Введение
Часто нам кажется, что эмоции только усложняют жизнь. Да и столько наказов и пословиц впитано с детства: «будь спокойней», «гнев - плохой советчик», «уважающий себя - всегда сдержан», «язык держи, а сердце в кулак сожми», «не к месту печальна, не к добру весела». С детства люди усваивают, что своим эмоциям доверять нельзя; стоит начать проявлять эмоции - сразу портятся отношения с близкими; лучше уж перейти на рациональную почву - там безопасней и надежней; меня такую, рациональную и предсказуемую, принимают и одобряют.
Да и выбор-то был невелик: либо становиться удобной и хорошей для родителей, и чувствовать себя принятой, либо проявлять свои чувства и быть отвергнутой. Дети выбрав первое (очень рано и совершенно бессознательно), так и выживают среди взрослых. Потребуется много лет, чтобы осознать всю трагедию потери контакта со своими эмоциями, и пройти долгий путь, чтобы снова начать чувствовать себя живыми. Постепенно разбираясь в сложных переплетениях эмоций и чувств, понятно, что пословицы доносят только половину правды. Основная их цель - разделить на «хорошее» и «плохое» и ввести запреты, чтобы помочь людям худо-бедно уживаться друг с другом. А вот про важность и ценность эмоций народная мудрость часто умалчивает. Попробуем восстановить справедливость. Крайне важно иметь контакт со своими эмоциями.
Эмоции дают нам сигнал, что что-то идет не так, и нас это непосредственно затрагивает, но мы пока еще не понимаем что. Мы просто чувствуем легкое раздражение, появляется какое-то беспокойство, а следом и возбуждение - эмоции нам сигнализируют: что-то происходит, что вызывает неудовольствие, фрустрирует наши потребности. Например, если мы сильно проголодались, то почувствуем раздражение, а следом и импульс к действию. А удовлетворив эту потребность, наверняка будем переживать радость и удовольствие. Или, например, вы куда-то спешите и неожиданно встречаете хорошего знакомого, с которым давно не виделись. Он начинает рассказывать о себе и вас расспрашивать, и вы, в общем-то, рады с ним поговорить, вот только внутри начинаете чувствовать легкое раздражение. О чем это? Да, ведь вы спешили, у вас на это время были другие планы. Эмоции вам об этом сообщают в виде состояния раздражения и нетерпения.
Если мы это раздражение отследили, то тогда появляется выбор - как поступить. Например, мы можем сказать: «прости, старина, но я очень тороплюсь» или, если радости все-таки больше и ситуация позволяет, скажем: «я вообще-то тороплюсь, но с тобой тоже очень хочется поговорить» и остаться. Или же просто будем слушать и злиться, а потом станем обходить товарища стороной - такое случается, когда в отношениях с кем-то нам трудно говорить о своих чувствах и потребностях, а чувства внутри нас «кричат». В каждом из перечисленных случаев эмоции помогают быть чувствительными к ситуации и приспособиться к ней в хорошем смысле этого слова, даже если саму ситуацию мы начинаем избегать. В примере с голодом приспособлением будет поиск еды. Итак, эмоции дают нам импульс к действию, чтобы приспособиться к ситуации, и это их вторая функция.
Представим, что мы все-таки слушали товарища, но про себя злились. И пока мы разговаривали, наше внутреннее напряжение выросло. Если мы напряжение осознаем, чувствуем его телесно, то мы можем помочь себе его скинуть, ну, например, пробежаться, подышать, потопать, кому-нибудь рассказать об этом, написать сатирические стихи или хотя бы выругаться в безопасной обстановке. Если же мы свою злость не слышим и напряжение не осознаем, то оно останется где-то в теле в виде зажимов, или мы неосознанно выплеснем его на того, кто под руку попадется. Итак, эмоции помогают нам самих себя услышать и отрегулировать. Чувствуем усталость - отдыхаем, чрезмерное напряжение - расслабляемся. Эмоции говорят нам, когда пора остановиться, передохнуть, позаботиться о себе.
Если контакт с эмоциями потерян, то мы можем обнаружить себя уже в слишком сильной усталости и потере сил или, например, в аффективной злости, или же в глубокой беспомощности. Аффективные, то есть слишком сильные эмоциональные состояния, являются показателем того, что мы себя вовремя все-таки не слышим и не чувствуем, а потом неожиданно для себя и окружающих взрываемся.
Когда в нашей жизни случаются потери, эмоция печали помогает выплакать напряжение, постепенно с потерей примириться и адаптироваться к жизни. Не чувствуя печали, закрываясь от нее, часть души замораживается, каменеет, и это будет влиять на все сферы жизни человека, в том числе и на здоровье, и на отношения с другими людьми.
Эмоции носят коммуникативный характер - они помогают человеку выразить себя в общении, понять другого, почувствовать связь или, наоборот, установить безопасную дистанцию. Живые искренние эмоции в контакте создают надежную атмосферу между людьми. С чувствительными и приветливо-эмоциональными людьми общаться легко и приятно. Если же человек в общении совсем не показывает своих эмоций, не демонстрирует эмоциональную речь и держится нейтрально, он может восприниматься другими как опасный.
Каждому человеку очень важно быть понятым, услышанным. Язык чувств - это прямое сообщение о своем состоянии. Именно этим языком и пользуется ребенок с первых месяцев жизни: он улыбается, выражая удовольствие, злится и плачет, когда что-то ему не нравится. Годовалый малыш может обижаться, кокетничать, печалиться, стесняться, негодовать - все это он легко и естественно выражает своим телом, и мы прекрасно его понимаем.
Есть у человека такая способность, эмпатия называется, она особенно хорошо развита у тех людей, которые собственные эмоции умеют распознавать и выражать. Мы просто смотрим на другого и понимаем, что сейчас с ним происходит, и, более того, чувствуем эмоциональный отклик в собственной душе. Мы можем разделить чьи-то чувства, и мы можем поделиться своими чувствами. Так закладывается глубокая связь между людьми. По-другому, в одиночку, нам в этом сложном мире не выжить.
Эмоции помогают нам оценить безопасность ситуации и окружения. Если мы способны чувствовать страх, то мы позаботимся о своей безопасности, и «не зная броду, не полезем в воду». Если же потерян контакт с эмоциями, то и страх не в доступе. Человек может совершать рискованные поступки, но это не мужество, а попытка почувствовать себя живым, желание себя хоть как-то оживить.
Итак, эмоции одной своей стороной связаны с потребностями человека и сигнализируют, когда появляется дефицит или их игнорируют, а другой стороной они связаны с действием, они дают импульс и энергию на то, чтобы этот дефицит устранить. Эмоции связывают человека с окружающей средой: они побуждают на движение «к» среде, и в основе этого движения всегда лежат потребности и нужды человека.
Получается, что теряя контакт с эмоциями, мы теряем контакт с собой и своим телом, связь с другими людьми и с адекватной оценкой реальности. И главное - мы лишаемся способности приспособиться к ситуации так, чтобы это помогало нам эффективно удовлетворять свои потребности, чувствовать себя живыми и иметь силы справляться с жизнью [7].
Эмоции
Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало - а значит, ничего бы и не происходило! Далее более детально рассмотрим основные виды эмоций и их роль в общей картине психологистических процессов. Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.
Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего. Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы. Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере - неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.
Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.
Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации. Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление. Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)
Рассмотрим еще несколько определений понятия «эмоции»:
Эмоция - это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. В современной науке существует четыре направления в определении связи эмоций и чувств: представление чувств и эмоций тождественными; отношение чувств к одному из видов эмоций; рассмотрение чувства как родового понятия разнообразных эмоций; представление о чувствах и эмоциях как о различных процессах.
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции.
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.
Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами - утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим. Мимика - универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» - эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп. Одна из важнейших особенностей эмоций - их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях [3].
Другая важная особенность - их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций.
С физиологической точки зрения эмоция - активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса,гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.
Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врождённый характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным - приматам, собакам и другими [10].
Теории эмоций
Эволюционная теория эмоций.
Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.
Рудиментальная теория эмоций.
Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты - Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями эффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно данной концепции, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.
Психоаналитическая концепция эмоций.
Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить, что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришёл к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.
Структурная теория эмоций Пейпеца.
Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила названиекруга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
Органическая Теория Джейса-Ланге.
Гипотеза о происхождении и природе эмоций. Теория основывается на том, что эмоции являются следствием осознания человеком рефлекторных физиологических изменений в организме. Вместо того, чтобы чувствовать эмоции и последующее физиологические (телесные) реакции, теория предполагает, что физиологические изменения являются первичными, а эмоции проявляются тогда, когда мозг реагирует на информацию, полученную через нервную систему организма. То есть, согласно этой теории, эмоциональное переживание - это совокупность ощущений, которые произошли вследствие физиологических изменений. Является одной из самых ранних теорий эмоций, которые рассматривает современная психология. Её разработали независимо друг от друга двое учёных в 1880-1890 годах, Уильям Джеймс Карл Ланге.
Теория была подвергнута критике и модифицирована в течение времени. Современные теоретики построили на ней свои идеи, предположив, что опыт эмоций модулируется в качестве физиологической обратной связи и другой информации, а не состоит исключительно из телесных изменений, как это было предположено Джеймсом.
В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В статье он говорит: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечёт за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время как оно совершается и есть эмоция». Сравнивая эмоции и инстинкты, он пришёл к выводу, что эмоции - это стремление организма чувствовать, а инстинкты - это побуждение к действию при наличии раздражающего фактора.
Врач Карл Ланге разработал аналогичную идею независимо от Уильяма Джеймса в 1885 году. Обе теории определяют, что эмоции являются следствием физиологических изменений, вызванных раздражителем, но сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоциями, он был больше сосредоточен на осознании эмоций и их переживаниях. Например, человек грустит, потому что плачет, испытывает гнев, потому что дрожит, а не наоборот. Карл Ланге переосмыслил теорию Джеймса. Он связывает эмоции с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов и трактует их как субъективные образования, возникающие в результате нервного возбуждения. Тем не менее, оба согласились, что если исключить физиологические ощущения, то не будет никакого эмоционального опыта.
Согласно этой теории, у человека есть возможность управлять своими внутренними чувствами и эмоциями. Совершая физические действия, характерные той или иной эмоции, человек начнёт это ощущать и чувствовать.
Лиза Фельдман Барретт указывает на то, что при тестировании этой теории электрической стимуляцией, нет ответа и взаимнооднозначного соответствия между поведением и категорией эмоций. «Стимулирование одного и того же участка в результате даёт различные психические реакции в зависимости от предшествующего состояния человека, а также непосредственного контекста». [6] Она приходит к выводу, что происходит большая реакция, когда человек чувствует эмоции, чем просто физиологически имитирует их: должна произойти некоторая обработка между физиологической реакцией и восприятием эмоций.
Барретт также говорит, что испытание эмоций носит субъективный характер. Нет никакого способа для того, чтобы распознать, чувствует человек грусть, гнев или нечто иное, не полагаясь на восприятие эмоций. Кроме того, люди не всегда проявляют эмоции, используя одни и те же модели поведения. Она говорит, что эмоции являются более сложным явлением, чем просто физические ощущения [4].
Теория эмоций Кеннона-Барда.
По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.
Активационная теория Линдсея Хебба.
Основана на работах Джузеппе Моруцци Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы в регуляции уровня активности. Поскольку эти образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки активирующей системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелирует с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Активационная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.
Двухфакторная теория эмоций
Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории, «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие - в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая - положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой - социальным окружением студентов, а не введенным веществом». [6] Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических явлений. Например, идею об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных находим у Леонида Викторовича Крушинского. Эта гипотеза основывалась на опытах, в которых искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно и пассивнооборонительных реакций.
Биологическая теория эмоций
В соответствии с биологической теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».
Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует программу поведения и придает последней определённую направленность [1].
Потребностно-информационная теория эмоций
Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» [2].
Теория Когнетивного диссонанса.
В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения. [5]
Эдиная концепция сознания и эмоций.
Юрий Иосифович Александров формулирует представление об эмоциях с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Проводится разделение между поведением и эмоциями, причем последние определяются как феномен сенсорной сферы, эквивалент сознания. Такое понимание эмоций заставляет иначе расставить акценты в понимании самого сознания. Согласно изложенному материалу: «Эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации ("хорошо-плохо"). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития обусловливает прогрессивное увеличение дифференцированности в соотношении организма и среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных адаптивных результатов поведения» [5].
Свойства и виды эмоций
Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик. Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному. Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:
1. Положительные и отрицательные
Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности - позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).
2. Стенические и астенические
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
3. Простые и сложные
Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.
Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление. А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.
Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность - составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение - сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.
4. Высшие и низшие
Еще один тип эмоций - низшие и высшие. Низшие - это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха). Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде). При этом существует точка зрения, что высшие эмоции - это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все. Эмоции - это ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.
В переводе с латинского слово «эмоция» означает «потрясаю» или «волную», то есть это некий процесс, в котором человек не спокоен: оценивая нечто, он это как-то переживает.
6. По модальности
Выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К.Э.Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':
- радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
- удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
- Интерес - помогает нам получать новый психический и телесный опыт. Прочесть книгу, прокатиться на велосипеде, что-то потрогать, понюхать, ощутить на вкус.
- страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
- гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
- отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
- презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
- страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
- стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
- вина - аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия). [9].
Физиологический аспект эмоций человека
Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне. Психика крепко связана с телом: они взаимно влияют друг на друга. Если я подумаю, что мне грозит опасность, то испытаю эмоцию страха, который повлечет за собой следующие изменения в организме:
- все органы чувств обострятся - например, расширенные зрачки нужны для того, чтобы лучше видеть пространство;
- в кровь поступит адреналин - гормон, который мобилизирует весь организм, улучшит физические показатели (выносливость);
- дыхание учащается;
- кровоток увеличивает скорость;
- сердце ускоряет ритм;
- артериальное давление растет;
- желудок сжимается в комок;
- возможен приступ диареи и т.д.
Все эти физиологические изменения нужны для того, чтобы я смогла убежать, ведомая инстинктом самосохранения, который кричит мне: «Беги! Здесь опасно!» в ответ на мою мысль об угрозе. Таким образом, организм подстраивается под то, что мы думаем и как переживаем реальность. Именно поэтому важно соблюдать психологическую гигиену: культивировать позитивное мышление, которое влечет за собой позитивные эмоции. Спокойный, умиротворенный организм выделяет гормоны счастья и удовольствия, не болеет, способен лечить сам себя. Для чего они нужны (функции эмоций). Эмоции показывают субъективное отношение человека к другим и миру, ситуациям, явлениям, событиям, в котором кроются его потребности. Пожалуй, это их главная функция (сигнальная) - показать то, чего человек хочет. Помимо нее есть еще три:
- мотивационно-регулирующая - переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;
- коммуникативная - с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга, «считывая» внутренне состояние людей (это называется эмпатия). Наверняка вы отчетливо различаете, когда человек в гневе, радуется или грустит. Это понимание дает вам возможность составить дальнейший план действий;
- защитная функция - в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы. Страх заставляет покинуть опасное место. Гнев транслирует другим «Отойди, не трогай меня или получишь». Эмоции как маркер, который демонстрирует, что в этот момент (и не только) происходит внутри. Если я верю, что все люди добрые, хорошие и желают мне добра, тогда наступивший мне на ногу не вызовет у меня бурную, негативную реакцию. Это случайность, так бывает. И если он не извинился, то это не значит, что он хам. Возможно, он просто даже этого не заметил. А если бы заметил, то обязательно попросил прощения. Но если в моей картине мира все люди ужасные злюки и подлецы, то в вышеописанной ситуации, я обязательно подумаю о том, что на ногу мне наступили специально, жутко разозлюсь, восприняв произошедшее за личное оскорбление, и поведу себя агрессивно. Часто используемые эмоции являют собой психологический портрет личности: его характер, способ мышления и бытия [8].
По силе и устойчивости
Эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.
Ситуативные эмоции
Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т.д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации
Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж - возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.
Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события. Аффект является острым проявлением эмоции, обычно вызван воздействием из вне. В состоянии аффекта человек действует и принимает решения на основании лишь испытываемой эмоции. В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», в котором субъект не управляет собой, а эмоции - как состояния, происходящие «в нём». Долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии усиливает аффект. В свою очередь аффект, а точнее действия в состоянии аффекта могут изменить или усилить эмоцию, а также вызвать другой аффект. Отрицательные эмоции вызывают негативные аффекты, и наоборот. Например когда человек чувствует страх (аффект) за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект), но стоит человеку совладать с аффектом и не поддаться ему, реакция меняется на противоположную - уверенность в себе может стать аффективно положительной, а отрицательная эмоция может сменится положительной. В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Устойчивые эмоции
Настроение - сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение - это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т.д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т.д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер. Настроение - это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т.д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности. Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia - терпение). В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.
Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть - это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности. Чаще всего слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви. По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идёт о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом. «Все страсти являются болезнями, и их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности». То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей. Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. С точки зрения Аристотеля, страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать [13].
Заключение
В обычной жизни большинство из нас находится в погоне за комфортом - материальным и эмоциональным, и эти повседневные заботы отбирают все время. Мы очень заняты ими: как заработать достаточное количество денег, как обеспечить себе пропитание, жилье и другие материальные блага. Есть у нас и заботы эмоционального плана: любит ли нас какой-то конкретный человек, надежно ли наше положение на работе и так далее. Все эти вопросы заставляют нас волноваться почти постоянно. Мы озабочены тем, чтобы найти себе надежных друзей, но таких, с которыми не было бы сложно. Мы ищем в жизни то, на что мы могли бы положиться. Подобным заботам, как материальным, так и духовным, мы уделяем девяносто девять процентов нашего времени. И это понятно: мы хотим удовлетворить повседневные потребности, потому что желаем чувствовать себя в безопасности. Но многие из нас озабочены тем, чтобы удовлетворять свои нужды сверх тех, что являются базовыми. Нашей физической безопасности ничто не угрожает, мы сыты, имеем крышу над головой и любящую семью. И все равно находимся в состоянии перманентного волнения.
Что же нужно для счастья на самом деле? Освободить внутреннее пространство. Спокойствие и тишина позволят заглянуть глубоко внутрь себя и понять, кем вы являетесь и чего вы хотите от своей жизни. Раньше вы бежали в поисках чего-то. Заставляли себя добиваться достаточных условий для того, чтобы быть счастливым. Вы полагали, что именно в настоящий момент у вас этих условий нет. Но таким образом вы просто душили в себе естественную радость жизни, которую предоставило вам ваше появление на свет. Мир полон чудес. Если вы можете существовать, если вы можете быть свободными, значит, вы можете быть счастливыми здесь и сейчас. Вам не за чем больше гнаться. Остановитесь и успокойте свой разум. Вернитесь к себе и насладитесь тем, что каждый момент находитесь здесь. Все радости жизни взывают к вам. Если вы способны их услышать, то прекращайте гонку. Улыбка - ребенка или взрослого - очень важна. Если повседневность не отучила нас улыбаться, если мы способны на умиротворение и счастье, то от этого лучше не только нам самим, но и всем остальным. Источник искренней улыбки - пробужденный разум. Как не забыть улыбнуться, когда просыпаешься? Может быть, стоит оставить напоминание (веточку, листок, картинку или несколько воодушевляющих слов) на окне или над постелью, чтобы взгляд падал на них, как только вы проснетесь. Освоив практику улыбки, вы больше не будете нуждаться в напоминании. Вы начнете улыбаться, как только услышите пение птиц или увидите лучи солнца, струящиеся сквозь окно. Улыбка поможет встретить новый день с добротой и пониманием. Улыбка возвращает мир, а ведь мы полагали, что давно его утратили. Улыбка приносит счастье нам самим и окружающим. Даже потратив много денег на подарки всей семье, мы не сможем купить ничего, что дало бы близким столько счастья, как дар нашей осознанности и улыбки. Это бесценно - и ничего не стоит.
Чувства играют важнейшую роль в том, куда направлены наши мысли и действия. Внутри нас течет река чувств, и каждая капля - новое чувство, связанное с остальными. Чтобы понаблюдать это, можно просто сесть на берегу реки и замечать каждое чувство, появившееся на поверхности: оно проплывает мимо нас и исчезает вдали. Есть три вида чувств: приятные, неприятные и нейтральные. Когда появляется неприятное чувство, его хочется отогнать. Но эффективнее просто наблюдать его, отмечая про себя: «Вдыхая, я знаю, что во мне есть неприятное чувство. Выдыхая, я знаю, что во мне есть неприятное чувство». Называя чувство по имени (гнев, сожаление, радость или счастье), мы глубже осознаём его и признаём, что оно владеет нами. Мы можем использовать дыхание, чтобы установить контакт со своими чувствами и принять их. Если дыхание легкое и спокойное, то разум и тело, а за ними и чувства, постепенно станут легкими, спокойными и ясными. Внимательное наблюдение основано на принципе недвойственности: наше чувство неотделимо от нас и не вызвано исключительно чем-то вне нас; наше чувство есть мы, и в данный момент мы - наше чувство. Мы не тонем в чувстве, не подавлены им и не отторгаем его. Отношение непривязанности и неотторжения приводит к тому, что мы отпускаем указанное чувство. Такова важная часть медитативной практики. Если мы встречаем неприятные чувства с заботой, вниманием и ненасилием, мы готовы преобразовать их в здоровую энергию, способную питать нас. Если мы будем внимательно наблюдать за своими неприятными чувствами, они могут пролить свет на многое из того, что скрыто в нас самих, позволяя глубже понять себя и общество. Гнев возникает из-за недостаточного понимания себя и причин (как глубинных, так и непосредственных) создавшейся неприятной ситуации. Гнев также берет начало из желаний, гордости, волнения и подозрений. Корни гнева - в нас самих. Наше окружение и другие люди - лишь вторичные причины. Несложно примириться с гигантским ущербом, нанесенным естественными катастрофами: землетрясениями или наводнениями. Если же ущерб вызван другим человеком, мы теряем терпение. Но мы знаем, что у землетрясений и наводнений есть причины. Тогда мы должны понимать, что и у человека, вызвавшего наш гнев, тоже были причины (как глубинные, так и непосредственные) поступить так, как он. Видя и понимая подобные причины чужого поведения, мы начинаем освобождаться от гнева. Это не значит, что надо оправдывать распущенность того, кто специально обижает вас. Но важнее всего позаботиться о зернах негатива в себе. Тогда, если надо будет помочь кому-то или сдержать его, мы сделаем это из сострадания, а не из гнева или желания отомстить. Искренне пытаясь понять страдания другого, мы с большей вероятностью станем действовать так, чтобы помочь ему преодолеть страдания и замешательство - и это поможет всем нам. Когда мы говорим, мы, конечно, думаем о том, что высказываемые нами мысли правильные. Но иногда из-за нашей манеры общаться собеседник не воспринимает наши слова, и они не оказывают желаемого эффекта и не вносят большей ясности и понимания. Стоит спрашивать себя: «Говорю ли я для того, чтобы просто что-то сказать, или я думаю, что мои слова поспособствуют исцелению собеседника». Если мы немедленно отвечаем на чье-то высказывание, то просто демонстрируем свои знания или действуем под влиянием эмоций. Когда мы слышим высказывание собеседника, то зачастую не утруждаем себя тем, чтобы выслушать его внимательно и глубоко заглянуть в высказанную им мысль. Мы просто перебрасываем на его сторону быстрый ответ или даже возражение. Это не помогает делу. В следующий раз, когда кто-то задаст вам вопрос, не спешите с ответом. Воспримите ту мысль, которой с вами поделились, глубоко внутрь себя. Пусть ваш собеседник почувствует, что его действительно внимательно выслушали [14].
Чтобы узнать, насколько мы в контакте со своими эмоциями, нужно ответить на несколько вопросов.
- Насколько бережно вы обходитесь с собой и своим телом, когда
- чувствуете усталость или подавленность?
- Бывают ли у вас аффективные вспышки?
- Чувствуете ли вы связь и общность с другими людьми?
- Можете ли вы чувствовать и проявлять радость, печаль, сочувствие,
- злость и выражать их в общении?
- Как много в вашей жизни удовольствия и интереса?
- Бывает ли, что вы рискуете своей жизнью?
Список используемой литературы
- Анохин П.К. Эмоции, «Психология эмоций». Тексты: Состав: Ю.Б.Гиппенрейтер и В.К.Вилюнас. - Москва: Изд-во МГУ, 1984.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
- Александров Ю.И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка (рус.)
- Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991.Российская конференция по когнитивной науке : Тезисы докладов / Казань, 9-12 октября 2004 года.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов
- Клейнман Пол. Психология. Люди, концепции, эксперименты.
- В.В.Мироненко, под редакцией профессора А.В.Петровского. Хрестоматия по психологии. Москва «Просвещение» 1987.
- Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979.
- К.Изард. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
- А.С.Батуев. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - 3-е издание. - СПб.: «Питер», 2010.
- Александрин В.В. Знак эмоции противоположен направлению изменения мотивационного возбуждения // Актуальные проблемы современной науки. № 6 (103) Год: 2018 Страницы: 113-117 DOI 10.25633/APSN.2018.06.09
- Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. - 2010.
- Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.