Морфологический разбор является, пожалуй, самым сложным видом анализа из всех, которые рассматриваются на начальной ступени обучения.
Характеристика любой самостоятельной части речи основывается на следующих шагах опорного алгоритма:
- общее грамматическое значение слова,
- начальная форма, по которой затем определяются постоянные признаки,
- словоформа из предложения, у которой указываются уже её индивидуальные, непостоянные признаки,
- синтаксическая роль.
В данной работе рассматривается алгоритм морфологического разбора глагола, как самостоятельной части речи. Презентация разработана для учащихся третьего класса (система заочного или дистанционного обучения). Однако, рассматриваемый наглядный алгоритм может быть использован как в рамках урочной системы, так и в последующих классах (4-5) для уточнения и повторения изученного материала.
В предлагаемом материале рассматриваются следующие морфологические признаки глагола:
- общее грамматическое значение слова (обозначает «действие» предмета);
- начальная (неопределенная) форма;
- возвратность, вид, спряжение (постоянные признаки);
- время, число, лицо, род (непостоянные признаки);
- синтаксическая роль.
Работая с презентацией, с помощью кратких правил-памяток и двух образцов разбора глаголов, имеющих разные грамматические признаки, обучающиеся смогут >самостоятельно разобраться с порядком выполнения данного вида анализа. Они научатся выявлять постоянные и непостоянные признаки глагола, уточнят роль глагола как члена предложения. Это поможет в дальнейшем избежать некоторых сложностей, которые возникают у «неопытных» школьников.
Первая ошибка, которую часто допускают учащиеся начальной школы при разборе глагола - постановка исходного глагола в форму инфинитива (начальную форму). На этом этапе важно правильно поставить вопрос к словоформе из предложения (с приставкой С- или без неё), т.к. от этого будет зависеть вопрос, на который должен отвечать инфинитив (что делать? или что сделать?). Так же важно помнить, что инфинитив неизменяемая форма, которая не имеет непостоянных признаков. По неопределенной форме выявляем только постоянные признаки разбираемого глагола.
Вторая сложность, которую испытывают обучающиеся при выполнении морфологического анализа, является продолжением первой - определение вида глагола. А ведь нужно всего лишь правильно задать вопросы к неопределённой форме: что делать? или что сделать?
С возвратностью глагола учащиеся справляются легче. Однако, иногда при постановке глагола в начальную форму забывают про постфиксы -СЯ, -СЬ (если они были в словоформе из предложения, то и в инфинитиве должны быть).
При определении спряжения глагола (с ударным окончанием) учащиеся ориентируются на форму 3 лица множественного лица. При дальнейшем изучении темы выяснить спряжение глагола (с безударным окончанием) можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы. Разноспрягаемые глаголы для морфологического разбора в начальной школе не даются.
Определение времени и числа глагола обычно у младших школьников сложности не вызывает. Чего нельзя сказать о понятиях «лицо» и «род». Хотя для определения лица достаточно запомнить, какие личные местоимения на какое лицо указывают, и подставлять их к глаголу (понятие «безличные глаголы» в начальной школе не вводится). При этом важно помнить, что лицо и род исключают друг друга. Первый признак (лицо) можно определить в настоящем и будущем времени. А формы рода - только в прошедшем времени в единственном числе.
Понятия переходности и наклонения глаголов в большинстве УМК
для начальной школы не рассматриваются. Поэтому и в
разработанной презентации мы эти понятия не вводим. Но, при
необходимости, учителя могут самостоятельно дополнить
необходимые слайды по шаблону, заданному в работе.
Определение синтаксической роли глагола к третьему классу так
же у большинства обучающихся сложности уже не вызывает. В
предложении глагол всегда согласуется с подлежащим, образовывая
грамматическую основу предложения, и выполняет роль сказуемого.
В начальной школе вводятся понятия «простое сказуемое» (один
глагол) и «составное глагольное сказуемое» (глагол в форме
сложного будущего времени). Понятие «составное именное
сказуемое» в начальной школе не рассматривается.
Ниже предлагаю вашему вниманию авторскую памятку для обучающихся 3-4 классов по морфологическому разбору глагола. Именно на её основе в ситуации локдауна из-за пандемии была создана презентация, заявленная на конкурс. Памятку можно распечатать и раздать ученикам.
Морфологический разбор глагола³
Запиши глагол, поставь к нему вопрос.
1. Определи часть речи:
а) Поставь Г. в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
б) Обозначает действие предмета, значит - глагол.
2. Укажи:
а) Постоянные морфологические признаки Г.:
- возвратность: возвратный (есть постфикс -ся или -сь) или
невозвратный,
- вид: совершенный ( в вопросе есть приставка с-) или
несовершенный,
- спряжение
(I: - ешь , - ет , - ем , - ете , - ут (- ют)
II: - ишь , - ит , - им , - ите , - ат (-
ят));
б) Непостоянные морфологические признаки Г.:
- время (в настоящем, прошедшем или будущем),
- число (в единственном или множественном ),
- лицо (для наст. и будущ. времени):
в 1-м (можно подставить местоимения Я, МЫ)
во 2-м (можно подставить местоимения ТЫ, ВЫ)
в 3-м (можно подставить местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ),
- род (для прошедшего времени, ед. числа):
в м. (можно подставить местоимение ОН)
в ж. (можно подставить местоимение ОНА)
в с. (можно подставить местоимение ОНО)
3. Определи синтаксическую роль Г.:
а) Запиши грамматическую основу,
б) Укажи, каким членом предложения является Г.
(сказуемое).
Образец морфологического разбора:
С гор бегут³ звонкие ручьи, в долине они впадают в глубокое озеро.
Бегут - (что делают?)
- Неопр.ф. бежать - глагол
- П.п.: невозврат., несоверш. вид, I спр.;
Н.п.: в н. в., во мн.ч., в 3-м л. - ручьи.