Урок окружающего мира по теме "По страницам летописи". 4-й класс. УМК "Перспектива"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Перспектива»


Тип урока: открытие нового знания.

Задачи урока: сформировать представления о древних племенах на территории нашей страны на материале «Повести временных лет»; развивать речь, умения наблюдать, сравнивать; воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; как можно объяснить названия древних славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.
  • Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора)
  • Метапредметные: характеризовать связь значений славянских этнонимов с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племен; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир 4 кл.» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, ч 2; Лист «Карта Открытий» у каждого ученика (смотрите Приложение 2). Презентация к уроку (смотрите Приложение 1)

Ход урока

I. Оргмомент

(Настрой на урок. Проговаривание девиза урока)

- Подровнялись.
Тихо сели.
На соседа посмотрели.
Дружелюбно улыбнулись.
И ко мне все повернулись.

- Я знаю, что вы ребята творческие, а творить всегда интересно. Даже если что-то сразу не получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех». Я вам желаю сегодня быть успешными! А большой успех рождается тогда, когда мы работаем… (как?) сообща, дружно, мирно.

Итак, девиз нашего урока: В мире жить - с миром жить!

II. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

- Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлых уроках.

- Вспомните значение слова «история». (в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлых событиях, о прошедшем, т.е. наука о прошлом; последовательность событий во времени)

- Какие источники помогают изучать историю? (Письменные источники (предания, былины, легенды, летописи) и вещественное наследие или находки археологов (орудия труда, постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства)

- Вспомните значение слова «археология». (Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было.)

- Почему наука археология важна и для изучения тех эпох, когда письменность уже существовала? (Она дополняет сведения, полученные из письменных источников.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что археология и письменные источники дополняют друг друга и помогают, более точно познакомиться с определенными отрезками времени.

III. Актуализация знаний

Сейчас перед вами появится необычный человек.(СЛАЙД 4)

Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

(Учитель читает стихотворение Н.Кончаловской «В монастырской келье узкой»)

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
- Кто этот человек? (Монах)

- Чем он занимается? (Пишет летопись)

- Что такое летопись? (Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам.)

- Вспомните, на чем писали люди в древние времена? (Папирус, пергамент и береста)

- Как вы думаете, на каком материале писали летописи? (Летописи писали на пергаменте.) Почему?

- Вспомните, одного из самых известных летописцев Древней Руси. (Монах Нестор)

- Благодаря чему мы помним монаха Нестора? (Он написал летопись «Повесть временных лет»)

IV. Постановка учебной задачи

- А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись? (Предположения детей)

- Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам его летописи.

Тема нашего урока: По страницам летописи

Итак, мы начинаем путешествие. В этом нам поможет наш учебники Карта Открытий (лист

Откройте учебники на стр. 12. Прочитайте первый абзац.

- На какие вопросы мы сегодня сможем получить ответы?

(Учащиеся высказывают предположения.

1. Откуда есть пошла Русская земля?

2. Какие народы ее населяли?

3. Как они друг с другом ладили?)

V. Основной период

- О какой территории нам сегодня поведает летописец? (Просторы Восточно-Европейской равнины)

На странице 13 в учебнике представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

- Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом? Зеленым? Светло зеленым? Назовите, название племен, которые встретились вам на карте? (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи)

Найдите второй абзац на стр.12 и прочитайте первые 2 предложения. (Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».)

- О чём вы узнали из этих предложений?

Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? (Потому что там были плодородные поля).

Работа в парах

Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логические рассуждения и учебник на стр.12 (заполните таблицу - лист «Карта Открытий» для учащихся, задание № 1)

Название племени

Причина названия

Поляне

Древляне

дрягва (болото)

берега реки Полоты

Северяне

оставили себе свое имя и название озера

имя родоначальника Крива

Радичи

имя родоначальника Вятко

Проверяем:

  • Поляне - плодородные земли (поля, степи)
  • Древляне - «сели в лесах», среди деревьев
  • Дреговичи - дрягва (болото)
  • Полочане - берега реки Полоты
  • Северяне - жили севернее какого-то другого племени
  • Ильменские словене - просто оставили себе свое имя и название озера
  • Кривичи - имя родоначальника Крива
  • Радичи - имя родоначальника Радим
  • Вятичи - имя родоначальника Вятко.

Защита работ. Учащиеся называют племя, причину названия племени и показывают место расселения на карте.

Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода. Запишите вывод на листе «Карта Открытий».

VI. Продолжение работы по теме

- Посмотрите внимательно на карту. Вблизи каких географических объектов селились все славяне? (Вблизи водоёмов, рек) Как вы думаете, почему? (Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам)

- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково? Сейчас мы с вами рассмотрим женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются.

Практическая работа: придумайте свое женское украшение (задание № 2 - лист «Карта Открытий» для учащихся)

- Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

  • Как между собой жили славянские племена?
  • Как образовалась древнерусская народность?
  • Какие народы называли братскими?

Заполните схему на листе «Карта Открытий».

- Как ладили между собой и со своими соседями эти народы?

- А что нас объединяет?

- Дружба

Игра «Я твой друг и ты мой друг»

Пожмите друг другу руки.

  • Пожмите левую руку у соседа , сидящего справа, проговаривая слова: «Я твой друг и ты мой друг»
  • Пожмите правую руку у соседа, сидящего слева.
  • Образуйте цепочку «Дружбы» (дети берутся за руки, образуя цепочку). Отправим «Письмо Дружбы» из одного конца цепочки в другой (пожимают руки друг другу по очереди)

Не забывайте «В мире жить - с миром жить»

Молодцы ребята, вы хорошо поработали.

VII. Итог

Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва)

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)

Тест (если согласны с выражением, то поставьте отметку в строчке «+», если же не согласны, то - «-»)

1. Монах Нестор написал библию. (летопись) (-)

2. Летописи писали на пергаменте.(+)

3. Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. (лесов, деревьев) (- )

4. Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. (+)

5. Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. (болото) (-)

6. Русские, украинцы и белорусы всегда враждовали. (дружили) (-)

Взоимопроверка.

Ответы: -, + , -, +, -, -

Какой вывод можно сделать познакомившись с этой темой.

Какой вывод вы сделали для себя?

Запишите вывод на листе «Карта Открытий».

VIII. Рефлексия

- Какую задачу ставили на уроке? (Слайд 31)

- Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

- Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?

Оцените свою работу на уроке (нарисуйте смайлик).

Поднимите руку, кому понравился урок! Встаньте, кто узнал что-то новое!

IX. Домашнее задание

1) Учебник с.12-15, пересказ, отвечать на вопросы.

2) Нарисовать на альбомном листе национальные костюмы братских народов: русского, украинского, белорусского (по выбору)

Вклеить лист «Карта Открытий» в тетрадь.

Использованные источники

1. Окружающий мир. 4 кл А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Учебник в 2 - ч.. ч 2 - М.: просвещение, 2019 г.
2. Окружающий мир. 4 класс Рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. часть 2, - М. Просвещение, 2019 г.
3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс (К УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)) - И.Ф.Яценко
4. Литературное чтение. 2 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. с. 13
5. https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_letopisi__4_klass-194458
6. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/po-stranitsam-lietopisi
7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/09/27/po-stranitsam-letopisi