Смысловое чтение в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: смысловое чтение


Одна из главных задач в начальной школе - заложить зерно смыслового чтения по всем предметам, которые мы преподаём. В результате изучения всех учебных предметов на ступени НОО выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией: умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.

На уроках мы используем все виды чтения - ознакомительное, изучающее, просмотровое, рефлексивное.

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться:

  • читать и понимать тексты разных жанров;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

Для обучения смысловому чтению используем следующие методы:

  • Развитие умения анализировать задание.
  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  • Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
  • Определение последовательности событий в тексте.
  • Формулирование простых выводов после прочтения.
  • Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  • Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
  • Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения проводим в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

На какие этапы мы обращаем особое внимание: Работа с незнакомыми словами. Работа с ключевыми словами. Работа со словами-образами. Работа с многозначными словами. Работа с фразеологизмами. Рассказ по предложению. Развитие читательского воображения. Диалог с автором текста.

Смысловое свёртывание текста: составление плана

  1. Простой план (озаглавить каждую часть текста)
  2. Рисованный план (сделать рисунки или подобрать иллюстрации к каждой части текста, расположив их последовательно).
  3. Вопросный план (задать вопрос к каждой части текста).
  4. Цитатный план (выписать предложение, в котором заключена основная информация данной части)

Смысловое свёртывание текста: приёмы работы с составленным планом

  1. Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному).
  2. Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом).
  3. Приём «Сопоставление» (к рисованному пункту плана подобрать фрагменты текста).
  4. Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его).
  5. Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).

На уроках мы используем такие приёмы:

  • «Проталинки» или «Клоуз текст»
  • «Точное слово»
  • «Кодирование текста» (в виде схем, таблиц)
  • «Убери лишнее»
  • «Почемучка: моделирование вопросов»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение с пометками»
  • «Эффект обманутого ожидания»
  • «Прогнозирование текста»
  • «Рассыпанные предложения»
  • «Ассоциативный куст»
  • «Ромашка Блума»
  • «Читаем и спрашиваем» (работа в парах)
  • «Приём тонких и толстых вопросов»
  • «Дерево предсказаний»

Практическую помощь в подборе дидактического материала нам оказывает современная методическая литература: учебные пособия «Смысловое чтение» авторы М.В.Бойкина, И.А.Бубнова и О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».

Техника чтения:

  • Способ чтения
  • Темп (скорость) чтения
  • Осознанность чтения
  • Выразительность чтения

Как младшие школьники владеют смысловым чтением мы отслеживаем на протяжении 4-х лет. В конце каждой четверти с 1 по 4 класс проверяем технику чтения; в конце каждого учебного года обучающиеся начальной школы выполняют комплексные работы; а в 4 классе - ВПР по русскому языку, литературному чтении и окружающему миру, где мы видим результаты работы над смысловым чтением в начальной школе.

Презентация