Введение
Занятия фитнесом все больше становятся популярными. Также быстро набирает обороты распространение детского фитнеса. Заботиться о физическом развитии дошкольника или школьника - крайне важная задача.
Разница между занятием различных видов спорта или обыкновенной физкультурой и фитнесом заключается в том, что в первом случае цель занятий направлена на достижение определенных побед, участие в соревнованиях и прочее. Но детский фитнес не ставит задачи выучить чемпиона. Его цель - забота о здоровье и поддержании тела в тонусе. В большинстве случаев, детям, у которых имеется спортивный потенциал, не требуются дополнительная мотивация и стимул для более эффективной тренировки.
Что же такое детский фитнес? Это комплекс спортивных тренировок, которые включают элементы гимнастики, йоги, хореографии, аэробики и др. Занятия проходят целой группой в игровой форме. Они не имеют строго определенной программы.
Как правило, детским фитнесом могут заниматься дети разного возраста и с разной степенью физической подготовки.
Польза от занятий детским фитнесом заключается в следующем:
- расход ребенком излишней энергии (в особенности, это касается гиперактивных детей);
- гармоничное развитие опорно-двигательной системы;
- овладение двигательными навыками;
- укрепление иммунитета, сердечно-сосудистой системы, вестибулярного аппарата, легких;
- овладение коммуникативными навыками;
- улучшение скоростных реакций, показателей гибкости;
- познание индивидуальной и групповой дисциплины;
- формирование чувства ритма;
- овладение умением двигаться в такт;
- профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
- привитие любви к активному образу жизни.
Помимо этого, занятия фитнесом позволяют выработать и проявить эмоционально-волевые качества. Также тренировки способствуют улучшению внимания, памяти, координации движений. Регулярные занятия развивают все группы мышц, формируют красивую, стройную и гибкую фигуру.
Вреда от занятий фитнесом, как такового нет. Единственное, что может повлечь за собой негативные последствия - это нерегулярное посещение тренировок и плохо подобранная и разработанная программа.
Для чего нужен фитнес?
Как правило, определенных показаний к участию в фитнес-занятиях нет, но условно можно выделить следующие:
- Малоподвижный образ жизни. В случае если ребенок не двигается, а все время сидит за компьютером или телефоном, для него чуждо участие в активных и подвижных играх, то занятия фитнесом - отличное решение. Ведь снижение двигательной активности приводит к нарушениям физического развития и возникновения некоторых заболеваний.
- Проблемы со здоровьем. Специально подобранная или разработанная программа занятий способствует решению некоторых проблем, например, плоскостопие, снижение тонуса мышц и прочее.
- Слабая иммунная система. Регулярное посещение тренировок обеспечивает улучшение здоровья и общего самочувствия.
- Гиперактивность. Если ребенок не сидит на месте, всегда бегает и прыгает, проявляет чрезмерное любопытство, то на спортивных занятиях он сможет направить свою энергию в нужное русло и выплеснуть ее избыток.
- Отсутствие коммуникативных навыков в общении с другими детьми. Так, если малыш по определенным причинам не посещает детский сад или не может найти общий язык со сверстниками, то групповые занятия способствуют развитию коммуникабельности, а под руководством опытного тренера, ребенок быстро вольется в коллектив.
1. Особенности физического воспитания и развития дошкольников
В возрасте 5-6 лет ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально волевых и физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений. В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения (ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствие, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке) с изменением темпа, упражнения с мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям. Движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самореализации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении задания. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. У детей формируется потребности заниматься физическими упражнениями, развивается самостоятельность.
2. Методы физического развития дошкольников
Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В физическом развитии дошкольников применяются две группы методов: специфические, то есть методы, которые характерны только для процесса физического развития; общепедагогические, то есть методы, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
Специфические методы:
1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
2. Игровой метод. Предполагает использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Соревновательный метод. Включает применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.
4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.
Общепедагогические методы:
Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику выполнения упражнений:
- название упражнения;
- описание;
- объяснения;
- указания;
- команды;
- вопросы к детям и др.
Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия:
- показ физических упражнений;
- имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни.
3. Формирования правильной осанки
Правильную осанку надо начинать формировать с детства, хотя маленьким сорванцам трудно объяснить, что хорошая осанка является не только залогом здорового образа жизни, но и показателем красоты и эстетики. Родителям следует обращать внимание на искривленность позвоночника, наблюдать за положением спины ребенка во время занятий или отдыха. Чтобы предотвратить нежелательные возможные последствия искривления осанки, Вы, как заботливые родители, можете еще до посещения поликлиники выявить признаки развития нарушения осанки у ребенка. Для того чтобы у ребенка с детства не было проблем с осанкой, надо прививать ему любовь к физической активности - проводить профилактику возможных нарушений. Систематически выполняйте с малышом некоторые упражнения, и у вас и вашего ребенка будет всегда красивая осанка.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г.С.Абрамова. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
- Алексеева, Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики [Текст] / Л.М.Алексеева - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 208 с.
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е.А.Алябьева. - М. : Сфера, 2003. - 88 с.
- Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников [Текст] / C.B.Барбашов. - Омск, 2000. - 389 с.
- Безруких, М. М., Возрастная физиологи [Текст] : физиология развития ребенка / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М. : Академия, 2003. - 416 с.
- Белая, К.Ю., Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.А.Зимонина. - М. : Просвещение, 2000. - 94 с.
- Васильева, М.А., Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. - М. : МозаикаСинтез, 2005. - 208 с.
- Воротилкина, И.П. Организация двигательной активности дошкольников. [Текст] / И.П.Воротилкина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 26-31.
- Гаврючина, Л.В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] : методическое пособие / Л.В.Гаврючина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
- Горбатова, М.С. Оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / М.С.Горбатова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 432 с.
- Горбунова, О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия [Текст] / О. В. Горбунова. - Санкт-Петербург :
- Детство-пресс, 2013. - 112 с.
- Докучаева, Г.Н. Здоровье опорно-двигательной системы [Текст] / Г.Н.Докучаева. - М. : Аст-пресс, 2007. - 112 с.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 986 с.
- Иванова, Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни [Текст] / Т.В.Иванова. - Волгоград : Корифей, 2009. - 96 с.
- Каштанова, Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении [Текст]: практическое пособие / Т.В.Каштанова. - М. : Дрофа, 2002. - 120 с.
- Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно - двигательного аппарата) [Текст] / О.В.Козырева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
- Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm (дата обращения 29.05.2021).