Научно-исследовательская работа по теме «Преступность несовершеннолетних»

Разделы: История и обществознание


Введение

В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Новизна выбранной темы: в введении рекомендаций по предупреждению преступности несовершеннолетних

Научная гипотеза исследования: главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в российском обществе. Социальная среда влияет на рост преступности

Объект исследования: подростки от 14 до 18 лет.

Предмет исследования: влияние мер профилактики на подростковую преступность.

Цель работы: рассмотреть возможности изменения криминальной обстановки в подростковой среде нашего села и школы путём применения профилактических мер.

Задачи:

    Изучить нормативно-правовую базу по выбранной теме;
    Анализировать правонарушения, используя статьи из нормативно-правовых актов и данные из управления внутренних дел;
    Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних
    Выявить причины подростковой преступности.
    Изучить систему профилактических мер нацеленных на предупреждение подростковой преступности, используемую в МБОУ «Мусирминская СОШ»

Методы исследования:

1. Использование и анализ нормативно-правовых актов:

    Уголовный Кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об Административных правонарушениях

2. Опросный метод - анкетирование;

    в ходе работы я провела опрос среди учащихся школы
  • интервьюирование - интервью с заместителем по ВР Романовой М.Н.

3. Обработка статистических материалов;

После проведения анкетирования я обработала полученные данные и оформила их в таблицы и диаграммы.

1. Основная часть

1.1. Причины правонарушений несовершеннолетних

Вспомним, что преступление - это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей, как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон - никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается по поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т.д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь высока роль лидера. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения - вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

    70% подростков в группах употребляют спиртное;
  • 55% «иногда» хулиганят;
  • 36% защищают в потасовках свою территорию;
  • 52% дерутся с другими группами;
  • 46% допускают в группах «свободную любовь»;
  • 10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие - обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям: а) агрессивные стили поведения; б) приучает к насилию; в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях. Люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство - это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями: значимость регулируемых правом общественных отношений; размер причинённого вреда или ущерба; способ, время и место совершения правонарушения; личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной - не уголовной - отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

    административные - представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;
  • гражданско-правовые - отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;
    дисциплинарные - представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

1.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения ) Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться(ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении
(ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:: распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения; мелкое хулиганство; мелкое хищение; уничтожение или повреждение чужого имущества; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131),насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).

Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

    Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
  • Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
  • Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

2. Профилактика подростковой преступности

2.1. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Урмарского района

Что такое КДН? Коллегиальный орган комплекса по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков до 18 дет. Данные системы создаются высшими органами исполнительной госвласти субъектов РФ, структурой местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Урмарского района осуществляет меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации.

Деятельность комиссии направлена на выявление и устранений причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, координации деятельности субъектов системы профилактики. Работа ведется совместно субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся на учете в КДН и относящихся к «группе риска».

По состоянию на 01.12.2018 года на учете в КДН района состояло 11 несовершеннолетних (АППГ - 11), из них 5 - обучающиеся Урмарской СОШ им.Г.Е. Егорова, 4 - студенты техникумов, 1 - не учится, не работает. Из них 9 - совершившие правонарушения или антиобщественные действия, 2 - употреблявшие алкогольную продукцию. За отчетный период с учета сняты 5 несовершеннолетних по реабилитации (АППГ - 14). Список состоящих на учете доводится до субъектов профилактики для проведения соответствующей работы. 90,9 % подучетных несовершеннолетних во внеурочное время заняты кружковой деятельностью.

КДН проводится работа по недопущению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: систематически проводятся обследования условий жизни несовершеннолетних, также проводится работа по привлечению граждан к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так по ч.1 ст. 6.10 было рассмотрено 2 протокола.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики правонарушений несовершеннолетних, обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в районе приняты меры по организации летней оздоровительной кампании 2018 года. Особое внимание в летний период уделялось оздоровлению, отдыху и досуговой занятости подростков, состоящих на учете КДН и ЗП. За 12 месяцев 2018 года отдыхом и оздоровлением были охвачены 401 несовершеннолетний (7- это дети из неблагополучных семей и несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете КДН).

За 12 месяцев 2018 года в БУ ЧР «Урмарский КЦСОН» Минтруда и соцзащиты ЧР было устроено 89 несовершеннолетних детей в стационарное отделение (за АППГ - 83).

КДН проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, разрабатывается и утверждается индивидуальные программы реабилитации, которые доводятся до субъектов профилактики для работы с данными детьми.

Комиссией проводятся выездные Дни профилактики правонарушений при участии субъектов профилактики, направленные на предупреждение и борьбу с преступлениями и правонарушениями, наркомании и незаконного потребления несовершеннолетними наркотических средств. В 2018 году указанные мероприятия состоялись во всех поселениях Урмарского района.

За 12 месяцев профилактические мероприятия проведены во всех 17 общеобразовательных учреждениях Урмарского района (за АППГ - 17). Также профилактические мероприятия проводились в БУ «Урмарский комплексный центр», в ДОЛ «Романтика».

В целях выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им всех видов помощи и изучения причин неблагополучия, а также на предмет выявления родителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних детей проводятся рейды по населенным пунктам района по неблагополучным семьям. В ходе посещения составляются акты обследования жилищно-бытовых условий. В ходе выездных проверок по неблагополучным семьям, состоящим на учете в КДН, ПДН МО МВД РФ «Урмарский» проводятся беседы воспитательного характера, как с самими родителями, так и с их детьми, даются рекомендации, вручаются памятки о пожарной безопасности. По состоящим на учете в КДН и ЗП неблагополучным семьям составляются планы индивидуально-профилактической работы с каждой семьей, на каждую семью заведены личные дела, аналогичная работа проводится с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете.

За 12 месяцев 2018 года посещено 272 семей, где проживают 650 несовершеннолетних детей (за АППГ - 306 семей, 691 н/л). Во время посещений проводятся беседы, делаются официальные предупреждения лицам, не исполняющим свои обязанности по воспитанию детей.

В целях профилактики противоправного поведения несовершеннолетних на территории района проводились межведомственные профилактические мероприятия: «Быт и Семья», «Условник», «Подросток», «Алкоголь-табак», акции «Полиция и дети», «Сообщи, где торгуют смертью», «Молодежь за здоровый образ жизни» и др.

На регулярной основе проводятся профилактические рейды в ночное время с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей). За истекший период 2018 г. проведено 40 таких рейдов.

Принятыми мерами по итогам 12 месяцев 2018 года сохранить уровень преступности среди несовершеннолетних не удалось. За отчетный период на территории района зарегистрировано 5 факта преступления четырьмя несовершеннолетними (за АППГ - 1 преступление). Данные несовершеннолетние, совершившие преступления ранее их не совершали, на профилактических учетах как в КДН, так и в ПДН не состояли, соответственно в поле зрения правоохранительных органов не попадали.

По состоянию на 01.01.2019 года в Урмарском районе насчитывается 38 неблагополучных семей, где проживает 72 несовершеннолетних детей, (2017 - 37 семей, в них дети -68) 12 семей, находящихся в социально опасном положении, где родители несовершеннолетних детей, систематически злоупотребляют спиртными напитками (2017 год -14 социально опасных семей, дети - 29). За отчетный период с учета КДН сняты 4 семьи, поставлены на учет 5 семей как неблагополучные (за АППГ- снято 7 семей).

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы по защите прав и интересов несовершеннолетних и является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.

В рамках месячника правовых знаний с участием сотрудников прокуратуры Урмарского района в общеобразовательных учреждениях проводились лекции, беседы, правовые игры, круглые столы, тематические классные часы. День правовой помощи 20 ноября.

Комиссия по делам несовершеннолетних - одно из самых нужных учреждений в госсистеме. КДН не только ведет учет, определяет наказание для детей, подростков и их родителей, но и проводит всеобъемлющую работу по устранению причин антиобщественного поведения несовершеннолетних.

2.2. Анализ профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МБОУ «Мусирминская СОШ»

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Подростков и молодежь успешно используют в своих целях наркодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистки настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект.

Именно образовательное учреждение, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты, берет на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимает необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и поведением. Согласно Закону «Об образовании», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

В нашей школе работают: Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и Комиссия по медиации (примирению) между участниками образовательного процесса.

Совет по профилактике занимается вопросами посещаемости занятий, успеваемости, профилактики и предупреждения правонарушений среди учащихся. Комиссия по медиации занимается решением разногласий на основе взаимного удовлетворения всех вовлеченных в спор сторон. Проводится работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Регулярно с детьми проводятся индивидуальные беседы, диагностические методики, мониторинги по определению уровня взаимоотношений среди учащихся, тестирования на выявление интернет зависимости и т.п. Каждая пятница начинается с тематического классного часа, который могут посетить и родители. Все эти мероприятия так же направлены на профилактику правонарушений.

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Регулярно мы проводим рейды по семьям. Цель - профилактика правонарушений, выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Проводятся беседы с родителями, например детей младшего и среднего школьного возраста о тщательном подходе к выбору игрушек для детей, чтобы не навредить психическому и физическому здоровью самого ребенка и окружающих его людей. Например: компьютерные игры можно заменить настольными играми, где будет принимать участие несколько ребят, нежели ребенок будет сидеть один на один с монитором; пневматическую винтовку - заменить на книги, шахматы и т.п.

Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных объединений, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

На начало 2018-2019 учебного года в МБОУ «Мусирминская СОШ» на учёте в группе риска состояли 4 несовершеннолетних, на учёте ВШК - 4 подростка, в конце учебного года одного сняли с учёта, на учете КДН, ПДН - никого не было.

На учете КДН и ЗП состояла 1 семья, снята с учета в конце учебного года. Четыре семьи, являются неблагополучными, в этом учебном году их количество уменьшилось, остались под контролем школы две семьи. Причинами неблагополучия в семье являются тяжелое материальное положение в семье, алкоголизация родителей, отсутствие надзора со стороны родителей.

В нашей школе 39 многодетных семей. Им оказана социальная поддержка: дети из многодетных семей обеспечены льготным горячим питанием.

Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой. Остановимся на наиболее важных аспектах.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом- предметником и успевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.

По этой причине борьба с прогулами включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий привлекают в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала

Исследования ученых показали, что современные дети испытывают: потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России; потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья; готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия: классные часы, беседа, дискуссия, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками; декада «За здоровый образ жизни»: сдача норм ГТО, военно-спортивная игра «Зарница», туристические слеты.

Правовое воспитание

Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия. К такой работе мы привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

Проведение индивидуальной воспитательной работы

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговор суда, информации из ПДН)

Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т. д.

Изучается и дается полная информацию о семье. Состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, попустительство или сотрудничество.

Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид)

Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.

Мы говорим очень осторожно, потому что нас этого не коснулось, но работая с Вашими детьми, мы зачастую видим, (что по приходу детей в школу) их на грани эмоционального срыва.

Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

Как помочь нашим детям? Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из семьи или из школы. Наш совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

Практическая часть

Я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов с целью выяснения причин роста правонарушений среди подростков и в чем они видят решение проблемы подростковой преступности.

Учащимся были заданы следующие вопросы:

1.Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних
а)отрицательно б)положительно в) сомневаюсь ответить

2.В чём причина роста правонарушений?
а) недостаток контроля родителей
б) влияние окружающей среды
в) другое (указать)

3.Кто чаще всего совершает правонарушения?
а) дети из неблагополучных семей
б) дети группы риска
в) другие

4. Бывают ли ситуации когда вы хотите совершить преступление?
а)да б)иногда в)нет

5.Как решить проблему подростковой преступности?

Анализ ответов учеников.

На вопросы отвечали ученики с 8-го по 11-й классы. Всего насчитывается 48 анкет.

На первый вопрос Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних 85% (40) учеников ответили отрицательно, 6% (3) ученика ответили положительно; 4% (2) человека выразили сомнение;

На второй вопрос «В чем, по вашему мнению, причина роста правонарушений» 56,2% (27человек) отметили недостаточный контроль со стороны родителей, 33,3% (16 человек) связывают это влиянием окружающей среды; 10,4% (5 человек) - назвали другие причины, безнаказанность, наследственность, уменьшение роли отца в воспитании ребёнка

На вопрос «Как вы думаете, кто чаще совершает правонарушения» 33,3% (16 человек) анкетируемых ответили, что это дети из неблагополучных семей, 52% (25 человек), полагают, что это «дети группы риска» и 14% (7 человек), что это могут быть беспризорники, воспитанники детских домов.

На вопрос Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение» - 2 % (1 человек) ответили да, иногда - 10,4% (5 человека), об этом не думают (87,5% (42 человека)

Проанализировав ответы учеников можно прийти к выводу, что среди опрошенных есть обучающиеся, у которых есть предрасположенность стать «трудными подростками», о чем свидетельствуют их ответы: на первый вопрос они ответили, что относятся к подростковым правонарушениям положительно, а в четвертом вопросе заявили, что у них случаются такие ситуации, когда им хочется совершить правонарушение. Именно такие ответы вызывают тревогу, дети не скрывают своего положительного отношения к противоправному поведению.

Анализируя ответы, полученные на 5 вопрос «Как, по вашему мнению, можно решить проблему подросткового правонарушения?», можно говорить о том, что многие дети, отвечали на этот вопрос следующим образом:

  • «Нужен более строгий контроль со стороны родителей»,
  • «Хорошо воспитывать детей и следить за кругом их общения»,
  • «Организовывать досуг детей, чтобы у них не оставалось времени на правонарушения»,
  • «Нужно, чтобы педагоги вели беседы с подростками по данной тематике»,
  • «Ужесточить меры наказания(штрафы) за правонарушения»
    «Обсуждение законов в семье.
  • Разъяснение статей закона специалистами» «Факультативы, спецкурсы по правовой тематике.
  • Издание специальной литературы»

Заключение

Проведенный анализ подростковой преступности в Урмарском районе за 2018 год показал, что в целом количество преступлений среди подростков повысилось (5 преступлений), 2017 году - одно преступление. Проведенное нами исследование полностью подтверждает гипотезу: подростковая преступность напрямую зависит от социальных условий и благополучия семьи, в том числе и материального. Совершаемые ими деяния отличаются безразличием к общественному мнению. Предпреступное состояние характеризуется сложившимся достаточно стойким антисоциальным стереотипом личности, и действие социальных и психологических зависимостей настолько велико, что поддается торможению лишь в результате массированного профилактического воздействия.

На мой взгляд, мерами профилактического характера с подростковой преступностью могут являться:

    оказание всесторонней помощи семьям, в том числе экономической и социальной, для обеспечения благоприятного развития личности;
  • необходимо знакомить учащихся младших классов с основами гражданского воспитания и правового воспитания;
  • установление контроля за несовершеннолетними, которые не учатся и не работают;
  • создание бесплатных кружков и секций, активное вовлечение трудных подростков в военно-патриотические клубы;
  • выявление антисоциальных объединений несовершеннолетних, их лидеров и организаторов, профилактическое воздействие на группу, разобщение групп;
  • обеспечить индивидуальность подхода к каждому трудному подростку.

Вывод: в самые трудные периоды своего существования российское государство находило силы и средства для борьбы с детской преступностью.

Сегодняшнее время также требует от государства и общества принятия комплексных мер для устранения проблемы детской преступности.

На наш взгляд, данная работа имеет практическое значение и может быть использована в качестве внеклассных занятий по праву. Работая над теоретическим материалом учебно-исследовательской работы, проводя исследования, удалось выполнить намеченные цели и задачи. В дальнейшем мы планируем продолжить работу в области права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004 год, №3 за 2004 год.
  1. Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю.Хаманевой.
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. в ред. от 31.12.2014г. № 195-ФЗ (изм. внесены Федеральным законом от 31.12.2014г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.; 11.01.2015.
  2. Конституция Российской Федерации (Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. в ред. от 31.12.2014г. № 63-ФЗ (изм. внесены Федеральными законами от 31.12.2014г. № 542-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.17.06.1996.№ 25. Ст. 2954; 02.02.2015.

Ресурсы Сети Интернет

  1. https://kratkoe.com/puti-resheniya-podrostkovoy-prestupnosti-soobshhenie/ Кратко обо всем © kratkoe.com
  2. http://urmary.cap.ru/action/activity/komissii-pri-administracii-urmarskogo-rajona/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zaschite/itogi/analiz-raboti-komissii-po-delam-nesovershennoletn
  3. http://psyjournals.ru/files/28535/vestnik_psyobr_2008_4_Kuznecova_Chuprova_Filina_Badurkina.pdf