Одна из главных задач в начальной школе - заложить зерно смыслового чтения по всем предметам, которые мы преподаём. В результате изучения всех учебных предметов на ступени НОО выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией: умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.
На уроках мы используем все виды чтения - ознакомительное, изучающее, просмотровое, рефлексивное.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться:
- читать и понимать тексты разных жанров;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Для обучения смысловому чтению используем следующие методы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
- Определение последовательности событий в тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения проводим в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?
На какие этапы мы обращаем особое внимание: Работа с незнакомыми словами. Работа с ключевыми словами. Работа со словами-образами. Работа с многозначными словами. Работа с фразеологизмами. Рассказ по предложению. Развитие читательского воображения. Диалог с автором текста.
Смысловое свёртывание текста: составление плана
- Простой план (озаглавить каждую часть текста)
- Рисованный план (сделать рисунки или подобрать иллюстрации к каждой части текста, расположив их последовательно).
- Вопросный план (задать вопрос к каждой части текста).
- Цитатный план (выписать предложение, в котором заключена основная информация данной части)
Смысловое свёртывание текста: приёмы работы с составленным планом
- Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному).
- Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом).
- Приём «Сопоставление» (к рисованному пункту плана подобрать фрагменты текста).
- Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его).
- Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).
На уроках мы используем такие приёмы:
- «Проталинки» или «Клоуз текст»
- «Точное слово»
- «Кодирование текста» (в виде схем, таблиц)
- «Убери лишнее»
- «Почемучка: моделирование вопросов»
- «Чтение с остановками»
- «Чтение с пометками»
- «Эффект обманутого ожидания»
- «Прогнозирование текста»
- «Рассыпанные предложения»
- «Ассоциативный куст»
- «Ромашка Блума»
- «Читаем и спрашиваем» (работа в парах)
- «Приём тонких и толстых вопросов»
- «Дерево предсказаний»
Практическую помощь в подборе дидактического материала нам оказывает современная методическая литература: учебные пособия «Смысловое чтение» авторы М.В.Бойкина, И.А.Бубнова и О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Техника чтения:
- Способ чтения
- Темп (скорость) чтения
- Осознанность чтения
- Выразительность чтения
Как младшие школьники владеют смысловым чтением мы отслеживаем на протяжении 4-х лет. В конце каждой четверти с 1 по 4 класс проверяем технику чтения; в конце каждого учебного года обучающиеся начальной школы выполняют комплексные работы; а в 4 классе - ВПР по русскому языку, литературному чтении и окружающему миру, где мы видим результаты работы над смысловым чтением в начальной школе.