Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации учеников на уровне начального и основного образования

Разделы: Иностранные языки


Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её такой - задача современного учителя. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты четко определили приоритеты общего образования, назвав главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, в том числе и на уроках английского языка.

Во-первых, она предполагает интенсивное групповое взаимодействие, эффективную коммуникацию и способствует формированию УУД личности (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Во-вторых, технология АМО способна обеспечить высокую степень мотивированности учащихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации на иностранном языке за счет игрообучения.

Одним из главных преимуществ активных методов обучения является то, что они как нельзя лучше помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу психологической комфортности, ориентации на успех каждого учащегося, что значительно повышает эффективность урока.

Структура урока с применением технологии АМО соответствует структуре урока с применением системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандартов нового поколения.

Всё образовательное мероприятие по технологии АМО делится на логически связанные фазы и этапы.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

Этапы: инициация (приветствие, знакомство), вхождение или погружение в тему (определение целей урока), определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой.

Этапы: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания), интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации), проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Этапы: эмоциональная разрядка (разминки), подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

А сейчас я вам приведу пример некоторых активных методов обучения, применяемых мною на уроках английского языка.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство). Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы: «Добрый день», «Подари улыбку», «Поздоровайся локтями».

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange - happy, glad (довольный, радостный) и т.д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.

Вышеуказанные методы эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока). Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Прием «Вместе мы построим дом». Каждому раздаются листики-«брёвнышки», на которых участники пишут свои ожидания от урока, которые наклеиваются в виде забора вокруг нарисованного дома. Как только ожидание исполняется, брёвнышко перемещается в макете дома место. Если к концу урока дом построен, значит учитель правильно организовал мероприятие.

Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока). Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы.

«Угадай тему». Учащимся предлагаются фрагменты нескольких пазлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать пазлы. Затем предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой - туча, у третьей - дождь. Тема урока - «Whether» («Погода»). Кроме них, на своих уроках использую приёмы «Инфо-угадайка» - разгадывание кроссворда или ребуса, «О чем этот статус?», «Список покупок», «Музыкальная шкатулка», и другие. Для мотивации учащихся и определения темы урока также можно использовать обучающий видеоролик.

В фонетической зарядке при помощи метода «мозгового штурма», мозговой атаки, учащиеся вспоминают и называют как можно больше слов по различным темам, в зависимости, какую тему вы проходите. К примеру, тема «Clothes» одежда. What clothes do you know? Учащиеся называют как можно больше лексики по теме.

На этапе речевой зарядки с целью настроя работы над произносительной стороной речи можно предложить учащимся прочитать стихотворение «Hobby». Также можно провести конкурс на «Лучший перевод стиха».

Фаза 2. Работа над темой.

Изучение новой лексики посредством применения активных методов обучения.

Запоминание лексических единиц - это дело фундаментальной важности и на начальном этапе обучения я использую стихи-договорки.
Стихи-договорки - это небольшие рифмованные рассказы или стишки на русском языке, в которые заключены (зарифмованы) иностранные слова. Договорки вызывают огромный интерес и как следствие высокую мотивацию.

  1. Цвет знамён и побед называется - red.
  2. Цвет, который я люблю, называется - blue.
  3. Этот цвет зимой бывает, называется он - white.
  4. Море, где стоит «Артек» называется - black.
  5. 5.У ёлки цвет один, называется он - green.
  6. Цвет полей пшеницы спелой называется - yellow.
  7. Цвет волков и мышей называется - grey.
  8. Вот медведь по кличке Бравый, цвет избрал, какой он? - brown.

Какими способами можно ввести новый материал

Один из приёмов - «Кластер».

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассиным и становится активным участником образовательного процесса. Составление кластера может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Записывается в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Метод «Инфо-шотик».

Ребята разбиваются на группы, разбирают цветные маркеры (можно цветные ручки). Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию, например, по теме «Объединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии» или «Популярные виды спорта в Америке». Учащиеся смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана (склеенных листов), что считают важным.

Ещё один полюбившийся моим ученикам приём отработки материала - «Ролевая игра» - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Например, игра «У врача», «Собираемся в школу», «Семейный ужин», «Интервью» и т.д. На данном этапе детям нравится использовать предметы из реальной жизни.

Метод проектов - один из эффективных способов формирования и развития познавательных умений учащихся. Данный вид деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, обеспечивает рост личности ребенка.

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Для рефлексии и подведения итогов активно использую приёмы «Звезда успеха», «Смайлик», «Лестница успеха». Для подведения итогов можно использовать метод «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…», «Возьму с собой с данного мероприятия…».

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что применение технологии активных методов обучения показал положительную динамику в сторону повышения качества знаний и уровня обученности учащихся на уроках английского языка. Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

Я проводила мониторинговые исследования качества знаний школьников за последние три года:

  • 2014-2015 уч.г. - 67%;
  • 2015-2016 уч.г. - 70%;
  • 2016-2017 уч.г. - 77.

Динамика качества знаний и уровни обученности на уроках английского языка

Показатель качества знаний повысился, что, на мой взгляд говорит о правильности выбранного направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся. Технология АМО обеспечивает высокий уровень овладения практическими умениями и навыками, заинтересованности учащихся предметом, их познавательной и творческой активности. Эти результаты ярко демонстрируются на конкурсах, олимпиадах школьного, муниципального и Всероссийского уровней. Полученные результаты указывают на необходимость использования на уроках активных методов обучения.

Литература

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
  2. Локалова Н.П. Школьная неуспевемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2009. -
  3. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
  4. http://fb.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa
  5. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/podborkapiedaghoghichieskikhpriiemovdliaformirovaniiakommunikativnykhuud
  6. http://pedsovet.su/template/48258