Актуальность выбранной темы проекта: современное общество стремится к созданию наиболее комфортных условий для жизнедеятельности. Проблема улучшения качества жизни всегда была и будет актуальна, именно поэтому для решения данной проблемы важно знать, как разные сооружения способны повлиять на жизнь человека.
Все когда-то воздвигнутые нашими предками масштабные, грандиозные конструкции становятся настоящими памятниками архитектуры. Мы, живя в настоящем, знакомясь с архитектурными произведениями и познавая их прошлое, сохраняем историю и одновременно развиваем культуру. И для реализации идей, отвечающих потребностям современного общества нужны добросовестные и профессиональные кадры. Работу по профориентации необходимо начинать с детского сада, так как дошкольный возраст - самое подходящее время для формирования познавательного интереса к различным видам профессий.
В настоящее время дошкольное и общее образование рассматривается, как сквозная линия всей системы непрерывного образования. Необходимо составить план-проект по преемственности детских садов и школ. При подобной организации взаимодействия в образовательной системе «детский сад-школа-ВУЗ» дети получают базовую подготовку, которая является необходимой для формирования культуры личности и подготовки к профессиональному самоопределению в системе общего образования.
Наш проект «Маленький архитектор» направлен на стимулирование инновационной деятельности детей дошкольного возраста в совместной деятельности с семьями воспитанников; ориентирован на дальнейшее стимулирование инновационной деятельности интеллектуально - творческого развития, на решение вопросов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Наряду с традиционными методиками для разностороннего развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности воспитания и обучения является метод макетирования. Макет - результат конструктивно-творческой деятельности и привлекательное игровое пространство. В структуре макета могут содержаться различные объекты: целый город, отдельные здания, детская площадка и т.д.
Создание макета проходит в три этапа.
- На предварительном этапе проводится сбор информации о макете, чертежах объекта или устройств, подготовка и сбор материала для создания макета, создание развивающей предметно-пространственной среды.
- На основном этапе изготавливается основа макета, происходит ее наполнение предметным материалом. Осуществляется сборка всей конструкции.
- Последний этап работы - активизация игры с макетом.
Наши малыши - архитекторы, совместно с творческим коллективом взрослых- наставников, создали полный образовательный модуль, который включает: творческий макет инфраструктуры города Москвы с включенными дополнительными элементами по усмотрению юных авторов. Далее проделали кропотливую работу над макетом «Спортивный городок». Каждая зона парка, в свою очередь, несёт на себе определённую смысловую нагрузку.
Увлеклись! Останавливаться не хотелось.
Понравилось! И снова появилась идея: «А не создать ли нам «Парк отдыха» с фонтанами, каруселями. Это прекрасно, когда юные жители нашего большого города, хотят видеть его красивым и необычным.
А макет «Собачья площадка на берегу реки Десны» состоит из трех зон: две отдельные зоны для больших и маленьких собак с бумом, горкой, барабаном, обручами для пролезания, качелями, барьерами, вышками и полезной информацией для владельцев о выращивании собак. И это наш небольшой вклад в развитие города, пусть пока именно в творческом процессе. Но кто знает, как будет дальше!
Хочется отметить, что в процессе изготовления макетов бурно работает фантазия, развивается воображение и пространственное мышление. Иногда нам нужна точность расчета, и дети начинают использовать и понимать законы геометрии уже сейчас, намного раньше, чем они услышат о них в школе. Тренируется аккуратность, мелкая моторика и конечно усердие и терпение - те навыки, которые им будут необходимы и в школе, и в жизни.
Анализ результатов показал положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у дошкольников в процессе использования проектной деятельности и макетирования. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определенных профессиях. Отметим, что в начале года больше половины воспитанников выбирали будущую профессию близкую или совпадающую с профессией родителей или близких родственников. В результате проведенной работы к концу года воспитанники выбирали профессии, которые им более импонировали: архитектор, инженер, инженер-строитель.
Сегодняшнее поколение - это будущая основа нашего государства и общества.
А залог нашего успеха - это в командная работа, которая в итоге может сделать гением каждого участника. Ведь только работая все вместе, мы сможем в будущем, получить высококвалифицированного, добросовестного и ответственного архитектора. Да и вообще отличного во всех отношениях гражданина!!!
Литература
- Алябьева, Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. - 230 с.
- Антонова, М.В., Гришняева, И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. - С.93-96.
- Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6.
- Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. - Саратов: СГУ, 2001. - 173 с.
- Пономарева, Л.И., Ган, Н.Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования - 2016. - № 53-7. - С. 175-181.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.