Словарный запас педагогических терминов в настоящее время пополнился понятием педагогической технологии. Существует много определений понятия "педагогическая технология". Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. В педагогической технологии важной стороной является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Выделяют несколько типов технологий. (рис.1)
Рис.1. Типы педагогических технологий
Источники педагогической технологии - это передовой педагогический опыт, народная педагогика, все достижения в области педагогики, психологии. Каждый учитель наряду с традиционными технологиями старается внедрить новации. Но, несмотря на это, ожидаемых лучших результатов мы не получаем. Причин много - низкая квалификация педагога, психологическая или методическая неготовность к использованию инноваций. Одна и та же технология у разных учителей подразумевает разные результаты. Немаловажную роль в этом сыграют и психологический климат в классе, особенности контингента учащихся. Переориентировка ценностей в общественном сознании побудила к пересмотру педагогических принципов. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Умелое включение учащихся в учебно-познавательную деятельность позволит реализовать цели и задачи развивающего обучения. Используемые при этом приемы и методы не являются новыми. Новизна лишь в том, что все этапы учебной деятельности необходимо использовать системно. Для того, что внедрить деятельностный подход в практику общеобразовательных школ, все есть. С дидактическим принципом тесно связан принцип единой картины мира. Полученные знания учащиеся должны уметь применять в своей практической деятельности. В нашей современной жизни от человека требуется умение сориентироваться и каждый раз делать правильный выбор. Современный учитель должен это помнить. Использование принципа вариативности предполагает развивать у обучающихся понимание возможности различных вариантов решения (задач, вариантов и т.п.), подбирать оптимальный вариант, то есть развивать вариативное мышление. Если в процессе обучения реализовывать принцип вариативности, то это будет способствовать снятию страха обучающихся, которые научатся воспринимать неудачу как сигнал к действию и исправлению ситуации, поиску другого варианта. Это поможет им и в трудных жизненных ситуациях, чтобы не отчаиваться, найти выход из положения. Учителю принцип вариативности дает право на самостоятельный выбор учебной литературы, форм и методов работы. Но и прибавляет ответственность за конечный результат своей деятельности - качество обучения.
Литература
- Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. - СПб: ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2003.
- Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - Народное образование, 1998. - 256 с.
- Чернов, А.С. Феноменологический подход в образовании. - ВОИПКиПРО, 2009.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии
- Современные педагогические технологии как объективная потребность
- http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11#V3
- http://murzinastrj.ucoz.ru/klassifikacija_pedagogicheskikh_tekhnologij.docx