Упражнения, представленные вашему вниманию, помогут ребёнку расширить фиксационное поле чтения, разовьют внимание, обогатят словарный запас ученика, разовьют его мышление. Упражнения данного вида способствуют развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения.
Предлагаются таблицы, в верхней строчке которых написаны слова (каждая буква в своей ячейке). Под словом находятся строчки таблицы, имеющие белые и серые ячейки. Ученики прочитывают заданное слово, а затем, используя только серые ячейки, двигаясь слева направо, прочитывают остальные слова - столько, сколько строчек в таблице. При чтении нужно постоянно держать в поле зрения буквы в верхней строчке, соотносить их с белыми и серыми ячейками и, пропуская белые ячейки, собирать слова из серых ячеек. Таблицы являются хорошим инструментом для развития концентрации и переключаемости внимания, так как содержат разные по длине и буквенной наполняемости слова.
Также предлагаются таблицы без выделенных ячеек. Ученик должен сам найти «спрятанные» слова. По условию это могут быть имена существительные, собственные и нарицательные, в единственном и множественном числе. Этот вид задания представляет собой головоломку, развивающую мышление, вербальную память, распределение и переключаемость внимания. С помощью чтения слов, «спрятанных» в таблицах, развивается орфографическая зоркость учащихся, так как в поле зрения в течение длительного времени находится слово, с которым идёт игра.
Дополнительные вопросы и задания к таблицам развивают ключевые компетенции и создают условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, которые можно решить с помощью знаний, полученных при обучении, формулировать эти проблемы на языке изучаемого предмета, анализировать использованные методы и решения, интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы.
Прочитай слова в таблицах. Используй только серые ячейки.
№ 1.
Вопросы и задания к таблице.
- Ока - что это? Почему это слово надо писать с прописной буквы? (Имя собственное, название реки.)
- Какие реки России вы ещё знаете? (Волга, Обь, Лена, Иртыш, Днестр и др.)
- Как вы думаете, сколько рек в России? (Более 2,5 млн.)
- Найдите на карте России как можно больше рек.
- Найдите в словаре значение слова «ода».
(Ода - торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.)
- Вставляя первую букву, попробуйте подобрать как можно больше новых слов. *ода
(Сода, вода, мода, года (мн. ч.))
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция гражданственности.
№ 2.
Вопросы и задания к таблице.
- Объясните значение слова «ступа».
(Тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-то пестом.)
- Пест - короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. О том, кто постоянно мешает другим, действует не в лад, говорили: «как пест в ложках» (поговорка). Как вы думаете, почему? Почему сейчас мы редко встречаем это выражение?
- Когда говорят: «толочь воду в ступе»? (Заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом.)
- Попробуйте нарисовать уступ (например, уступ карьера).
- Как вы думаете, почему нарисован кит? (Китовый ус - это гибкие роговые пластинки в пасти беззубых китов.)
- Когда так говорят? «И в ус не дует». (Когда человек ни о чём не заботится, не беспокоится.) «Намотай себе на ус». (Когда просят что-то запомнить с какой-то целью.)
- Помните, как хвастался Заяц - Хваста?
(- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.)
- А какая, собственно говоря, разница?
- Представьте себе, что заяц хочет показаться очень маленьким. Как бы звучала его речь?
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 3.
- Объясните значение слова «обод».
(Наружная часть колеса или часть какого-то предмета в виде кольца.)
Желательно показать обод решета и ободок для волос.
- Поставьте это слово в множественное число. (Ободья; ударение подает на второй слог.)
- У слова «свод» есть несколько значений. Узнай их из словаря.
(1) купол; 2) сведённые в одно целое материалы, тексты; 3) дугообразные перекрытия, соединяющие стены, опоры какого-нибудь сооружения, внутренняя верхняя часть чего- нибудь.)
- Назовите одним словом: свод неба - … (Небосвод)
- Выпиши две группы однокоренных слов.
Дождик льёт - кругом вода.
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод.
Протекает небосвод -
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
(1. вода, (от) вод, водопровод (первый корень), водоворот
2. подвода, водят, хоровод, водопровод(второй корень))
- К какой группе отнесём слово «свод»?
- Послушайте считалочку, которую сочинила Нина Пикулева.
Чики-чики-чики-да! Если мокрая вода, Почему же ты сухой? Ой!!!
Подберите к слову вода слова - признаки. Вода (какая?) …
Чики-чики-чики-доре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой
Окунуться с головой,
Оп-па!
Развиваются компетенция гражданственности, компетенция познавательной деятельности, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 4.
- Объясните значение слова «патриот».
(Человек, преданный и любящий своё отечество, свой народ. В переносном значении - человек, преданный своему делу.)
- Когда так говорят?
- В поте лица - … (усердно)
- До седьмого пота - …(до изнеможения)
- Семь потов сошло - …(о том, кто очень устал, много работал)
- Определите род имён существительных ПАРИ и ТРИО. Вспомните ещё как минимум 5 несклоняемых имён существительных этого рода. (Метро, кино, безе, радио, пальто…)
- Если три исполнителя - трио, то четыре - ….(квартет).
А пять исполнителей - … (квинтет), 6 - сикстет, 7 - септет, 8 - октет, 9 - нонет.
- Прибавляя по одной букве к загадочному слову (имя существительное, именительный падеж, единственное число), можно получить слова следующего значения:
- Газообразное состояние
- Место отдыха
- Театральная принадлежность
- Теплица
(па- пар - парк - парик - парник)
- Являются ли эти слова родственными? Есть ли среди этих слов родственные слова? Составь предложение со словом «парник». Сравни слова «парник» и «напарник». Что общего? В чём различие?
Развиваются компетенция гражданственности, компетенция познавательной деятельности, компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция здоровьесбережения.
№ 5.
- Найдите ещё одно слово - название реки. Измените одну букву в слове, чтобы получилось устаревшее слово, то же, что и глаз.
- Когда так говорят? Видит око, да зуб неймёт (пословица). (Когда неневозможно получить то, что кажется доступным.)
- Объясните значение слова «овчар». (Работник, ухаживающий за овцами.)
Подберите родственные слова. (Овчарня, овчина, овца, овечка, овечья, овчинный и др.)
- Когда так говорят? И волки сыты, и овцы целы (пословица). (Когда приняли решение, которое удовлетворило всех.)
- Найдите в словаре значение слова «чарка». (Небольшой сосуд для питья вина.)
- Нарисуйте, как выглядит арка (у слова 2 значения).
Развиваются компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция познавательной деятельности, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 6.
- Найди в словаре значение слова «ниша». (Углубление в стене, в скате годы, берега.)
- Когда так говорят? Сумел найти свою нишу. (Слово «ниша» здесь используется в переносном значении: сфера какой-либо деятельности.)
- Найдите в словаре значение слова «манишка». (Часть одежды, пришиваемая на грудь мужской или женской одежды, например, кружевная манишка.)
Желательно показать, как выглядит манишка, а как выглядит жабо.
- Попробуйте найти ещё два слова - это имена детей.
- Если Катя - Екатерина, то Маша - …, а Миша - …
- Послушайте стихотворение-загадку К.И.Чуковского:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку.
Вот какая добрая бабушка была!
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка.)
- Посмотрите на своих одноклассников. Назовите друг друга нежными, ласковыми именами.
- Мишкой ласково называют медведя. Назови ласково:
- заяц …
- лиса …
- лягушка …
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире.
№ 7.
- Нарисуйте, как выглядит короб. Из чего обычно делали короб? (Короб - лубяное или берестяное изделие.)
- Про кого так говорят? Наврал с три короба. (Про того, кто наговорил много сомнительного, того, чему нельзя верить.)
- Кстати, слово «наврал» просторечное, не свойственное литературной речи. Каким словом его можно заменить?
- Найдите в словаре, кого раньше называли коробейником. (Торговец, вразнос продающий мелкие товары.)
- Как вы думаете, почему? Опишите, как мог выглядеть коробейник.
- Запомните, как пишется слово: рок-н-ролл. Какие ещё танцы вы знаете? (Твист, шейк, чарльстон и др.)
Работа со словом «коробейник» может служить стимулом для создания проекта «Торговля на Руси» и как итога проекта - праздничной программы «Коробейники».
Развиваются компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция общения и социального взаимодействия.
№ 8.
- Как можно прочитать слово ЖИЛА? (С ударением на первом и на втором слоге.)
- Что означают выражения жилистые руки, жилистое мясо? (Руки - с выступающими жилами, сухощавые; мясо - с жилами, сухожилиями.)
- Когда так говорят: «артистическая жилка»? (Когда у человека склонность к артистической деятельности.)
- Покажите на листике и на крылышках стрекозы жилки.
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция здоровьесбережения.
№ 9.
- Знаете ли вы, что булка - это пшеничный хлеб. Где, по-вашему, изображена пшеница?
- Прочитайте правильно: булочная, булочник. [шн]
- Найдите в словаре значение слова «бук». (Крупное дерево с гладкой светлой корой).
- Кого мы называем словом «бука»? (Угрюмого человека или фантастическое сказочное существо, которым пугают детей). Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит бука.
- Попробуйте менять в слове «бук» букву, обозначающую гласный звук. Какие слова получатся? (Бак, бок, бык).
- Какое слово зашифровано? ***бук
- Знаете ли вы, что бамбук - это древовидный злак? Какие злаковые культуры вы знаете?
Развиваются познавательная компетенция, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция гражданственности.
Таблицы без выделенных ячеек. Сам найди «спрятанные» слова.
Список используемой литературы
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
- Козырева Л.М. Читаем сами. Тренируем технику чтения. Ярославль: Академия развития, 2010.
- Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2007.
- Жадаев Д.Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Пикулева Н. Считалочки. Ярославль: Академия развития, 2010.