Одной из основных задач новых федеральных государственных образовательных стандартов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, активное участие в которой позволяет максимально раскрывать интеллектуальные и творческие способности каждого школьника. Исключительную ценность в развитии ребенка целенаправленно организованная проектная деятельность приобретает в процессе презентации и практического использования продукта проектирования, особенно в рамках волонтерского движения.
Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности стала неотъемлемой частью школьного образования. Именно в процессе проектной и проектно-исследовательской деятельности ученик приобретает функциональные навыки создания конкретного значимого продукта, изучает этапы исследования, развивает свои способности и личностные качества, формирует компетентности, как универсального способа освоения действительности. Работа в коллективе также имеет значение, ведь проект позволяет объединить усилия и талант группы учащихся, научить слышать и слушать мнение, отличное от собственного, своевременно принять помощь, либо оказать ее другому ученику.
Создание продукта деятельности - важнейший этап социализации лицеиста, подготовка его к жизни. Особое значение данная фраза имеет, когда старшеклассник наблюдает результат своей деятельности, социально значимые предметы, в частности, в рамках волонтерского движения (см. таб. 1).
На сегодняшний день добровольчество является самым важным инструментом социального, экономического и духовного развития подростков. Такие качества личности, как доброта, отзывчивость, душевность не возникают сами по себе, их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в лицейской среде оказывает волонтерское движение.
Социально значимые проекты, выполненные лицеистами в рамках уроков технологии и внеурочной предметной деятельности, имеют следующие области реализации:
1) детские дома и интернаты г. Калуги и Калужской области;
2) ГБУЗ КО «Детская городская больница»:
- игрушки для детей;
- подарки к праздничным датам;
3) МБДОУ г. Калуги:
- нестандартное оборудование для занятий физической культурой дошкольников;
- организация тематической фотовыставки;
- проведение мастер-классов для родителей дошкольников по созданию фликеров;
4) МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги:
- наглядные и развивающие пособия для психологической службы лицея;
- дидактические пособия для учителей начальной школы;
- сценарии к внеклассным тематическим мероприятиям с элементами антуража;
- подарки для лицеистов и их родителей к различным праздникам;
- создание информационных социально значимых презентаций для лицеистов;
5) Перинатальный Центр базе ГБУЗКО «Калужская областная больница»:
- осьминожки (вязаные игрушки для детей, рожденных раньше срока);
- комфортеры (текстильные куклы-компаньоны для новорожденных);
- слингобусы (многофункциональный аксессуар для мамы и малыша);
6) КГОО общество защиты животных «Верные Друзья»:
- пропаганда волонтерской деятельности, привлечение внимания общественности.
- оказание посильной помощи сотрудникам приюта. (см. таб. 1).
Таблица 1.
Социально значимые проекты лицеистов в рамках волонтерского
движения
№ п/п |
Тема проекта |
Проектный продукт |
Практическая значимость проектного продукта |
1 |
«Чудеса там, где в них верят!» |
Комфортеры (текстильные куклы-компаньоны для новорожденных). |
Комфортеры помогают малышам справляться со страхами и стрессами. Пропитанные материнским запахом, игрушки создают ощущение ее присутствия рядом. Новорожденные быстро успокаиваются, чувствуют себя увереннее. |
Осьминожки (вязаные игрушки для детей, рожденных раньше срока). |
Многоногие игрушки помогают малышам в реабилитации (проведении медицинских манипуляций) и периоде выхаживания. Это объясняется сходством между формой щупалец осьминожка и пуповиной: ребёнок, держа щупальце в кулачке, чувствует защищённость, которую он испытывал, находясь в утробе матери. |
||
Слингобусы |
Многофункциональный аксессуар для мамы и малыша,
используемый в качестве:
|
||
2 |
«Жили у бабуси два веселых гуся…» |
Пальчиковый театр для младших дошкольников. |
Развивающее, дидактическое пособие для социализации
младших дошкольников
|
3 |
«Идет бычок, качается…» |
Сенсорные дорожки для пальчиков. |
Комплексное развивающее пособие для развития речи и мелкой моторики рук младших дошкольников. |
4 |
«Будьте здоровы, малыши!» |
Текстильные канаты
|
Нетрадиционное оборудование предназначено для занятий физической культурой и игр дошкольников. |
Текстильные «болотные кочки»
|
|||
5 |
«Здравствуй, милая Калуга!» |
Тематическая фотовыставка для дошкольников. |
Выставка позволяет провести виртуальную экскурсию по родному городу, познакомить малышей с его достопримечательностями, осознать себя юными калужанами. |
6 |
«Осторожно, ...кукла!» |
Презентация и брошюра для родителей
|
Проектные продукты содержат информацию рекомендательного характера для родителей и других потенциальных покупателей кукол. |
7 |
«Спешите делать добро!» |
Подарки для ветеранов и пожилых людей. |
Изделия в различных техниках декоративно-прикладного творчества (вышивка, квиллинг, мягкая игрушка, лепка и др.). |
8 |
«Изготовление наглядного пособия «Звуковичок» |
Мягкая игрушка «Звуковичок» с набором из съемных
элементов:
|
Пособие помогает учителям начальной школы в игровой форме познакомить детей со звуками и буквами русского языка, научить анализировать слово, сформировать первоначальные навыки чтения и письма, анализа и синтеза, развить фонетический слух и пространственное восприятие. |
9 |
«Быль о микробах и воде» |
Мягкие игрушки - «микробы» из искусственного меха (Золотистый стафилококк, Стрептококк, Кишечная палочка, Дизентерийная палочка, Сальмонелла) и Капелька воды. |
Игрушки являются реквизитом для тематического
внеклассного мероприятия «Быль о микробах и воде»,
посвященного профилактике болезней «Грязных рук» и
болезней, передающихся воздушно-капельным путем.
|
10 |
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» |
Познавательная игра (картины «Болеющий ребенок», «Здоровый ребенок», пазлы на магнитной основе, мягкие игрушки, карточки-задания). |
Познавательная игра предназначена для проведения тематических внеклассных и профилактических мероприятий для младших лицеистов. |
11 |
«Многогранный мир рукоделия» |
Коллекция тематических панно в различных техниках декоративно-прикладного творчества. |
Коллекция выполнена в качестве наглядного пособия для учителей технологии. |
12 |
«Волшебный мир вышивки» |
Коллекция декоративных вышитых изделий |
Коллекция выполнена в качестве наглядного пособия для учителей технологии. |
13 |
«В маленьком домике…» |
Набор текстильных домиков, соответствующих "Цветовой картине эмоций» |
Данное наглядное пособие специалисты лицея могут использовать для психологического консультирования учеников начальной школы, определения их статусной позиции в коллективе, самооценки, эмоционального состояния. |
14 |
«Изготовление наглядных пособий для психологической службы лицея» |
Декоративные текстильные панно «Времена года»;
|
Пособие многофункционально. С его помощью специалисты
могут развивать у учеников различные психологические
функции: внимание, воображение, память, образное
мышление, зрительные ощущения и др.
|
15 |
«Путешествие в мир сказок» |
Комплект из игрового поля, выполненного в технике лоскутной аппликации и валяных шерстяных игрушек. |
Пособие позволяет специалистам учитывая метафорические
ресурсы сказки, реализовать её диагностическую,
терапевтическую (коррекционную) и прогностическую
функции.
|
16 |
«Два человека - два разных взгляда на жизнь» |
Тряпичные
|
Данное наглядное пособие специалисты лицея могут использовать для индивидуального психологического тестирования, организации упражнений и игр: релаксационных, двигательных, коммуникативных, развивающих, поведенческих. |
17 |
«Дай лапу, друг!» |
Информационные презентации. |
Пропаганда волонтерской деятельности, привлечение внимания общественности. |
Работа в приюте для собак. |
Оказание посильной помощи сотрудникам приюта. |
Совершая добрые поступки, подростки осознают, что мир вокруг них меняется к лучшему. Волонтерство для лицеистов - это стиль современной жизни, пример для подражания. Помогая другим, они помогают себе!
Список литературы
- Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.