Тип урока: изучение нового материала с элементами систематизации изученных понятий.
Форма урока: урок-игра на основе импровизированного мини-экзамена.
Цель урока: изучить и систематизировать основные понятия по разделу «Жизнедеятельность растительного организма».
Задачи урока:
- Коррекционно-образовательная: изучить новые понятия в системе строения растительного организма.
- Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти.
- Коррекционно-воспитательная: Воспитание нравственных ориентиров в работе группах, парах; индивидуальные умения объективно оценивать ответы одноклассников и собственные суждения.
Основные понятия урока: минеральное (почвенное) питание, воздушное питание (фотосинтез), дыхание, транспорт веществ, испарение воды, раздражимость, движение, выделение, обмен веществ и энергии, размножение, рост, развитие растительного организма, периоды индивидуального развития.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint; индивидуальные и групповые карточки с заданиями; видеофрагмент «Прорастание семени фасоли»; бумажные смайлики (желтого и синего цвета); разноцветные бумажные цветы для аппликации; рисунок на белом листе формата А3, ваза с вегетативной частью растений (без цветов).
Структура
урока:
I.Организационный
этап
урока.
II.
Этап
целеполагание.
III.
Этап
актуализации
полученных
знаний
и
умений.
IV.
Проверка
домашнего
задания.
V.
Изучение
нового
материала.
VI.
Этап
систематизации
изученных
понятий.
VII.
Этап
подведения
итогов
урока.
VIII.
Этап
информации
о
домашнем
задании.
IX.
Этап
рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап урока
На перемене с классом проводиться эмоциональная рефлексия. Учащиеся выбирают и приклеивают цветы разных растений, на один общий белый фон. В начале урока учитель дополнить фон с изображением вазы, в которой находятся зеленые части растений. Символом урока станет букет полевых цветов, собранных в виртуальном мире. Слайд презентации «Луговые растения».
II. Этап целеполагание
Учитель: Здравствуйте учащиеся шестого класса. Сегодня у нас заключительный урок по разделу «Жизнедеятельность растительного организма».
Символом урока не случайно выбран букет полевых цветов.
Отрывок из стихотворения Михаила Дудина. Слайды по строчкам, с изображениями их смысла.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Сегодня урок биологии, это объединение класса. Растительный организм - это система органов, в нашем случае, класс - это система учащихся, готовых думая отвечать на вопросы, способных внимательно слушать задания, анализировать ответы и дополнять их, давать объективную оценку проделанной работе на уроке. Правильные ответы оцениваются в баллах, а наш урок скоро превратиться в мини-экзамен.
III. Актуализация полученных знаний и умений
Первое испытание класса «Фотографии растений нашего края»
Учащимся необходимо просмотреть 10 слайдов с растениями. Ответы фиксируются в тетрадях. За каждый правильный ответ ученик или пара получают баллы.
Растения: береза бородавчатая, клевер луговой, тополь, полынь горькая, крапива жгучая, рябина обыкновенная, роза дикая (шиповник), ромашка лекарственная, сосна обыкновенная, мать-и-мачеха.
Учитель предварительно просматривает ответы учащихся, и проставляет баллы, потом следует проверка задания.
Второе испытание класса «Классный луг».
Среди растений, можно выделить группы: растения луга и растения леса. Индивидуальная работа, по нумерации ученических мест (четный или нечетный ряд). Учащиеся четного ряда находят среди перечисленных растений - растения луга. Учащиеся нечетного ряда указывают в ответе - растения леса. Ответы учащихся учитель фиксирует в баллах.
Третье испытание «Лучшая пара»
Инструкция для учащихся.
- Узнайте часть растения или орган растительного организма, переставляя буквы в словах.
- Прочитайте предложение, слова в котором поменялись местами.
- Определите растение по описанию (Слайд с изображением растений на экране).
Первая карточка «Ромашка»
- О Р Н Ь Е К (Корень)
- орган основной тела вегетативного растения
- Соцветие - полусферические корзинки диаметром 4-20 мм объединены в щитковидное соцветие. Середине XVI века это растение называли «романов цвет».
Вторая карточка «Тысячелистник»
- Г Б О П Е (Побег)
- орган основной вегетативного растения тела
- Листорасположение очередное, конечные дольки листьев ланцетно-яйцевидные, 0,3-2 мм шириной, быстро переходящие в шипик.
Третья карточка «Клевер»
- 1. Б Е Т Е С Ь Л (Стебель)
- побега осевая растения часть
- Растение цветёт в июне-сентябре. Плод - яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям.
Четвертая карточка «Василёк»
- ТСИЛ (Лист)
- часть боковая растительного побега организма
- Цветки растений отличаются по окраске от синего до лилово-пурпурного. Плоды - семянки с почти равным им по длине рыжеватым хохолком. Цветёт в июне-сентябре
Пятая карточка «Одуванчик»
- Т О К В ЕЦ (Цветок) орган генеративный размножения полового
- Все части растения содержат густой белый млечный сок, горький на вкус.
- Плод - серовато-бурая веретенообразная семянка с хохолком. Семянки прикреплены к цветоложу непрочно и легко разносятся ветром.
Шестая карточка «Колокольчик»
- ОЧКИП (Почка)
- растения побег зачаточный
- На территории России и сопредельных стран насчитывается около 150 видов. Растения исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.
Проверка заданий, оценивание работы пар.
Дополнительные вопросы: В начале урока прозвучали строчки из стихотворения Михаила Дудина, учитель просит учащихся подумать и придумать собственные строчки к услышанному стихотворению, с использованием названий растений из карточек.
Варианты ответов: «Берегите все растения Земли»; «Луговые растения берегите» и т.д.
IV. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания начинается с дополнения и объяснения народной мудрости. Вспомним пословицу: «Растения ценят по плодам, а человека по …. делам».
Проверка домашнего задания. Вопросы из учебника, переделаны в тестовые задания, на которые учащиеся будут отвечать.
1.
Почему
покрытосеменные
растения
получили
такое
название?
А.Семена
защищены
околоплодником.
Б.
Семязачатки
образуются
в
завязи
цветка.
2.
Каковы
основные
признаки
цветковых
растений?
А.
Цветы.
Б.
Цветы,
плоды
и
семена.
3.
Почему
у
цветковых
растений
оплодотворение
называется
двойным?
А.в
процессе
оплодотворения
участвуют
две
мужские
гаметы;
Б.это
связано
с
искусственным
опылением.
4.
Какова
биологическая
роль
пыльцевой
трубки?
А.
растет
по
направлению
к
завязи;
Б.
обеспечивает
по
мере
роста
к
завязи
доставку
мужских
гамет.
5.
Как
происходит
образование
зародыша?
А.
Зигота
многократно
делится
и
образуется
зародыш;
Б.
Зародыш
образуется
из
оплодотворенной
яйцеклетки.
Физкультминутка «Валеологическая пауза».
Учитель просит учащихся следовать строчкам стихотворения и повторять движения за ним.
Руки верх подняли, к Солнцу потянулись,
Руки опустили до земли коснулись.
Покружились, завертелись,
И как семена луговых растений: клевера, василька, тысячелистника, ромашки, колокольчика, одуванчика разлетелись.
Вопрос: Согласны ли вы, «что один цветок одуванчика, может спасти целый мир этих растений»? И как вы думаете почему, это может произойти?
V. Изучение нового материала
Фрагмент фильма прорастание семян фасоли.
Какие процессы, протекающие в семени фасоли свидетельствуют о жизнедеятельности растительного организма? Выбор ответов: семя фасоли растет, дышит, выделяет ненужные вещества, поглощает питательные вещества и т.д.
Работа по учебнику, найти новые понятия и выписать определения: рост; развитие.
Рост - это увеличение объема и массы организма.
Развитие - это изменение внешнего и внутреннего строения организма (например, появление листьев из вегетативных почек).
По учебнику учащиеся выделяют периоды индивидуального развития организма: зародышевый, период молодости, период зрелости и период старости.
Учитель, просит учащихся рассмотреть два рисунка в учебнике (рисунки «Надземное прорастание растений» и «Подземное прорастание растений»). Учащиеся сравнивают рисунки и находят отличительные особенности, выделяя главное: у фасоли - надземное прорастание, семядоли появились с кожурой семени, а при подземном прорастании такое не происходит, то есть проросток появляется с первыми листочками.
VII. Этап систематизации изученных понятий
Четвертое испытание класса: «Индивидуальный результат».
Учащиеся вытягают индивидуальные карточки, которые лежат на отдельном столе.
Начинается «мини-экзамен». Карточка оценивается в 5 баллов. Учащиеся могут воспользоваться учебником, но при этом ученик потеряет один балл, если, при ответе будет нужна помощь со стороны учителя, ученик потеряет еще один балл. Время ограниченно, подготовка до 5 минут. Билеты составлены по одному алгоритму: учащимся предстоит вспомнить определение по пройденному разделу и ответить на дополнительный вопрос.
Билет
№1
1.Что
такое
почвенное
питание?
2.Выберите
три
главных
минеральных
элемента
почвенного
питания:
калий,
фосфор,
азот,
углерод.
Билет
№2
1.Что
такое
воздушное
питание?
2.В
листьях
зеленых
растений
находятся
хромопласты,
лейкопласты
или
хлоропласты?
Билет
№3
1.Что
такое
дыхание?
2.Объясните,
связан
ли
процесс
дыхания
растения
с
солнечным
светом,
на
примере
проросшей
луковицы?
Билет №4
1.Что
такое
выделение?
2.Приведите
примеры
сезонного
явления,
протекающего
в
природе
у
цветковых
растений
(можно
использовать
любое
время
года).
Билет
№5
1.Что
такое
транспорт
веществ?
2.В
процессе
фотосинтеза
растения
накапливают
питательные
вещества,
докажите,
используя
в
качестве
примера
клубень
картофеля.
Какие
вещества
накаливает
клубень
картофеля?
Как
это
можно
доказать,
используя
медицинскую
аптечку?
Билет
№6
1.Что
такое
раздражимость?
2.Как
листья
растения
реагируют
на
солнечный
свет?
Как
называется
данный
процесс?
Билет
№7
1.Что
такое
движение?
2.Процесс
цветения
фиалки
начинается
перед
началом
вулканической
деятельности,
объясните,
почему?
Дополнительная
информация
к
ответу.
Сенполия
или
узамбарская
фиалка.
Родина
растения
Африка.
Любит
произрастать
на
горных
склонах.
Билет
№8
1.Что
такое
испарение?
2.Согласны
ли
вы
с
данным
утверждением:
В
стеблях
растений
процесс
испарения
воды
происходит
через
устьица,
а
в
листьях
через
чечевички.
Билет
№9
1.Что
такое
обмен
веществ?
2.Старение
плодов
не
секрет.
Предложите
способ
хранения
плодов,
при
котором
собранный
урожай
можно
будет
хранить
длительное
время?
(Подсказка:
этот
способ
используют
при
перевозке
яблок,
бананов
и
других
растений).
Билет
№10
1.Что
такое
размножение?
2.Какой
способ
вегетативного
или
генеративного
размножения
фиалки,
вы
наблюдаете
в
данном
опыте?
(Сорванный
лист
фиалки
поместили
в
воду)
Билет
№11
1.Что
такое
рост
растений?
2.Какой
совет
вы
можете
дать
огороднику-любителю,
если
он
решил
посеять
семена
фасоли?
(Подсказка:
размер
семян)
Билет
№12
1.Что
такое
развитие
растений?
2.Определите,
какое
прорастание
семян
у
гороха
и
бобов?
VII. Этап подведения итогов урока
На данном этапе урока, учащиеся подсчитывают полученные баллы. Баллы переводятся в оценки.
Пятое испытание класса «Мы финишируем».
Три вопроса, кто отвечает быстрее, тот получает дополнительный балл.
А. Объясните, может ли процесс фотосинтеза протекать одновременно с другим процессом, каким как дыхание, в растительном организме? (Ответ: днем, при ярком солнечном свете)
Б. Какому процессу жизнедеятельности растений относится следующий пример: набухание почек тополя весной? (Ответ: развитие)
В. Какое неорганическое вещество объединяет два таких разных процесса, как почвенное и воздушное питание? (Ответ: вода)
VIII. Этап информации о домашнем задании
Задание №1. Составить таблицу с описанием периодов индивидуального развития растения, с примерами.
Задание №2. Найти описание любого комнатного растения, нарисовать и определить периоды его индивидуального развития.
IX. Рефлексия урока
На партах учащихся смайлики: желтого и синего цвета. Желтый смайлик означает, что вы оцениваете себя и окружающих хорошо (довольны ответом). Синий смайлик означает, что можно и лучше, и вы где то не успели, не поняли, не ответили, так как хотели (недовольны ответом).
Вопросы:
- Довольны или недовольны собственной работой на уроке.
- Довольны или недовольны работой одноклассника по парте.
- Довольны или недовольны собственной оценкой.
Список литературы
1.Сивоглазов В.И. Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2019. - 144с.: ил.