Цель:
- дать представление о социальной иерархии российского общества в XVII веке, значении труда в развитии общества;
- познакомить с понятиями и терминами Соборное Уложение, социальные отношения, тягло, тягловые люди.
Планируемые результаты:
- учащиеся научаться выделять особенности процесса формирования сословий, их прав и обязанностей;
- описывать различные сословия России XVII века;
- работать в группе;
- объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- доказывать свою точку зрения;
- выступать публично;
- осмысливать теоритический материал;
- выполнять познавательные и проблемные задания.
Оборудование: схемы; презентация.
Тип урока: исследование.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Смута» и «Политическое развитие страны»
- Мотивационный-целевой этап
- Введение в новый материал
- Работа по теме урока
- Работа по теме
- Подведение итога урока
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний учащихся по теме «Смута» и «Политическое развитие страны»
- Давайте повторим то, что мы проходили на прошлых уроках.
Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.
- "Семибоярщина".
- Освобождение Москвы от поляков.
- Восстание под руководством Ивана Болотникова.
- Царствование Лжедмитрия I.
- Земский собор 1613 г.
Ответы: 4, 3, 1, 2, 5.
Задание №2.
1. Боярин, сестра которого была женой царя, фактически правитель России в конце XVI века.
Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)
2. «Чудом спасшийся царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)
3. Был маленького роста, некрасив, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственно к тем благоволил, кто нашёптывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью». (Василий Шуйский)
Задание № 3. Исключите лишнее понятие. Объясните ваш выбор.
- Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.
- Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Болотников, Прокопий Ляпунов.
Задание № 4. По какому принципу образован ряд:
- Ирбитская, Макарьевская, Свенская
Задание 5. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы и у вас получить слово.
- Монархическая форма правления, основанная на сильной почти неограниченной власти царя «РАМЕДФЖЩСИЕВ» - …
- Административно-территориальная единица в составе уезда «ВТОСОЛЬ» - …
- Должностное лицо на Руси конца XVв. - начала XVIII века, выполняющее работу по сбору податей, а также судебно-полицейские функции «ЛВИНЬОЦАКЕЛ» - …
- Крупные военно-административные единицы, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны «ДАРЫЗЯР» - …
3. Мотивационный-целевой этап
- Историк В.О.Ключевский высказал предположение, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.»
Парадокс - Мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
- Не парадокс ли это? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Можем ли мы сразу дать ответ на этот вопрос?
- Нет
4. Введение в новый материал
- Как вы думаете, для того чтобы разгадать парадокс Ключевского, какой вопрос нам надо рассмотреть на уроке?
- (развитие российского общества)
- Зная сущность государственного устройства России. Действительно нам необходимо исследовать российское общество XVII века. Это позволит сделать вывод об уровне развития России в XVII веке.
5. Работа по теме
- Тема нашего урока: «Оформление сословного строя» (записываем)
- Скажите, пожалуйста, что такое сословие? Какие сословия средневекового общества в Западной Европе вам известны?
- ……..
- Российское общество в XVII веке не было однородным. Оно состояло из нескольких групп
- Представьте, что мы оказались в историческом музее. Времени у нас мало, а необходимо быстро познакомиться с экспозицией «Российское общество в XVII веке».
- Для успешной работы мы разделились на группы. Задание каждая группа получила заранее. Исследовать материал по характеристике отдельных категорий населения России в XVII веке.
- Пожалуйста, первая группа «Феодалы»
- Вторая группа «Крестьяне»
- Третья «Городское население»
-Четвёртая группа «Духовенство»
- Пятая «Казачество»
6. Подведение итога урока
- Вот и подошла к концу наша экскурсия в далёкое прошлое.
- На основе представленного материала составим схему «Социальная структура российского общества в XVII веке.
- Давайте вернёмся к тому вопросу, который прозвучал в начале нашего урока. Историк В.О.Ключевский высказал предположение, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.»
- Согласны ли вы с точкой зрения учёного? Поясните свою позицию.
- Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель комментирует:
- работа с документом стр.52.
- электронное пособие.