Методы арт-терапии, очень популярны в последнее время среди психологов и психотерапевтов как максимально экологичные и приятные способы влияния на детское подсознание. Детям они интересны. Их легко реализовать в условиях школы.
В данное коррекционное тренинговое занятие встроен метод арт-терапии «Коллаж».
Цели занятия:
- психоэмоциональное равновесие; спонтанное проявление эмоций;
- высокая самооценка, положительный образа «Я»; самоуважение;
- бесконфликтные коммуникации: дружелюбие, уважительное отношение к друг другу, умение договариваться, высказывать свое мнение, выслушивать другое мнение; сплоченность;
- потребность в творчестве.
Задачи:
- снижение тревожности, эмоциональной неустойчивости, импульсивности;
- коррекция проблем в общении: агрессивности, враждебности, переживания отвержения;
- развитие ассоциативного мышления, творческих способностей.
Группа детей 6-8 человек.
Занятие проводится во внеурочное время. Длительность занятия - 1 ч. 20 мин.
Оборудование:
- Большой лист ватмана; клей и ножницы для каждого участника.
- Карандаши, фломастеры, маркеры, краски, кисти.
- Наборы цветной бумаги, в том числе и самоклеящейся, старые журналы с картинками и фотографиями.
- шелковые разноцветные тесёмочки, верёвочки, и т.п.
Организация пространства класса. Если нет специального кабинета, занятие можно проводить и в классе, но для этого нужно парты убрать к стенам класса.
В одной части свободного пространства класса из парт сформирован большой «стол». В центре стола - большой лист ватмана.
Ход занятия
Ритуал приветствия
Учащиеся стоят в кругу в свободной части класса.
Психолог: «Вспомним главные законы общения».
Ребята вспоминают уже известный с предыдущих занятий материал: «главный закон любых отношений - уважение», «в общении: один говорит - все слушают», «если говоришь ты - говори самое главное, чтобы другие тоже могли высказаться», «все, о чем говорят ребята не следует обсуждать с другими, не участниками группы»; «когда высказываешься, обязательно скажи, что это «твое мнение», и помни, что у других ребят оно может быть не таким, как у тебя. Это нормально. Обращаемся друг к другу только по имени и т.д.
Упражнение «Цветы»: Ведущий стоит в центре круга, в руках у него мяч.
Ведущий бросает мяч одному из участников, называет его по имени, а участник должен придумать для себя ассоциативный образ какого-нибудь цветка. (Например, ведущий бросает мяч, говорит «Коля -…» ребенок продолжает «Тюльпан» и возвращает мяч ведущему) Ведущий бросает мяч следующему «Наташа….», Наташа продолжает «Роза» возвращает мяч ведущей. Так по кругу.
Важно, чтобы каждый ребенок придумал себе образ цветка и назвал его.
Полилог. Почему вы выбрали для себя именно этот цветок? Дети объясняют: «Тюльпан яркий и я яркий», «Роза колючая и я колючая», «Ромашка скромная и я незаметная» и т.п.
Арт-терапевтическое упражнение «Коллаж» на тему: «Эмблема».
Учащиеся садятся за большой «стол».
Используя заранее подготовленные материалы и средства для рисования, ребятам предлагается сотворить «эмблему» их группы так, как они это представляют.
Условие: в работе должны принимать участие все.
Полилог на тему «Что такое эмблема и как она может выглядеть» (круг, ромб, квадрат, треугольник); важно подвести ребят к мысли, что наиболее подходящая фигура для эмблемы их группы - круг, потому что круг - символ единства, гармонии, равновесия
Можно изобразить контур круга на большом листе ватмана (или
отрезать углы листа) и все поле круга заполнить коллажем.
Психолог предлагает ребятам изобразить самих себя в виде цветов.
На своих листах цветной бумаги нарисовать себя - цветок и потом вырезать его, или вырезать из открытки изображение цветка, с каким ребенок ассоциирует себя, и приклеить на большой круг ватмана своё изображение. Нужно предупредить ребят, что места в эмблеме - круге должно хватить всем.
Очень важно, чтобы дети, изображая себя в виде какого-либо цветка, сами выбрали цвет, размер, позу и место на «эмблеме». Но эмблема будет не полной, если кроме изображений цветов-ребят, там больше ничего не будет. Предлагается заполнить пространство круга, тем, чем им хочется. Все это можно нарисовать, вырезать из цветной бумаги или из открытки, журнала и наклеить так, как им хочется, но обязательно учитывать форму эмблемы. («Эмблема» постепенно заполняется разноцветными домиками, деревьями, другими крупными и мелкими цветами, животными, птицами, бабочками и т.п.)
Когда «Эмблема» готова психолог предлагает каждому ребенку высказать свое мнение, что он приклеил, и объяснить, что это значит?
Идеально, если все фигурки ребят-цветов будут наклеены так, как будто они стоят в кругу.
Если этого не произойдет нужно предложить детям приклеить цветные тесемочки или нарисовать фломастером линии, направленные от изображения себя к изображению кого-либо из ребят, или к нескольким изображениям, или ко всем изображениям.
В итоге получается затейливый узор, где все друг с другом соединены. Однако, чего-то все равно не хватает. Чего?
Дети с лёгкостью добавляют в центр круга изображение солнышка. (Желательно использовать для этого желтую или оранжевую цветную самоклеящуюся бумагу, а от солнечного круга нарисовать, или приклеить яркие тесёмочки - лучи).
По окончании работы, «Эмблема» крепится магнитами к магнитной доске.
Полилог: «Что означает эмблема группы?» Нужно, чтобы каждый высказался.
В беседе очень важно! сделать акцент на том, что каким бы не был цветок, Роза, Ромашка, или Чертополох, солнышко всех греет одинаково.
Рефлексия по итогам занятия
Дети высказываются о том, как они чувствовали себя до занятия, что чувствуют теперь?
Что они поняли в результате работы над «Коллажем»?
Какой могли бы сделать вывод.