Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ-педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ-педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Задачи мастер-класса:
- Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.
- Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.
- Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.
План проведения мастер-класса:
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
- Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии.
- Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.
- Рефлексия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.
Тема мастер-класса: «Загадочные буквы ТРИЗ». Что же это такое?
Все вы так или иначе используете приемы этой технологии, так как с ней связана технология развития креативного мышления, развитие творческого воображения.
ТРИЗ-педагогика - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. Три Т - труд, творчество, талант.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г.С.Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер - автор ТРИЗ-теории решения изобретательских задач, ученый, изобретатель, писатель.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. В своей работе использую курсы Светланы Ивановны Гин для разных возрастных категорий школьников и программу Екатерина Львовны Пчёлкиной «По ступенькам ТРИЗ».
Уроки с использованием ТРИЗ технологий проводятся в форме факультативных и кружковых занятий, включаются в уроки. Они призваны развивать творческие способности детей, создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.) этим самым оживить учебный процесс посредством применения на уроках инструментария ТРИЗ.
Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и постарайтесь её решить.
УПРАЖНЕНИЕ: на столе сидит паук, по столу бьют молотком, но паук не уползает. Почему?
Учим детей уходить от однозначных, предсказуемых ответов.
- Паук игрушечный.
- Стол другой.
- Паук нарисованный.
- Паук дохлый.
- Молоток воображаемый.
- Паук затаился.
- Паук-попрыгунчик.
- Паук обедает.
- Паук плетёт паутину.
- Паук приклеился, прилип.
- Паук в ёмкости.
- Паук сам стучит.
С помощью этого упражнения мы сейчас с вами учились нестандартно творчески мыслить, развивать дивергентное мышление.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать его творческое мышление, способность нестандартно мыслить. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры, тренинги.
Я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса вы сможете:
- Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика.
- Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в начальной школе.
- С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Психологическая инерция.
Приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся
применить уже известные нам решения, методики или понятия. Эта
«услужливая» память подсказывает пути, ранее используемые нами,
то есть заставляет идти по «проторенной дорожке». Пример:
выключатель, пуговицы на одежде… Вот это-то явление и получило
название психологическая инерция.
Таким образом, психологическая инерция - явление при котором
непроизвольно используют известные решения, методы, действия и
т.д., опирающиеся на предыдущий опыт. Это хорошо, когда
решаются известные, для специалиста, типы задач - это рутинный
процесс. При этом не нужно тратить время на то, что известно.
Однако, если решаются задачи новых типов, то психологическая
инерция является помехой.
Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащимся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна.
Игра «Хорошо - плохо» (3 варианта)
- Скажите, пожалуйста, любую фразу. СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ
1 вариант:
- Это хорошо….
- Это плохо…..
2 вариант: Йод - это хорошо, потому что дезинфицирует и йод - это плохо, потому что жжётся.
Краски - это хорошо, потому что рисуют и краски - это плохо, потому что пачкают.
Спички - это хорошо, потому что могут зажечь плиту и спички - это плохо, потому что могут устроить пожар.
3 вариант - составление цепочки: хорошо - плохо…. (это высший пилотаж, верх мастерства) Важно, не ходить по кругу!
Съесть конфету - хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета - это плохо. Могут заболеть зубы. Зубы заболят - это хорошо. Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая - «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т.д.
Нарисуйте фантастическое животное, которого не существует.
Морфологический анализ - получение фантастических идей с помощью метода морфологической таблицы. Суть данного метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслимые результаты. Благодаря этому методу удаётся за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений. Заполним таблицу.
Последовательность работы по приёму:
- Выбрать объект (в данном случае животное)
- Заполнить левую сторону таблицы - части животного.
- Заполнить правую часть - «варианты частей».
- Создать новые объекты комбинаций различных вариантов.
Данный приём подтверждают тот факт, что фантазировать и придумывать можно по определённым правилам. За минимальное количество времени можно получить максимальное количество вариантов.
Метод «Эмпатия»
Пришёл из актёрской среды. Ученик вживается в образ чего-либо, включает эмоциональное и личностное отношение. Эмпатия это не - «поставь себя на его место», это: «взгляни на вещи его глазами».
Задания в группах:
- Представьте себе, что вы тетрадь небрежного ученика. Опишите, как вы себя чувствуете в этой роли.
- Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?
- Вы ручка на двери магазина. Опишите ваши ощущения.
Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках, сочинениях от лица персонажа.
Прием «Да-нетки»
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Метод суждения поиска посредством задавания вопросов. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Задумывается нечто (число, предмет, литературный герой). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет».
Попробуем отгадать загаданное наводящими вопросами.
- 1 группа: дерево
- 2 группа: буква
- 3 группа: литературный герой
Пример
На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения: Всю ночь шумел ветер. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:
- В этом слове два слога? (да)
- Это служебная часть речи? (нет)
- Это слово спрягается? (нет) и т.д.
и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.
«Сочинение загадок»
Приём учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.
Например, придумай загадку о расческе:
Последовательность работы:
- Выбрать объект, записать;
- Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?
- Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?
- Вставь слова связки «как…», «…но не…»
- Составить и прочитать загадку: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит, как трава, но не растёт»
Расчёска
На что похоже? |
Чем отличается? |
как забор
|
но не перелезть
|
Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.
«Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу.
На этапе обобщения знаний мы создаем с детьми паспорт - характеристику героя изученного произведения. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, так как учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя. Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности.
Составим паспорт к басне «Ворона и лисица»
- Имя - ворона
- Создатель - И.А.Крылов
- Прописка - басня «Ворона и лисица»
- Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв.
- Где встречается - в лесу
- Личные качества - доверчивая
- Заветное желание - поесть
После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: «Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.
С того момента, как методика ТРИЗ была адаптирована для работы с детьми, в ней появились методы, характерные для решения речевых задач: например, метод словотворчества (СТ) или метод морфологического анализа. Эти методы предоставляют детям возможность «поиграть словами», пофантазировать.
Чтобы вы увидели в действии приёмы ТРИЗ-педагогики, перейдём к практической части.
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев - «Можно говорить все!»
Эйдетика. Упражнение на тренировку памяти.
- Начнём занятие с тренировки памяти. Эйдетика - искусство запоминания. Гость на уроках - Эйдетик. Предлагаю запомнить 9 слов по предъявленной картине. Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно.
Маша |
медведь |
друзья |
молоток |
морковь |
рыбка |
яблоко |
мяч |
лопата |
ПРОВЕРКА: кому удалось запомнить все 9 слов? Зачитайте! Кто испытал затруднения? В чём? (разместить карточки с картинками)
- Вы догадались из какого мультфильма эти герои и предметы? («Маша и медведь»)
- Вам нравится этот мультфильм?
- Обратите своё внимание на представленную таблицу: герои мультфильма предлагают выполнять творческие задания и надеются, что мы с ними справимся. Первое задание предлагает Маша: зашифровать название сказки.
Приём «Наоборот» (работа в группах)
- У кого же найдутся интересные идеи? («Миша и заяц», «Ваня и лиса»)
Метод мозгового штурма - пожалуй, самый известный из всех методов.
Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее). На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.
На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются. На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.
После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.
В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.
Алгоритм решения изобретательских задач.
- Следующее задание предлагает медведь. Но прежде посмотрим фрагмент мультфильма и постараемся выявить проблему.
- Какую проблему наблюдаем в мультфильме? (Маша досаждает медведю по имени Мишка)
МЗ: Маша не должна беспокоить медведя.
КП: Маша и медведь.
АП: Как сделать так, чтобы Маша не надоедала Мишке. Попробуем решить эту проблему.
- Маша сама не должна ходить к Мишке.
- Какие ресурсы в этом помогут? (родители, друзья, характер медведя, берлога
- Какое решение можем найти? (Родители могут не отпустить Машу в лес, у Маши могут появиться друзья, медведь может изменить свой характер: стать злым и тогда Маша сама не захочет прийти в гости; медведь может поселиться в берлогу
- Медведь сам не должен пускать Машу.
- Какие ресурсы найдёт Мишка? (забор, доски, молоток, проволока)
- Как можно решить проблему? (Мишка может построить высокий забор, натянуть проволоку)
Приём увеличения.
- Сейчас мы пофантазируем.
- В одной из серий Медведь пользовался инструментом лопатой, когда садил морковку. Давайте, посмотрим, что у него получилось. (Показ фрагмента)
- Может ли морковка быть больше медведя?
Системный оператор.
Любой предмет, явление рассматривается как система. Детям необходимо показать мир во всех его взаимосвязях, развивая системность мышления. Познакомить с моделью анализа объекта поможет системный оператор. Девятиэкранная схема, пятиэкранная схема.
Медведь отправился на рыбалку и поймал рыбку, вернее Маша попросила это желание у золотой рыбки.
Перед нами волшебный экран,
Может об объекте много рассказать нам.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего,
Это что-то из чего-то
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то,
Что-то будет с этим что-то,
Что-то ты сейчас возьми
На экране рассмотри.
- Рассмотрим на нашем волшебном экране рыбку.
Метод Робинзона Крузо.
- Кто помнит, в чём заключается метод Робинзона Крузо? (использование предметов в несвойственных им значениях)
- У Маши есть любимая игрушка - это мяч. Как можно его ещё использовать?
Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.
И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу.
Сегодня нужна обществу личность творческая, с особым мышлением, с развитым воображением, с активной жизненной позицией, личность социально и профессионально мобильная. Использование методов ТРИЗ технологий приводит к гарантированным результатам обучения школьников умениям классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира; формирует исследовательские умения, умения прогнозировать развитие систем и решать задачи изобретательского плана.
Такие уроки стимулируют интерес учащихся к познанию, к новым открытиям, рождаются нестандартные решения, возникают неожиданные озарения и открытия; развивают любознательность, проблемное мышление. Это оставляет яркий след в душах детей, окрыляет их от личного успеха, добавляет каждому моменты приподнятого настроения.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни я приготовила для вас практический материал (картотеку игр в соответствии с возрастом детей, картотеку сказок).
Зачем заниматься ТРИЗ? Что даёт этот урок детям?
Во-первых, по определению, даёт знания методов и приёмов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемной ситуации, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок.
Во-вторых, это регулярная тренировка творческого мышления, практика решения большого количества изобретательских задач. Даже если не сам ребёнок решает, он от товарищей набирает большой объём вариантов решений, которые в дальнейшем служат ему аналоговой базой для самостоятельного решения.
В-третьих, на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в различных ситуациях), которую наконец-то востребовало общество как результат образования.
Показательный результат нужности проделываемой работы в том, когда дети дома говорят: ура, завтра в школу, потому что у нас ТРИЗ!
Что даёт этот урок учителю?
Во-первых, знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем.
Во-вторых, развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления.
В-третьих, воспитывает в нас готовность к восприятию нового, мобильность.
В-четвёртых, это обеспечивает профессиональный рост.
В-пятых, это просто очень интересно!
И в заключение мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
Спасибо.