Проектная деятельность старшеклассников в рамках волонтерского движения лицеистов (из опыта работы)

Разделы: Технология, Дополнительное образование

Классы: 8, 10


Одной из основных задач новых федеральных государственных образовательных стандартов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, активное участие в которой позволяет максимально раскрывать интеллектуальные и творческие способности каждого школьника. Исключительную ценность в развитии ребенка целенаправленно организованная проектная деятельность приобретает в процессе презентации и практического использования продукта проектирования, особенно в рамках волонтерского движения.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности стала неотъемлемой частью школьного образования. Именно в процессе проектной и проектно-исследовательской деятельности ученик приобретает функциональные навыки создания конкретного значимого продукта, изучает этапы исследования, развивает свои способности и личностные качества, формирует компетентности, как универсального способа освоения действительности. Работа в коллективе также имеет значение, ведь проект позволяет объединить усилия и талант группы учащихся, научить слышать и слушать мнение, отличное от собственного, своевременно принять помощь, либо оказать ее другому ученику.

Создание продукта деятельности - важнейший этап социализации лицеиста, подготовка его к жизни. Особое значение данная фраза имеет, когда старшеклассник наблюдает результат своей деятельности, социально значимые предметы, в частности, в рамках волонтерского движения (см. таб. 1).

На сегодняшний день добровольчество является самым важным инструментом социального, экономического и духовного развития подростков. Такие качества личности, как доброта, отзывчивость, душевность не возникают сами по себе, их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в лицейской среде оказывает волонтерское движение.

Социально значимые проекты, выполненные лицеистами в рамках уроков технологии и внеурочной предметной деятельности, имеют следующие области реализации:

1) детские дома и интернаты г. Калуги и Калужской области;

2) ГБУЗ КО «Детская городская больница»:

  • игрушки для детей;
  • подарки к праздничным датам;

3) МБДОУ г. Калуги:

  • нестандартное оборудование для занятий физической культурой дошкольников;
  • организация тематической фотовыставки;
  • проведение мастер-классов для родителей дошкольников по созданию фликеров;

4) МБОУ «Лицей № 36» г. Калуги:

  • наглядные и развивающие пособия для психологической службы лицея;
  • дидактические пособия для учителей начальной школы;
  • сценарии к внеклассным тематическим мероприятиям с элементами антуража;
  • подарки для лицеистов и их родителей к различным праздникам;
  • создание информационных социально значимых презентаций для лицеистов;

5) Перинатальный Центр базе ГБУЗКО «Калужская областная больница»:

  • осьминожки (вязаные игрушки для детей, рожденных раньше срока);
  • комфортеры (текстильные куклы-компаньоны для новорожденных);
  • слингобусы (многофункциональный аксессуар для мамы и малыша);

6) КГОО общество защиты животных «Верные Друзья»:

  • пропаганда волонтерской деятельности, привлечение внимания общественности.
  • оказание посильной помощи сотрудникам приюта. (см. таб. 1).

Таблица 1.
Социально значимые проекты лицеистов в рамках волонтерского движения

№ п/п

Тема проекта

Проектный продукт

Практическая значимость проектного продукта

1

«Чудеса там, где в них верят!»

Комфортеры (текстильные куклы-компаньоны для новорожденных).

Комфортеры помогают малышам справляться со страхами и стрессами. Пропитанные материнским запахом, игрушки создают ощущение ее присутствия рядом. Новорожденные быстро успокаиваются, чувствуют себя увереннее.

Осьминожки (вязаные игрушки для детей, рожденных раньше срока).

Многоногие игрушки помогают малышам в реабилитации (проведении медицинских манипуляций) и периоде выхаживания. Это объясняется сходством между формой щупалец осьминожка и пуповиной: ребёнок, держа щупальце в кулачке, чувствует защищённость, которую он испытывал, находясь в утробе матери.

Слингобусы

Многофункциональный аксессуар для мамы и малыша, используемый в качестве:
- развлечения и отвлекающего момента в процессе кормления младенца;
- массажера для десен малыша;
- развивающей и дидактическ. игрушки.

2

«Жили у бабуси два веселых гуся…»

Пальчиковый театр для младших дошкольников.

Развивающее, дидактическое пособие для социализации младших дошкольников
и снижения детской гиперактивности.

3

«Идет бычок, качается…»

Сенсорные дорожки для пальчиков.

Комплексное развивающее пособие для развития речи и мелкой моторики рук младших дошкольников.

4

«Будьте здоровы, малыши!»

Текстильные канаты
(большой и малые), тактильные коврики.

Нетрадиционное оборудование предназначено для занятий физической культурой и игр дошкольников.

Текстильные «болотные кочки»
и игрушки - лягушки.

5

«Здравствуй, милая Калуга!»

Тематическая фотовыставка для дошкольников.

Выставка позволяет провести виртуальную экскурсию по родному городу, познакомить малышей с его достопримечательностями, осознать себя юными калужанами.

6

«Осторожно, ...кукла!»

Презентация и брошюра для родителей
«Выбираем куклу».

Проектные продукты содержат информацию рекомендательного характера для родителей и других потенциальных покупателей кукол.

7

«Спешите делать добро!»

Подарки для ветеранов и пожилых людей.

Изделия в различных техниках декоративно-прикладного творчества (вышивка, квиллинг, мягкая игрушка, лепка и др.).

8

«Изготовление наглядного пособия «Звуковичок»

Мягкая игрушка «Звуковичок» с набором из съемных элементов:
букв алфавита, башмачков 3-х цветов и двух цветных шляп (в одну из которых встроен колокольчик).

Пособие помогает учителям начальной школы в игровой форме познакомить детей со звуками и буквами русского языка, научить анализировать слово, сформировать первоначальные навыки чтения и письма, анализа и синтеза, развить фонетический слух и пространственное восприятие.

9

«Быль о микробах и воде»

Мягкие игрушки - «микробы» из искусственного меха (Золотистый стафилококк, Стрептококк, Кишечная палочка, Дизентерийная палочка, Сальмонелла) и Капелька воды.

Игрушки являются реквизитом для тематического внеклассного мероприятия «Быль о микробах и воде», посвященного профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем.
Пособие так же может использоваться на занятиях по биологии и медицине.

10

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Познавательная игра (картины «Болеющий ребенок», «Здоровый ребенок», пазлы на магнитной основе, мягкие игрушки, карточки-задания).

Познавательная игра предназначена для проведения тематических внеклассных и профилактических мероприятий для младших лицеистов.

11

«Многогранный мир рукоделия»

Коллекция тематических панно в различных техниках декоративно-прикладного творчества.

Коллекция выполнена в качестве наглядного пособия для учителей технологии.

12

«Волшебный мир вышивки»

Коллекция декоративных вышитых изделий

Коллекция выполнена в качестве наглядного пособия для учителей технологии.

13

«В маленьком домике…»

Набор текстильных домиков, соответствующих "Цветовой картине эмоций»

Данное наглядное пособие специалисты лицея могут использовать для психологического консультирования учеников начальной школы, определения их статусной позиции в коллективе, самооценки, эмоционального состояния.

14

«Изготовление наглядных пособий для психологической службы лицея»

Декоративные текстильные панно «Времена года»;
фланелеграф с набором геометрических фигурок 12-ти цветов и фигурок-сказочных персонажей.

Пособие многофункционально. С его помощью специалисты могут развивать у учеников различные психологические функции: внимание, воображение, память, образное мышление, зрительные ощущения и др.
Панно «Времена года» способствуют изучению детьми примет весны, лета, осени и зимы в соответствии с их возрастом.
Пособие можно так же использовать для сказкотерапии, тестирования, в качестве декораций и декоративных панно.

15

«Путешествие в мир сказок»

Комплект из игрового поля, выполненного в технике лоскутной аппликации и валяных шерстяных игрушек.

Пособие позволяет специалистам учитывая метафорические ресурсы сказки, реализовать её диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую функции.
Например, диагностическая сказка, с успехом используемая психологами лицея, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения учащихся.

16

«Два человека - два разных взгляда на жизнь»

Тряпичные
куклы-антиподы: оптимист и пессимист

Данное наглядное пособие специалисты лицея могут использовать для индивидуального психологического тестирования, организации упражнений и игр: релаксационных, двигательных, коммуникативных, развивающих, поведенческих.

17

«Дай лапу, друг!»

Информационные презентации.

Пропаганда волонтерской деятельности, привлечение внимания общественности.

Работа в приюте для собак.

Оказание посильной помощи сотрудникам приюта.

Совершая добрые поступки, подростки осознают, что мир вокруг них меняется к лучшему. Волонтерство для лицеистов - это стиль современной жизни, пример для подражания. Помогая другим, они помогают себе!

Список литературы

  1. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.
  2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.