоваться эмоциональными взрывами, агрессией и нападками не по сути дела. Часто в спор привлекаются элементы, не связанные с проблемой. В конечном итоге люди или становятся врагами, или прекращают контакт (когда человека обидели, оскорбили, контакт разрушается, и потом договориться с ним конструктивно очень сложно или даже невозможно). Следовательно, такой стиль поведения не продуктивен.

Правильным стилем поведения в этой игре был ассертивный (записываем стиль на ватмане). Слово ассертивность обозначает - способность не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей и при этом отстаивать свои интересы, еще можно отождествить это понятие с уверенностью в себе. Правильно было привлечь внимание только мальчика (для этого можно было наклониться к нему, или спросить), затем выяснить, чья с это сумка, и потом уже решать, что можно сделать в этой ситуации.

Почему в данном случае нельзя предлагать решение, не сориентировавшись в ситуации? (слушаем варианты участников, потом предлагаем свой - возможны следующие варианты: брат и сестра поссорились, вы влезаете в семейный конфликт. Сестра говорит: «Я рядом с ним сидеть не буду!», или это сумка девочке, и возможно она не хочет сидеть. Или под сумкой место испачкано и сумку специально поставили, чтобы никто не сел и т.д.

Обсуждение:

- Что вы чувствуете? Понравилась ли игра? Кому да? Кому нет? Почему?

- О каких стилях поведения мы с вами говорили? Какой более правильный и продуктивнее?

В заключение игры хотелось бы пояснить, чем четче и яснее мы сумеем выразить свои мысли и чувства в начале развития конфликта, тем лучше, так как в таком случае у другой стороны появляется также возможность для реакции в самом начале. И в итоге будет легче найти выход из конфликтной ситуации. Чем больше конфликт «запускается», тем больше вероятность того, что реакция (когда она случится) будет сильной. Попробуйте выражать свои чувства как можно раньше!

6. Резюме ведущего (1 минута)

Сегодня мы с вами познакомились с понятием поведения и его внутренними и внешними источниками, смоделировали ситуацию, в которой мы осознанно рассмотрели примерное поведение людей.

7. Упражнение на завершение «Что нового я узнал?» (5 минут)

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексии.

Инструкция: Хотелось бы, чтобы каждый из вас высказался, то есть ответил на вопросы?

- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?

- Как Вы думаете, занятие было полезно? И почему?

8. Упражнение «Спасибо за приятное занятие» (5 минут)

Цель: способствовать выражению дружеских чувств и благодарности друг другу.

Инструкция: Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас (выбираем первого или правого ребенка) становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» (когда присоединиться последний участник, круг замыкается и завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук).

9. Завершение занятия

Всем спасибо за активное участие, мне очень приятно было с Вами работать (комплимент). До встречи.