Пропуск букв при письме. Игровые приёмы и задания, направленные на коррекцию пропуска букв

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Ключевые слова: Пропуск букв при письме


Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение.

Чаще всего учащиеся допускают такие ошибки, как пропуск гласных и согласных букв, пропуск сочетаний букв и слогов. Эти ошибки устойчивы и широко распространены.

Пропуски гласных и согласных букв при списывании и в диктантах довольно разнообразны.

1. Пропуски гласных букв о, а, у, ы, находящихся в сильной позиции (под ударением) например: гры -горы, тчка - тачка, трвка - травка, тетрди - тетради, грша - груша, крша - крыша.

2. Пропуски гласных букв о, а, находящихся в слабой позиции (в безударном положении): крандаш -карандаш, декбря - декабря, кньки - коньки, ктят - котят. В этом случае необходимо сочетать работу по слуховому анализу с работой над произношением учащихся и научить детей управлять процессом своего письма.

3. Пропуски гласных и, е, ё, ю, я, обозначающих мягкость предшествующей согласной как в безударном положении, так и в положении под ударением, например: тшина - тишина, птцы - птицы, ултка - улитка,дти - дети, оджда - одежда, на снгу - на снегу, замрзли - замёрзли, утг - утюг.

Указанные ошибки возникают вследствие того, что у учеников не образуется связь между мягкостью предшествующего согласного звука и гласными (и, е, ё, ю, я). При записи слов изолированно произносимые мягкие звуки представляются не нуждающимися в обозначении мягкости специальными буквами.

4.Пропуск гласных в словах объясняется и тем, что названия отдельных букв (бэ, вэ, гэ, дэ и т. п.) ассоциируются у ученика с отдельным слогом данного слова: ученик воспринимает слог как одну букву и переносит это своё восприятие на обозначение, на письмо. Например: блка - белка, дти - дети, лс - лес, нс - нёс, мл - мял.

5. Пропуск одной из согласных при их стечении: сонышко - солнышко, мата - марта, тетадь - тетрадь, мого - много, зея - змея, сётры - сёстры, ука - утка.

Иногда ученик пропускает не одну букву, а несколько или целый слог: кардаш - карандаш, козлёк - козлёнок, дикнт - диктант, бут - будут, пцы - птицы, снежи - снежинки. Такие ошибки встречаются у детей с недостатками речи и речевого слуха.

Ученики не всегда умеют свободно отличать й от и и пишут и вместо й, опуская знак краткости. Рекомендуется проводить устные упражнения в различении звуков и и й (j) в словах и слогах, упражнения в анализе слов с буквой й и в написании их по слуху и произношению.

6. Пропуск ь после мягких согласных в конце слов и в середине слов перед твёрдыми согласными, например: сол - соль, кон - конь, палто - пальто, зорка - зорька, писмо - письмо.

Ошибки в пропуске ь как знака мягкости согласных объясняются тем, что учащиеся нечётко различают согласные по твёрдости и мягкости. Научить их различать согласные по твёрдости и мягкости можно, опираясь на произношение, используя при этом иногда противопоставление слов и слогов, например: угол - уголь, уголки - угольки.

Пропуск разделительного ь (равно как и ъ) в случаях : бёт - бьёт, бют - бьют, ручи - ручьи, сест - съест. Ученик, пишущий слова бьёт, бьют без ь, не ощущает ни на слух, ни в своём произношении раздельности между согласным и гласным.

Работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:

  • работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
  • формирование структуры предложений. Развитие лексико - грамматического строя речи проводится в тесной связи с формированием фонематического анализа и синтеза.

Для устранения указанных ошибок необходимо обратить внимание на навыки чтения у учащихся, которые допускают многочисленные ошибки этого рода. Уровень навыков чтения влияет на состояние письма и правописания. Письменная речь (чтение и письмо) представляют собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности, что и звуки в устной речи. В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения является сформированность фонематического анализа структуры слова. Правильное, слитное чтение слога и слова предполагает умение анализировать звуковую структуру слога или слова.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. «Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления». (Р. И. Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» СПб., 1998, с.117)

Чтение и письмо - единый процесс обучения грамоте. Как при чтении, так и при письме сохраняется установка на слог, а в составе слога - на гласный звук, который является слогообразующим.

Для устранения и предупреждения ошибок письма и чтения, рассмотренных выше, учитывая механизмы этих нарушений, рекомендуется проводить систематическую работу по развитию слогового анализа и синтеза.

Во всех указанных случаях необходимо воспитывать у детей активное внимание к слову, к его звуковому, буквенному и слоговому составу, к его звучанию, произношению. Воспитывать привычку контролировать себя, предупреждать и исправлять свои ошибки, сличая написанное с образцами путём проговаривания слов.

Рекомендуются следующие задания:

  • Придумать и записать слова по графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Записать в тетрадь.
  • Определить количество слогов в названных словах - поднять (записать) соответствующую цифру. Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных.
  • Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трёхсложные слова: трава, груша, книга, стол, лук, машина, помидор, картошка, тарелка.
  • Закончить слово. Например: зи__(ма), мо__(ре), руч__(ка), тет__(радь), мо__(роз).
  • Записать слова в тетрадь, деля их на слоги, подчеркнуть гласные. Например:
  • Назвать картинки. Составить из данных слогов названия картинок, записать их. Предметные картинки: мыши, сливы, кусты, школа, чашка, малина, молоко, корова, бабушка, картошка. Под картинками написаны вперемешку слоги, из которых состоят названия картинок.

Большое значение имеет умение учащимися определять ударный слог в словах, причём не только в двусложных, но и в более сложных. Это умение также важно при изучении одного из основных правил орфографии - правописание безударных гласных.

Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Рекомендуются следующие виды заданий:

  • Рассмотрите и назовите картинки. Посчитайте количество звуков в их названиях. Начертите звуковые схемы слов.
  • Рассмотрите и назовите картинку. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слово.

Предметные картинки: шар, сыр, мак, кот.

Под картинками столбики слов с пропущенными буквами.

ша. сы. ма. ко.

ш.р с.р м.к к.т

.ар .ыр .ак .от

  • Составьте слова из букв разрезной азбуки.

Предлагаются слова различной звуко-слоговой структуры, например: дом, мак, муха, кошка, марка, книга, волк, капуста и т. д.

  • Догадайтесь, какие получаются слова, если соединить данные буквы. Напишите эти слова.
  • Вставьте в слова пропущенные буквы. Спишите слова, деля их на слоги.

З.нтик, к.стик, т.гры, ш.пка, в.лка, кр.ны, н.сик, сл.вы, в.тка, тр.вка.
Иногда ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «работа». Тогда, вероятно, у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца.

Способствовать формированию образа слова можно при помощи нехитрых упражнений. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв.

1.Письмо слов с правой стороны строчки, «по-арабски». Слова в этом упражнении пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде.

Например, предложение: В океане живет необычная рыба - рыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

.жё-абыр - абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

2. «Неудачный робот» Смысл упражнения сводится к написанию не целого, а части слова. Упражнение можно использовать по-разному. Если ребенок не дописывает конец слова, тогда записываем только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по - - - - - - - - -, - - - - де - - - - -, - - - - - - - - - ик.

Упражнение помогает убрать такие ошибки, как недописывание слова или если ребенок пропускает буквы или же целые слоги.

3.«Магазин»

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

  • а - ароматный; м - маленькая;
  • р - рубиновый; ы - ы-ы!;
  • б - большой; ш - шуршит;
  • у - укатить домой!; ь - мягкая шубка,
  • з - звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

4.«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

4.«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:

_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

о_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

5.«Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» - «!», а все остальные - «/».

Трудности в овладении письмом приводят школьника к нежеланию и отказу выполнять задания в письменном виде. Пропуск букв в словах - серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления. Пройдет ли эта проблема сама? Нет. Следует приготовиться к тому, что процесс коррекции будет долгим. Игровая форма делает занятие привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения. Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях.