«УРА!» - как часто мы слышим этот возглас, проходя мимо кабинетов начальной школы. Это учитель объявил, что следующий урок физкультура. Да, именно такой восторг вызывают уроки физической культуры в начальной школе. И уроки проходят на «ура», активно, интересно и любой успех - это маленькая победа.
Что же происходит дальше - взросление, повышение нагрузок физических и умственных, разнообразие интересов, подготовка к ЕГЭ. И в итоге, к 7-му классу интерес к урокам физической культуры снижается. Все меньше учащихся занимаются в спортивных секциях и участвуют в спортивно-массовых мероприятиях. Нагрузки, которые требуют физических усилий, не всегда понятны - зачем?
Возникает проблема, как организовать учебный процесс по физическому воспитанию, чтобы сохранить интерес к нашему предмету и повысить двигательную активность, соответственно, уровень физической подготовленности учащихся и их здоровье.
Решая эту проблему, учитель сталкивается с противоречиями:
- Одна из глобальных проблем отражена в Государственной стратегии развития физического воспитания, это требования к результатам физической подготовленности учащихся и реальностью, которая вызывает противоречие, это трудности выполнения из-за отсутствия условий и достаточного времени для организации занятий.
- Второе противоречие с которым сталкивается учитель- ориентация на традиционную форму проведения занятий (как требует программа), а учащихся интересуют альтернативные виды физической культуры, реализация, которых не позволяют условия - отсутствуют бассейн, тренажерный зал, футбольное поле, современная комплексная площадка для занятий и т.д.
- И третье противоречие - цифровая грамотность учащихся с одной стороны и недостаточная осведомленность в вопросах физической культуры с другой, дети быстро осваивают цифровое пространство, используют данную информацию и знания в своей жизни, но не интересуются влиянием физической культуры на здоровье и развитие человека, не следят за спортивными событиями в мире, стране, городе.
Для решения этих проблем, на уроках физической культуры опираюсь не только на современные теории обучения, воспитания и развития личности, но и идеи и теории педагогов прошлого и даже античных философов.
Слова Гиппократа о влиянии физических упражнений на здоровье значимы и в наши дни.
Основоположник современной системы Фв и классификации
физических упражнений Петр Францевич Лесгафт
более 100 лет назад рассматривал физические упражнения как
средство не только физического, но и интеллектуального,
нравственного и эстетического развития человека. Он говорил:
«Всё, что упражняется - развивается и
совершенствуется, что не упражняется -
распадается». Это актуально не только на
уроках, но и в повседневной жизни
Для подготовки уроков, внеурочных и спортивно-массовых мероприятий используются работы современных авторов
- Б.А.Ашмарин "Теория и методика физического воспитания"
- В.И.Столяров "Теория и методология современного физического воспитания"
- В.И.Лях, А.А.Зданевич. - авторы программ по физической культуре 1-11 классы, по которой я работаю.
А также
Государственные нормативно-правовые документы в области образования, физической культуры и спорта
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (17.12.2010 № 1897)
- Федеральный закон РФ "Об образовании" (29.12.2012 №273-ФЗ )
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года
- Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 "О Всероссийско физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
Педагогическая идея
Современная школа готовит детей к жизни в мире, который постоянно и стремительно меняется и поэтому, надо снабдить их не просто багажом базовых знаний, но и развить те компетенции, которые позволят адаптироваться к миру и достичь, при этом, своих личных целей.
Тема представляемого мной опыта такова:
«Система работы проектирования и применения образовательных маршрутов по повышению физической подготовленности учащихся среднего звена»
Цель работы: Создание образовательного пространства для формирования физического, интеллектуального, нравственного развития через индивидуальную траекторию личностного роста обучающихся
Для достижения цели мной поставлены задачи:
- Формировать банк форм, приемов и методов, повышающих мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, который включает в себя уроки физ.культуры, внеурочные занятия, проект «Школа - территория ГТО», фестивали ГТО и Дни Здоровья, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, индивидуальные занятия и консультации для учащихся и родителей.
- Создавать условия для повышения познавательной активности детей на уроках и внеурочных занятиях, а именно - проведение мастер-классов по принципу «равный-равному», работа над проектами, исследовательскими и разнообразными творческими работами-интеллектуальные карты, кроссворды, викторины, рефераты.
- Проектировать условия для самореализации и самосовершенствования, через разработку индивидуальных образовательных маршрутов по повышению физической подготовленности и рекомендаций для организации самостоятельных занятий.
В основе спускового механизма для активной и плодотворной работы лежит мотивация. И мы часто слышим вопросы от детей
Зачем мне это нужно? Как я могу это сделать? Где я могу это применить?
Для того чтобы ответить на данные вопросы, необходимо спроектировать для каждого индивидуальную траекторию, по которой будет происходить его развитие и личностный рост.
1. Зачем? Ребенок должен понять, что двигательная активность способствует сохранению здоровья, формированию не только физических, но и личностных качеств, повышает интеллектуальные способности.
2. Как это сделать? - необходимо выполнять рекомендации учителя, искать и использовать дополнительную информацию из других источников.
3. Где я могу это применить? Применение - эта сама жизнь- здоровье, и активное долголетие, красота телосложения и движений, профессиональная подготовка, карьерный рост (ценность физически активных и здоровых сотрудников всегда актуальна) и, конечно, семейное благополучие.
Возвращаясь к проблеме снижения интереса к физической культуре, по моим наблюдениям, возникает тогда, когда у ребенка появляется неуверенность в себе, в свои возможности. Он начинает комплексовать, избегать той работы, которая доставляет ему дискомфорт и трудности в выполнении. В результате, снижается двигательная активность, а ведь - «Всё, что упражняется - развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается (Лесгафт).
Умения и навыки оценки собственного здоровья и уровня своей физической подготовленности по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Обеспечение положительной динамики этих показателей на протяжении всех лет учебы должно стать неотъемлемой частью правильной организации учебного процесса.
Многолетние отслеживания уровня физической подготовленности учащихся, начиная с 1 по 11 классы, показывают, что уровень стремительно снижается. И моя задача, как учителя, своевременно предпринимать шаги для создания таких условий на уроках и внеурочных занятиях, чтобы детям было интересно, и они стремились выполнять все, предложенные мной задания.
Основной формой работы, на которой хотелось бы остановиться - это урок. Уроки проводятся по всем разделам программы - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка.
Применяю различные технологии и методы - личностно-ориентированное обучение, технологии сотрудничества и критического мышления, квесты с использованием QR-кодов, а также традиционные - метод круговой тренировки, разноуровневое обучение, игровые методы. Теоретическую информацию даю в виде презентаций, видеороликов, гугл-тестов, викторин. Это дает возможность проводить уроки интересно и эффективно для всех учеников, в том числе освобожденных по состоянию здоровья.
На уроках я провожу контроль уровня физической подготовленности учащихся по основным критериям формирования двигательных способностей. Мониторинг, который включает в себя тесты в соответствии с программными требованиями, провожу два раза в год - в октябре и апреле. Результаты мониторинга учащихся показывают уровень развития физической подготовленности.
Для эффективной системы мониторинга, использую гугл-формы. На основе результатов могу своевременно скорректировать работу над теми физическими качествами, которые в данный момент не соответствуют требованиям возрастных норм. Двигательная деятельность по улучшению показателей отстающих в своём развитии качеств, должна быть понятной, осмысленной, желанной и конкретной для каждого ученика. Из информации видно какие качества требуют коррекции помощью
Все в гугл-таблицы с результатами мониторинга хранятся в общей базе школы, используются для дальнейшей работы.
Для корректировки уровня физической подготовленности ученика разрабатываю индивидуальные маршруты. Что включает в себя индивидуальный маршрут? Это индивидуальная информационная карта с заданием. Каждому ученику, в зависимости от физического качества, требующего коррекции, предлагается индивидуальный маршрут в печатном виде или электронном формате (по желанию ученика и родителей). Использую индивидуальные QR-коды с доступом редактирования для внесения результатов. Преимущество такой формы индивидуальных маршрутов в том, что это дает возможностьученику, учителю, родителям отслеживать результат в любое время.
Помогаю ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля, учу измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их результаты в динамике. Такой личностно-ориентированный подход к учащемуся помогает сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Контроль за выполнением заданий в индивидуальных маршрутах провожу один раз в месяц на уроках и индивидуальных занятиях. Итоговый контроль провожу в апреле. Анализ работы по индивидуальным маршрутам показывает положительную динамику у тех учащихся, кто добросовестно и ответственно относится к заданиям. Если динамика не наблюдается, вношу коррективы в задание. Активно использую систему бонусов и поощрений для учеников, добросовестно работающих по картам.
Для многих учащихся одним из важных мотивов повышения своего уровня физической подготовленности является участие в тестировании комплекса ГТО. С 2016 года мы активно принимаем участие в этом Государственном проекте. Отслеживаю всех желающих, провожу с ними подготовку, работаю с родителями. И добиваемся хороших результатов.
Требования Всероссийского Физкультурно-спортивного комплекса ГТО введены в образовательные программы по физической культуре и программы внеурочной деятельности.
Ребенок и его здоровье приоритетны для каждого учителя, в частности для учителя физической культуры. Путь каждого великого спортсмена начинается с элементарных физических упражнений на наших уроках. Именно учитель ФК одним из первых прививает любовь к спорту. И если в нашей работе мы наблюдаем положительную динамику, значит, мы растим здоровое поколение, а это самый важный результат - будущее нашей страны.