Важнейшим делом обучения является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач.
С.Л.Рубинштейн
В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. В каждом человеке имеется склонность к творческой деятельности.
Организация творческого познавательного процесса - непременное условие для развития у учащихся творческого мышления, так необходимого современному человеку. Умение логически мыслить, анализировать возникшую перед ним проблему или нестандартную задачу; мысленно «прокручивать» различные варианты ее решения, отбрасывая ложные гипотезы; определять наиболее рациональный способ решения, опираясь на обширность знаний в различных областях наук и собственную интуицию; проявлять фантазию и разумную долю риска в использовании нешаблонных методов решения - вот далеко не полная характеристика творческого мышления.
Развитию у учащихся творческого мышления и исследовательских способностей уделялось должное внимание в педагогической литературе в различные годы. Однако, как свидетельствует опыт, в традиционной классно-урочной системе преобладающим все еще остаются репродуктивные методы обучения. педагогу, обладающему большим запасом знаний и стремящемуся передать эти знания учащимся в полном объеме, очень сложно удержаться от искушения обучать их основам преподаваемых дисциплин, не направляя познавательную деятельность своих подопечных в «нужное русло» по давно известному «проторенному» пути. Недостаточно вооружить ученика определенной суммой знаний, поскольку эти знания не являются продуктом его мыслительной деятельности, а лишь отражают способность воспроизводить некий информационный объем, накопленный предыдущими поколениями. И эти знания вряд ли будут для него личностно-значимыми. Необходимо научить его «добывать» эти знания самостоятельно, самому проектировать свой образовательный маршрут. Подтверждением чему является известное высказывание А.Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Именно такая организация учебного процесса, в результате которой ученики вовлекаются в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике является основой для развития творческого мышления учащихся. Такой подход к обучению лежит в основе личностно-ориентированного продуктивного обучения, которое выступает альтернативой традиционному обучению. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания.
Главной целью продуктивного обучения является предоставление ученикам возможности самим создавать образовательную продукцию в процессе индивидуальной активной деятельности. «Продуктивное обучение есть процесс образования, целью которого является развитие личности в сообществе, а так же совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности, ориентирован на продукт, и осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов» [2, C.59]. Очень сложно реализовать в полном объеме продуктивное обучение в современной школе, так как такой подход требует проведение коренных изменений в системе традиционного образования. Роль учителя становится совершенно иной - из автономного режима работы в качестве педагога-предметника он должен перейти в режим консультанта, причем, осуществлять это на междисциплинарном уровне, а это далеко не простая задача.
Проектный вид деятельности позволяет так построить учебный процесс, что его основу составляет познавательная, исследовательская деятельность учеников, которую организует, «выстраивает» учитель. При этом учащиеся самостоятельно, или с помощью учителя, выделяют и ставят проблему, которую необходимо разрешить, предлагают возможные решения, осуществляют их и, анализируя полученные данные, делают выводы и обобщения, а затем, на их основе ставят новые проблемные задачи. В результате у ученика возникает высокая самомотивация, заинтересованность в достижении результата; он учится самостоятельно творчески, логически мыслить, а, следовательно, происходит его интеллектуальное развитие. Использование межпредметных проектов позволяет каждый предмет изучать не автономно, а как одно из основных звеньев, необходимых ученику для целостного восприятия окружающего мира и определения места в нем самого человека. Синтез знаний материала разных учебных предметов подготавливает учащихся к новому восприятию мира, в основе которого лежит эволюционно-синергетическая концепция естественнонаучного образования.
Рассмотрим возможности использования межпредметных проектов как средства развития творческих способностей учащихся. Например, межпредметный ученический проект по теме «Молекулярная кухня - польза или вред?» требует от его исполнителей глубоких знаний, выходящих за рамки школьной программы по химии, биологии. Эта тема выбрана не случайно - она имеет большое познавательное значение и позволяет познакомиться с основными этапами развития молекулярной кухни - от момента зарождения и до современных представлений о возможностях их использования в будущем. Материал достаточно объемный и сложный для восприятия, содержит большое количество новых понятий, которые необходимо не только запомнить, но и осмыслить. И здесь как раз имеется большая возможность так организовать групповую работу учащихся над проектом, чтобы все его участники были не просто исследователями, но и смогли выступать в роли обучающих. Перед учащимися ставится задача: установить, почему именно молекулярная кухня вызывают сегодня большой интерес у многих людей. Сможем ли мы без их практического использования обойтись сегодня и в будущем? Для решения данной задачи учащимся можно предложить разбиться по желанию на три группы: «биологов», «химиков». каждая группа будет подбирать и анализировать изучаемый материал с позиции выбранного направления. Или проект «Антибиотики на службе сельского хозяйства», позволяет оценить ситуацию с применением антибиотиков и остаточных форм в продукции (например, куриное мясо). Для выполнения проводимых химических исследований достаточно оборудования и реактивов, имеющихся в школьном кабинете химии. Некоторые исследования могут быть выполнены в лабораториях ВУЗов с которыми мы постоянно сотрудничаем (БелГУ, БГТУ, БГАУ).
В рамках учебных занятий можно использовать и другие виды проектов. Примером может служить ролевой проект. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. «Вода, её состав, значение» используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп- историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических и химических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных химических, биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов. Развивающее воздействие на личность проектной деятельности состоит в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни, а главное - практическое применение полученных знаний. Наиболее интересны для учащихся исследовательские проекты: школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Менее востребованы информационные проекты, то тем неимение их можно использовать во время предметных недель : учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. Старшеклассники с интересом работают над мини-проектами по различным темам курса. Например, при изучении темы в 10 классе «Онтогенез» можно создать небольшой информационный мини-проект в форме слайдовой презентации по теме «Влияние вредных факторов среды на развитие эмбриона человека», «Развитие организмов и окружающая среда».
Но самое главное в работе над данным проектом - это систематические коллективные обсуждения результатов, полученных каждой группой, на совместных встречах участников всех групп. Необходимо продумывать тщательно весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Процесс обучения осуществляется в сотрудничестве, а, следовательно, помимо учебно-познавательных задач, в работе над проектом решаются и воспитательные задачи, так как работа в группе требует от участников взаимной поддержки и помощи, индивидуальной ответственности каждого (от моего личного вклада зависит успех выполняемой группой работы). каждый переживает за результат своего труда и членов его группы - их общий продукт деятельности. ученики сами «добывают» необходимые знания, сами делают выводы, представляют результаты своего проекта в форме презентации, используя мультимедийный проектор. И, следовательно, такую деятельность можно по праву считать продуктивной. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны школьников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; само мотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда Ничто так не губит способности, как стандартный, безжизненный, усредненный подход, репродуктивные задания, бесконечная фронтальная работа. Одаренность не развивается в узких, жестко заданных рамках. Для того чтобы способности развивались, их нужно постоянно тренировать, необходим простор для личностного роста. Ребенок должен учиться преодолевать трудности, рисковать, проявлять настойчивость в достижении цели, принимать на себя ответственность [2] учеников в группах.
Литература
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа. 2004. - с.479.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.
- Юркевич В.С. Было бы желание. Школьный психолог. Январь 2004, № 4.
- Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №7. - С.5.