Поле действий для развития нравственно-гражданской позиции

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Нравственно гражданское воспитание личности ребенка - одна из самых важных задач гуманитарных дисциплин в школе, которые необходимо формировать в неразрывном их состоянии для устойчивого психологического стержня старшего подростка. Очень важную роль в становлении гражданской позиции играет самостоятельная работа обучающихся, которая формирует важнейшие личностные качества как ответственность, проявление сознательной активности. При таком подходе к уроку, учитель создает условия организации собственной деятельности, поиску ответов на исторические события и существующие проблемы в обществе.

Повторительно-обобщающий урок, призванный систематизировать знания о первых русских князях, вложивших свой исторический вклад в образовании Древнерусского государства от начала правления Олега до Владимира Мономаха. Тема урока «Они стояли у истоков Руси» позволяет актуализировать внимание на начало нашей с вами государственности, зарождения Отчизны, такой настрой урока уже предполагает гражданскую идентичность, сопричастность к людям, зарождавшим Россию.

Чтобы мотивация к уроку была высокой можно использовать «Поле действий» отдельно взятого ученика по отдельно взятой личности [Приложение 1 «Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»].

Например, личность князя Олега рассмотреть через призму баллады «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. «Поле действий» предполагает интеллектуальную битву, создающую базу для развития критического мышления в условиях нравственного выбора и принятия гражданской позиции. Допустим, «Олег Вещий был поставлен перед выбором. Как вы думаете, перед каким выбором? Правильно ли он поступил?», «Как вы считаете, действительно ли человек сам выбирает свою судьбу или судьба выбирает человека?». В анализе действий княгини Ольги, используется метод инверсии, сопоставления противоположных процедур мышления - анализа и синтеза после прочтения летописных сцен ее мести, например: «В этих действиях княгиня Ольга, выступает в роли горем убитой жены, матери или правительницы?

Объясни свой ответ»; «Могут ли уживаться вместе такие черты характера как жестокость, мудрость и святость, приведи пример» [Приложение 2 «Святая великая княгиня»].

Следующий исторический деятель князь Владимир, здесь предлагается просмотреть Российский полнометражный мультипликационный фильм «Князь Владимир», режиссера Юрия Кулакова 2004 года «Солнечный Дом - ДМ», вышедшего в 2006 году при поддержке «Первого канала» и Федерального агентства по культуре и кинематографии России. Имеет хорошие отзывы и много международных премий. Для старшего возраста можно просмотреть фильм «Викинг», есть две версии +12, +18, поставлен на основе исторического источника «Повесть временных лет». Фильм конечно сложен для восприятия, содержит много зрелищных сцен, музыка для слуха тоже тяжелая, но присутствует идея преображения человека, его покаяние в кривых своих путях.

Задание интеллектуальной битвы после просмотра предполагает найти Кривду и Правду о князе Владимире Красное Солнышко [Приложение 3 «Кривда и Правда о князе Владимире Красное Солнышко»].

В русских сказках Правда и Кривда - воплощения двух жизненных принципов, противоположных друг другу. Эти образы соотносятся с понятием о судьбе, которая, согласно народным представлениям, отчасти может корректироваться самим человеком. Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить - кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто никого не переспорил. Анализируя жизненные поступки князя Владимира, мы призваны помочь в традиционном сознании в противостоянии Правды и Кривды, при внешнем первенстве Кривды, последнее слово однозначно оставить за Правдой.

Эти приемы можно использовать при анализе исторических личностей, обращение же к литературным произведениям обогащает интеллектуальный уровень обучаемого и позволяет осознанно на примерах сделать ему нравственный выбор. Для систематизации и закрепления знаний по теме, составляется хронологическая таблица, раскрывающая роль первых князей в укреплении государственной власти и формирования раннефеодального государства, для большей мотивации предлагается использовать карточки, чтобы ученик сам сопоставил хронологический последовательный ряд [Приложение 4 «Первые русские князья»].

Гражданская позиция формируется вместе с процессом самопознания старшего подростка, поэтому, важно не пропускать жизненно важные темы, например урок «Самопознание и развитие личности». Начинается урок с мотивации «зеркало», учащиеся смотрят свое отражение в зеркале, следует вопрос «Вы хорошо знаете человека, которого видите в зеркале, он вам знаком?», после чего дети самостоятельно выходят к теме урока «Знакомый незнакомец», идет актуализация знаний. Далее подключаем воображаемую ситуацию: «необходимо описать себя незнакомому человеку, который должен встретить вас в вокзале», после чего зачитывается ряд предложенных описаний самого себя, не всех узнают, т.к. многие описывают свои внутренние черты характера, весь процесс сопровождается взрывом смеха и вызывает неподдельный интерес к уроку. Следующее проблемное задание предлагает раскрыть суждения «у тебя на лице все написано», «встречают по одежке, провожают по уму». Исходя из рассуждений, учащиеся приходят к теоретическому выводу, что «самопознание - это процесс самосознания своих внешних особенностей и внутренних качеств, результатом самопознания является представление о самом себе.

Самым сложным моментом урока является первичное закрепление знаний этапов самосознания таких, как «Развитие моральной самооценки» и складывание «Я - концепции», чтобы облегчить усвоение нового материала предлагаю следующие методические приемы. Для анализа развития моральной самооценки удачно подойдет дневник Печорина из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» [Приложение 5 «Дневник Печорина»], эту ситуацию мы обозначим как «Исповедь» - дневник, анализ. Исповедь помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. Выслушав мнения старшеклассников о моральном облике главного героя, через его дневник, важно отметить то, что шкала развития моральной самооценки должна идти по восходящей линии. Для того, чтобы была понятна сущность «Я - концепция», через информационное досье предлагаю угадать человека, реализовавшегося в жизни, он должен быть современником, чтобы быть живым воплощением для мотивации построения жизненных планов, желательно берите примеры личностей с традиционными ценностями о семье, с крепким брачным союзом. Чтобы упростить восприятие «Я - концепции» можно предложить как домашнее задание нарисовать «Образ Я» - прошлое, настоящее, будущее в образе предмета, животного, растения, аргументировать выбор ассоциативного образа, это легко поможет также в раскрытии понятия «идентификация».

Хорошим подспорьем для становления нравственно-гражданской позиции является тема «Семья как социальный институт общества», тема начинается с библейской притчи о строительстве жизни [см. Евангелие от Матфея глава 7, стихи от 24-27]. Актуализацию знаний вызовет социальный ролик, содержащий видеоряд об острых углах семейных трагедий. Для разрешения проблем, опираясь на притчу, дети выходят к теме урока «Геометрия семьи», которая говорит сама о себе - о строительстве семьи и носит элементы проектной деятельности. Обоснование для проекта являются обозначенные после просмотра социального ролика острые углы: кризис семейных ценностей, рост количества разводов, увеличение числа добрачных половых отношений, тенденция альтернативных форм семейной жизни и другие. Первая создаваемая модель развития отношений между партнерами, может называться «голливудская модель», она носит поверхностный, неглубокий характер, основанный на эгоистических желаниях, вследствие чего семья быстро распадается, вторая наоборот надежная, позволяющая с наибольшим эффектом создать крепкую семью «эффективная модель», акцент идет на самосовершенствование самой личности и наименьших притязаний к своему партнеру. Следующим этапом является проектирование семейных отношений из предлагаемых социально - психологических характеристик отношений, по первой и второй модели, здесь создаются условия для разрешения проблемы, анализа, рефлексии, умение делать объективные выводы, в результате перед глазами предстают зрительно два треугольника с неустойчивым и крепким фундаментом семьи [см. презентация «Геометрия семьи»].

При переходе к классификации семей, выявляются их характерные признаки, сопоставляются сильные и слабые позиции в условиях современности и прошлого.

Прекрасным нравственным примером является письма императрицы Александры Федоровны к своему супругу императору Николаю II [Приложение 6 «Письма императрицы»].

Несмотря на высокое происхождение, военные события I Мировой войны, супружеской чете не чужды обычные бытовые проблемы, мы наблюдаем, болезнь цесаревича Алексея, волнения дворцовых интриг, а также соучастие дочерей Николая II и его супруги в обхаживании раненных и больных, их благотворительную деятельность и глубокую нежную привязанность друг к другу. Прикосновение к истории через письма «старей женки», как называет себя Александра Федоровна, это чудный момент для глубокого анализа своих нравственных действий и поступков, социального опыта. Этап рефлексии происходит через выбор геометрических фигур, которые характеризируют фундаментальные ценности семьи, здесь включается умение найти нестандартное решение, творческое воображение по конструированию ассоциативного ряда, допустим, выбор круга, характеризует гармоничные дружеские отношения между членами семьи, без острых конфликтов и другие.

Следующим моментом, в становлении нравственно-гражданской позиции поможет подборка тем для развития критического мышления, здесь все зависит от творческого воображения самого учителя и информации, которой он владеет, предлагаю следующую подборку тем, в первом столбце тема по календарному планированию, второй столбец тема для альтернативного выбора или проблемного характера.

Тема по планированию

Проблемная (альтернативная) тема

Человек духовное существо

«Что выше материя или сознание или бытие определяет сознание или сознание бытие?»

Роль религии в современном мире

«Религия опиум для народа или хлеб жизни?»

Искусство и духовная жизнь

«Вернисаж взлетов и падений в отечественной культуре»

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

«Разумные грани»

Нации и межнациональные отношения

«Интеграция или дифференциация в межнациональной политике, плюсы и минусы»

Социальное развитие и молодежь

«Молодежная субкультура Востока и Запада: приоритеты и взгляды»

Участие гражданина в политической жизни

«Гражданское согласие - альтернатива к насилию и вражде»

Познание и знание

«Спор агностиков, сенсуалистов и рационалистов о проблеме познаваемости мира»

Многообразие современного мира

«Достижения и противоречия западной цивилизации», «Традиционный Восток: плюсы и минусы», «Межкультурный диалог между Западом и Востоком»

Сетевые структуры в современной политике

«Виртуальная реальность: проблемы и перспективы»

Гражданское общество и правовое государство

«Свобода лежит в рабстве закона?» «В чем суть американской и западной свободы и свобода ли это?», «За какую свободу боролись трудящиеся страны Советов?»

Роль СМИ в политической жизни

«СМИ - от четвертой власти к первой»

Правоотношения и правонарушения

«Сколько шагов от проступка к преступлению?»

Глобализация и ее последствия

«Движение антиглобалистов: за и против»

Несомненно, вы заметили разницу в постановке темы урока. Проблемно поставленная тема побуждает обучающихся к поиску истины, подталкивает к самостоятельной творческой инициативе. Вы сразу убедитесь, что отношение к уроку в корне изменится, при этом следует не забывать, что мотивационный компонент идет непрерывно в процессе всего урока.

Сжимая блочно некоторые темы или используя часы проектов, ВУДов можно более детально рассмотреть некоторых ярких личностей, ставших визитной карточкой нашей Родины. Например: «Рассудительность и самовластие Андрея Боголюбского», Тишина Великая или праведный суд Ивана Калиты», «Взлеты и падения Ивана IV», «Противоречия Павла I», «Сергий Радонжский - соль земли русской», «В сильные руки всей земли - Ярослав Мудрый и Владимир Мономах», «Первые Романовы - тихие и кроткие», «О мощный властелин судьбы», «Птенцы гнезда Петрова», «Колыбель величия Петра». Чтобы анализировать действия и поступки исторических личностей, наложивших глубокий отпечаток на ход истории, можно использовать элемент персонификации. «Ты Лжедмитрий II, что вызвало тебя рисковать своей собственной жизнью и решиться на путь самозванства?». «Ты Кузьма Минин, обычный староста, что побудило тебя стать одним из предводителей народного ополчения?» и многое другое, особенно напрашивается такой прием по Смутному времени, где люди, разных сословий были вовлечены в глубочайший политический кризис страны, но при этом сумели консолидировать свои силы и отстоять независимость государства. Такие элементы диалога с исторической личностью можно использовать в средних классах (5-7), дети могут сами задавать конструктивные вопросы друг другу от лица людей разных сословий, это очень увлекательный и познавательный процесс.

Как вы заметили, большую пользу приносит обращение к литературным источникам, которые дети проходят по школьной программе или на усмотрение литературного озарения самого учителя. Например, при рассмотрении тем, касающихся нравственного выбора, смело обращаемся к произведениям Л.Н.Толстого «Война и мир», если беспокоит тема религиозной терпимости, то подспорьем будет произведение Ф.Достоевского «Братья Карамазовы». Хотите подчеркнуть роль науки и образования - «Отцы и дети» И.Тургенева, рассмотреть семью как социальный институт - Л.Н.Толстой «Анна Каренина», выявить правоотношения и правонарушения - Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» или Г.Белых, Л.Пантелеева «Республика ШКИД» в сочетании с «Педагогической поэмой» А.С.Макаренко. Открытием последних лет для меня как учителя, стал русский писатель эмигрант Иван Шмелев, его произведения пропитаны национальным народным колоритом, православными традициями дореволюционной России, где жизнь рисуется в реальных красках бытия, без прикрас, здесь вам вся палитра традиционных русских праздников. Его повесть «Рубеж» можно переплести с темой революционных потрясений 17 года, трагедией судеб многих людей, которые потеряли отчий край навсегда, без какой-либо надежды. Умелое, гибкое использование произведений отечественных классиков воспитывает добрый разум, этот главный момент в жизни гражданского становления подростка и старшеклассника, мы не должны пропустить.

Хотелось бы зациклить ваше внимание на то, что успех ваш будет во многом зависеть от следующих условий:

  • уделять пристальное внимание к разработке и подбору обсуждаемых вопросов по теме, для этого оптимально сочетать вопросы с историческими документами, анализом литературных произведений с опорой на современные коммуникативные технологии;
  • для развития критического мышления включать вопросы проблемного, развивающего характера;
  • для обсуждения тем, подбирать соответствующие, вызывающие интерес исторические факты и явления социальной жизни;
  • приступая к объяснению причинно-следственных связей важно использовать максимально запоминающую, наглядную модель явления, которая отражала бы сущность, наиболее эффективны в этом плане использование логических таблиц;
  • при сложной и скучной формулировки темы, для внутреннего и познавательного восприятия учебного материала сделать подборку альтернативных и проблемно поставленных тем;
  • максимально поддерживать ценностно-мотивационную деятельность в ходе всего урока, чтобы не терять интерес детей.

Таким образом, при умелом подборе учебно-познавательного материала, в ходе самостоятельного обдумывания и переживания исторических, общественных фактов и событий, когда разрешение того или иного социального конфликта найдено самими учениками, знания их перерастут в нравственно-гражданскую позицию. В добрый благородный путь!