Процесс учения, учебные успехи и удачи, характер связей с одноклассниками (любят, уважают, дружат, не любят, избегают) создают основы для начинающегося формирования самооценки младшего школьника. Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные ее компоненты формируются уже у учеников 3-4 классов.
От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.
Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную - завышенную или заниженную самооценку. В процессе жизни самооценка в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и других факторов имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит самооценка младших школьников, являются:
- школьная оценка,
- особенности общения учителя с учащимися,
- стиль домашнего воспитания.
Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников, они таковы:
- Ограниченный круг общения и деятельности.
- Заниженные или завышенные оценки окружающими.
- Слабое развитие оценочных отношений в коллективе.
- Случайные успехи или неудачи.
У младших школьников самооценка формируется под влиянием учителя. Необходимо так же учитывать и то, что в школу ребёнок приходит с уже имеющимся уровнем самооценки. Если вовремя и тактично проводить коррекционную работу по формированию адекватной самооценки можно добиться положительных результатов.
У детей с завышенной самооценкой - проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной - формировать большую уверенность в себе и своих возможностях. Здесь есть одно обязательное условие: самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. В случае расхождения оценочных суждений ученика и учителя, ребёнок аргументирует свою позицию.
Динамику самооценки следует проверять каждые полгода. Для проведения мониторинга сформированности самооценки использую диагностику «Дерево». Дети с удовольствием принимают участие в диагностике. Сравнивая результаты стартовой диагностики в 1 классе, с результатами 1 полугодия 4 класса, которую проводит школьный психолог, видна положительная динамика развития сформированности самооценки.
Очень важным является и то, что эффективность учебной деятельности ребёнка зависит как от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, так и от уровня самооценки. И завышенная, и заниженная самооценка негативно сказывается на учебной деятельности школьника. В этих ситуациях у детей пропадает положительная мотивация к обучению, что ведёт к потере интереса к учёбе и к снижению успеваемости.
Нежелающий учиться ученик, не достигнет успехов в образовательном процессе. На своих уроках я применяю разные способы и приёмы формирования самооценки. Наиболее оптимальной стала работа с сигнальными карточками.
У каждого ученика есть сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов. Перед началом работы ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку на полях в тетради или возле номера. Зелёный цвет обозначает - «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», синий цвет - «я подумаю и смогу выполнить задание», жёлтый - «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь», красный - «я не знаю, как делать, поэтому не буду выполнять задание». Ученикам, поднявшим жёлтые карточки предлагаю в помощь образцы выполнения подобных заданий, алгоритм выполнения, памятки. С теми, кто поднял красные - работаю в индивидуальном порядке, выявляю причину сомнений, объясняю материал.
Выполняют
задание,
проверяют,
сравнивая
свою
работу
с
образцом,
и
рисуют
кружок
соответствующего
цвета.
Зелёный
цвет
-
«я
справился»,
синий
цвет
-
«я
чуть-чуть
ошибся»,
жёлтый
-
«у
меня
пока
не
получилось».
Сравнивают
прогнозируемый
результат
и
полученный,
у
кого
есть
несоответствия,
объясняет
их
причину.
Если
ученик
не
понимает
причин
несовпадения,
то
после
урока
может
выяснить
их
с
учителем
или
соседом,
другом.
Этот
способ
ученикам
понятен
и
очень
нравится.
Он
формирует
не
только
адекватную
самооценку,
но
и
навыки
самоконтроля.
Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, и переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.
В качестве дополнительного приёма можно предложить и взаимооценку обучающихся. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. Способствует процессу самоопределения младшего школьника, который на первоначальном этапе связан с соотношением и сравнением себя с одноклассниками. Однако при этом виде работы может возникнуть негативное отношение некоторых детей к оценке, особенно если результат не оправдал их ожидания. Поэтому с такими детьми на первых порах лучше работать с учителем.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлекать и родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Кроме того, в помощь ученикам и их родителям в процессе формирования адекватной самооценки младшего школьника продолжаю использовать материал из дневников Образовательной системы «Школа 2100». В них представлена система формирования самооценки. Ученики с 1 класса работают с обычными дневниками, в которые вклеиваются дополнительные листы и вносятся дополнительные записи. Это трудоемкая работа, но она дает положительный результат.
Вывод: Формирование адекватной самооценки у младших школьников имеет огромное значение в оценивании детьми результатов своей учебной деятельности, способствует осознанию их способностей и потребностей, создает предпосылки к развитию их, как личности.
Источники информации
- Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.
- Липкина А.И. Самооценка Школьника. [Текст]/ А.И.Липкина. - М.: Знание, 1976. - 347 с.
- Липкина А.И., Рыбак, Л.А.Критичность и самооценка в учебной деятельности. [Текст]/ А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. - М.: Педагогика, 1968.- 223 с.
- Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших «школьников [Текст] / Л.Ю.Фомина. // Начальная школа плюс До и После.2003. №10. С. 99-102.
- Беляева Н.И. Основные условия формирования адекватной самооценки младшего школьника [Электронный ресурс] http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-357