Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


ВВЕДЕНИЕ

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается особая социальная значимость вопросов развития речи детей дошкольного возраста [23].

На сегодняшний день неуклонно растет количество детей с речевыми проблемами, наиболее распространенной из которых является общее недоразвитие речи (ОНР). Наличие у ребенка ОНР негативно влияет на становление всей его речевой деятельности, а также является причиной вторичных отклонений в психическом развитии, коммуникации и возникновения трудностей социализации. Если ОНР не удается исправить в дошкольном возрасте, это приводит к тому, что позже у детей проявляются вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе [9, c. 168].

В речи дошкольников с речевыми нарушениями можно выделить следующие недостатки: низкий уровень информативности высказывания; фрагментарность высказывания; низкая речевая активность. Все это происходит из-за своеобразия процесса речевого развития таких детей, ведь их речевая активность недостаточна и в монологе невозможна реализация коммуникативной функции языка, так как имеющиеся лексико-грамматические средства ограничены и примитивны [13, c. 4].

Данным вопросом занимались многие исследователи: разработкой программ и методик работы с дошкольниками по развитию речи занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, А.Н.Гвоздев, А.М.Леушина и др. Лингвистические и психологические исследования данных авторов позволили выявить особенности и закономерности речевого развития детей дошкольного возраста, выделить педагогические условия овладения формами и функциями речи, разработать систему эффективных средств и методов обучения.

В детских садах в группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении). Прежде, чем приступить к коррекционно-развивающей работе, воспитатель и логопед должны выяснить характер и причины речевого нарушения, затем составить программу развития, тематические планы и т.д. [17].

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Чтобы не дублировать занятия логопеда, воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей, оказания методической помощи воспитателям. Все это свидетельствует об актуальности темы исследования.

Цель исследования: исследовать особенности совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: совместная работа логопеда и воспитателя как эффективный способ преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • выявить особенности совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников;
  • рассмотреть организацию, содержание и методику работы по диагностике речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
  • проанализировать речевые нарушения дошкольников и сделать выводы.

Методы исследования: теоретический анализ и синтеза, метод индукции и дедукции, обобщение; педагогическое наблюдение, диагностические методики, качественный анализ и количественная обработка данных.

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы студентами педагогических вузов, педагогами дошкольных образовательных организаций, логопедами.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь - высшая психическая функция. Наиболее сложная ее форма - связная речь. Изучению вопросов связной речи были посвящены работы многих ученых, как: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя и др.

С.Л.Рубинштейном предложено следующие определение связной речи: «Связной мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [22, c. 404]. Связная речь может быть монологической и диалогической. Из них первой в онтогенезе появляется диалогическая речь, она обеспечивает возможность коммуникации между ребенком и взрослым, и является предпосылкой формирования речи монологической.

Диалогом называется процесс речевого взаимодействия, который состоит из чередования процессов говорения одного из собеседников и слушанием им другого. В качестве наиболее популярных лексических средств можно выделить использование фразеологизмов, разговорной, профессиональной, жаргонной лексики и др. Предложения в диалоге используются как простые, так и сложные. Диалог представляет собой всегда спонтанную, непроизвольную речь.

Монолог - это более сложная и поздно формирующаяся форма речи. Характерной особенностью монолога является отсутствие собеседника, и даже не всегда предполагается наличие слушателя или читателя, например, если это письменная речь. В монологе всегда присутствуют намного более развернутые и полные формулировки, он отличается необходимостью длительной внутренней подготовки высказывания.

Как отмечает Л.С.Выготский, монологическая речь - высшая форма речи, обладающая внешним и внутренним планом. Внутренний план представляет собой мысль с четкой направленностью, смысловой цельностью и «совершением в слове» [5]. Внешний план речи является собственно звучащей речью. При этом возможно несовпадение внутреннего и внешнего плана: например, при оформленном внутреннем плане не всегда можно найти выражение во внешнем и т.д.

А.Р. Лурия отмечает, что процесс речевого высказывания состоит из ряда последовательных звеньев: мотив, потребность выражения какой-либо мысли через речь; первичный замысел, определяющий такие факторы, как содержание и структура высказывания; формирование «целостной системы», включающей в себя взаимосвязанные последовательные неделимые предложения, подчиненные общей теме; собственно связное высказывание [18]. Таким образом, А.Л.Лурия доказывает, что у психического процесса порождения речи та же структура, что и у любой другой психической деятельности. Как и Л.С.Выготский, А.Р.Лурия считает, что возможность овладения связной речью появляется лишь тогда, когда внешняя эгоцентрическая речь перешла во внутренний план.

Значительное внимание проблеме связной речи и коррекционно-педагогическим условиям ее формирования уделено в современных логопедических исследованиях целым рядом авторов. Т.Ю.Четверикова в своих работах описала закономерности формирования навыков рассказывания и рассмотрела механизмы формирования навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи [25, c. 110]. В работах Л.В.Ковригиной проводились исследования, которые более точно позволяли отследить механизм нарушения порождения связного высказывания у дошкольников, что позволяет обеспечить условия для разработки наиболее адекватного коррекционного маршрута для каждого ребенка с учетом преобладающих у него механизмов нарушения связной речи [15]. В исследованиях В.П.Быковой и О.Н.Баклановой были выявлены закономерности связного высказывания для построения ребенком значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов) и моделирования ребенком собственных речевых высказываний [4].

Сформированная связная речь предполагает, по мнению Н.Н.Ивановой и П.В.Скрибцова, развитие мыслительно-языковых способностей [14, c. 92]. Для реализации речевого замысла в связное речевое высказывание необходимо иметь базу в виде объемного словарного запаса, усвоенных правил использования грамматических категорий, умение запланировать и реализовать программу высказывания и так далее.

Общее недоразвитие речи - это одно из наиболее частых речевых нарушений. Оно является системным нарушением речевой деятельности у детей, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект. Дети с данным нарушением характеризуются замедленным развитием психики, у них недостаточно развита эмоционально-личностная сфера, они замкнуты, эмоционально неустойчивы, им присуще чувство неполноценности, такие дети часто неуверенные в себе. Также у данной группы детей часто нарушены моторная и мотивационная сферы; недостаточно развиты информативная, выразительная и лексико-грамматическая стороны связного высказывания, это проявляется в основном в развернутых высказываниях и их языковом оформлении. В высказываниях дошкольников с ОНР часто нарушены связность и последовательность изложения, встречаются смысловые пропуски, высказывания отличаются выраженной ситуативностью и фрагментарностью, низким уровнем употребления фразовой речи. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционные мероприятия по работе с такими детьми должны быть направленны в первую очередь на развитие связности речи [16, c. 169].

Рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, необходимо отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с нормативным речевым развитием. А.Н.Гвоздев к основным недостаткам относит следующие: трудности в конструировании высказывания; нарушение его логичности, последовательности и целостности, нежелание детей с ОНР вступать в диалог со взрослыми или сверстниками, узость активного словаря, несогласование частей речи [6].

По мнению В.П.Глухова, связная речь - это не только строго определенная последовательность связанных друг с другом мыслительных процессов, которые преобразовываются в соответствующие слова и правильно составленные фразы. Связная речь является совокупностью всех достижений ребенка к определенному возрасту в овладении родным языком, его грамматики, лексики и фонетики, а также словарного запаса. По тому, как ребенок может связно выразить свою мысль, можно судить об уровне его речевого развития [7].

Часто, имея достаточно развитый словарный запас для конструирования собственных высказываний, дошкольники с речевыми нарушениями с трудом идут на контакт с окружающими и сверстниками, практически лишены возможности словесной коммуникации, поскольку усвоенные ими речевые формы не рассчитаны на полное удовлетворение потребности в общении. Выраженные отклонения в процессе онтогенеза, обусловленные непосредственно характером речевых нарушений, препятствуют полноценному и своевременному развитию речевого общения, которое развивается у дошкольников с речевыми нарушениями значительно позднее, чем у детей с нормативным речевым развитием и обусловлено, в основном их физиологическими потребностями [11, c. 115].

Высказывания дошкольников с речевыми нарушениями (например, пересказ, описательные рассказы) характеризуются нарушением последовательности и связности изложения, лексическими заменами, смысловыми пропусками, низким уровнем сформированности фразовой речи, большим числом грамматических ошибок и многими другими признаками [10].

По мнению Н.Мироновой, дети с речевыми нарушениями с большим интересом относятся к игре, и намного меньше интереса проявляют к совместной деятельности со взрослыми, что указывает на низкую потребность в коммуникативных процессах с окружающим. Слабое развитие социальных потребностей является причиной того, что к началу обучения в школе дети с речевыми нарушениями с большим трудом усваивают методы речевого общения, при этом они имеют достаточный словарный запас и понимание обращенной к ним речи [19, c. 112].

Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина сделали попытку классификации нарушений различных связности высказываний у дошкольников с ОНР. По мнению авторов, такие дети при составлении рассказа по серии сюжетных картинок испытывают сложности в определении логики и последовательности изложения материала, поэтому затрудняются разложить картинки в правильном порядке. Само повествование при этом сводится к простому перечислению предметов или каких-то действий, изображенных на картинках. При пересказе заданного текста дети показывают непонимание смысла прочитанного, нелогичность при пересказе, фиксируется пропуск структурных элементов, многочисленные смысловые замены и повторы, сложности с подбором слов. В экспрессивной речи, при свободном высказывании, которое более проще для детей с ОНР, чем описательные рассказы, они используют в основном простые предложения. При самостоятельном высказывании наблюдаются повторы одного слова (часто это подлежащее), обрыв, незавершенность предложений, перестановка местами слов, грамматические ошибки [24, c. 58].

В исследовании Н.В.Нищевой подчеркивается, что у дошкольников с речевыми нарушениями выявляются различные нарушения связной речи. Сложности усвоения данными детьми грамматики и словарного запаса значительно тормозят процесс развития связной речи и, в первую очередь, обязательный переход от речи ситуативной к контекстной [21].

Таким образом, поскольку речь развивается постепенно, в течение длительного периода времени одновременно с усвоением ребенком всех закономерностей родного языка, то нарушения речи и несвоевременно начатая коррекция в дошкольном возрасте могут являться причиной появления в дальнейшем сложностей при обучении грамоте. Эффективность процесса коррекции и формирования речи зависит от своевременного его начала и правильно выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений.

См. продолжение статьи