Урок биологии по теме "Рост и развитие растений". 6-й класс

Разделы: Биология, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: биология, растения


Тип урока: изучение нового материала с элементами систематизации изученных понятий.

Форма урока: урок-игра на основе импровизированного мини-экзамена.

Цель урока: изучить и систематизировать основные понятия по разделу «Жизнедеятельность растительного организма».

Задачи урока:

  • Коррекционно-образовательная: изучить новые понятия в системе строения растительного организма.
  • Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти.
  • Коррекционно-воспитательная: Воспитание нравственных ориентиров в работе группах, парах; индивидуальные умения объективно оценивать ответы одноклассников и собственные суждения.

Основные понятия урока: минеральное (почвенное) питание, воздушное питание (фотосинтез), дыхание, транспорт веществ, испарение воды, раздражимость, движение, выделение, обмен веществ и энергии, размножение, рост, развитие растительного организма, периоды индивидуального развития.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint; индивидуальные и групповые карточки с заданиями; видеофрагмент «Прорастание семени фасоли»; бумажные смайлики (желтого и синего цвета); разноцветные бумажные цветы для аппликации; рисунок на белом листе формата А3, ваза с вегетативной частью растений (без цветов).

Структура урока: I.Организационный этап урока.
II. Этап целеполагание.
III. Этап актуализации полученных знаний и умений.
IV. Проверка домашнего задания.
V. Изучение нового материала.
VI. Этап систематизации изученных понятий.
VII. Этап подведения итогов урока.
VIII. Этап информации о домашнем задании.
IX. Этап рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап урока

На перемене с классом проводиться эмоциональная рефлексия. Учащиеся выбирают и приклеивают цветы разных растений, на один общий белый фон. В начале урока учитель дополнить фон с изображением вазы, в которой находятся зеленые части растений. Символом урока станет букет полевых цветов, собранных в виртуальном мире. Слайд презентации «Луговые растения».

II. Этап целеполагание

Учитель: Здравствуйте учащиеся шестого класса. Сегодня у нас заключительный урок по разделу «Жизнедеятельность растительного организма».

Символом урока не случайно выбран букет полевых цветов.

Отрывок из стихотворения Михаила Дудина. Слайды по строчкам, с изображениями их смысла.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!

Сегодня урок биологии, это объединение класса. Растительный организм - это система органов, в нашем случае, класс - это система учащихся, готовых думая отвечать на вопросы, способных внимательно слушать задания, анализировать ответы и дополнять их, давать объективную оценку проделанной работе на уроке. Правильные ответы оцениваются в баллах, а наш урок скоро превратиться в мини-экзамен.

III. Актуализация полученных знаний и умений

Первое испытание класса «Фотографии растений нашего края»

Учащимся необходимо просмотреть 10 слайдов с растениями. Ответы фиксируются в тетрадях. За каждый правильный ответ ученик или пара получают баллы.

Растения: береза бородавчатая, клевер луговой, тополь, полынь горькая, крапива жгучая, рябина обыкновенная, роза дикая (шиповник), ромашка лекарственная, сосна обыкновенная, мать-и-мачеха.

Учитель предварительно просматривает ответы учащихся, и проставляет баллы, потом следует проверка задания.

Второе испытание класса «Классный луг».

Среди растений, можно выделить группы: растения луга и растения леса. Индивидуальная работа, по нумерации ученических мест (четный или нечетный ряд). Учащиеся четного ряда находят среди перечисленных растений - растения луга. Учащиеся нечетного ряда указывают в ответе - растения леса. Ответы учащихся учитель фиксирует в баллах.

Третье испытание «Лучшая пара»

Инструкция для учащихся.

  1. Узнайте часть растения или орган растительного организма, переставляя буквы в словах.
  2. Прочитайте предложение, слова в котором поменялись местами.
  3. Определите растение по описанию (Слайд с изображением растений на экране).

Первая карточка «Ромашка»

  1. О Р Н Ь Е К (Корень)
  2. орган основной тела вегетативного растения
  3. Соцветие - полусферические корзинки диаметром 4-20 мм объединены в щитковидное соцветие. Середине XVI века это растение называли «романов цвет».

Вторая карточка «Тысячелистник»

  1. Г Б О П Е (Побег)
  2. орган основной вегетативного растения тела
  3. Листорасположение очередное, конечные дольки листьев ланцетно-яйцевидные, 0,3-2 мм шириной, быстро переходящие в шипик.

Третья карточка «Клевер»

  1. 1. Б Е Т Е С Ь Л (Стебель)
  2. побега осевая растения часть
  3. Растение цветёт в июне-сентябре. Плод - яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям.

Четвертая карточка «Василёк»

  1. ТСИЛ (Лист)
  2. часть боковая растительного побега организма
  3. Цветки растений отличаются по окраске от синего до лилово-пурпурного. Плоды - семянки с почти равным им по длине рыжеватым хохолком. Цветёт в июне-сентябре

Пятая карточка «Одуванчик»

  1. Т О К В ЕЦ (Цветок) орган генеративный размножения полового
  2. Все части растения содержат густой белый млечный сок, горький на вкус.
  3. Плод - серовато-бурая веретенообразная семянка с хохолком. Семянки прикреплены к цветоложу непрочно и легко разносятся ветром.

Шестая карточка «Колокольчик»

  1. ОЧКИП (Почка)
  2. растения побег зачаточный
  3. На территории России и сопредельных стран насчитывается около 150 видов. Растения исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.

Проверка заданий, оценивание работы пар.

Дополнительные вопросы: В начале урока прозвучали строчки из стихотворения Михаила Дудина, учитель просит учащихся подумать и придумать собственные строчки к услышанному стихотворению, с использованием названий растений из карточек.

Варианты ответов: «Берегите все растения Земли»; «Луговые растения берегите» и т.д.

IV. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания начинается с дополнения и объяснения народной мудрости. Вспомним пословицу: «Растения ценят по плодам, а человека по …. делам».

Проверка домашнего задания. Вопросы из учебника, переделаны в тестовые задания, на которые учащиеся будут отвечать.

1. Почему покрытосеменные растения получили такое название?
А.Семена защищены околоплодником.
Б. Семязачатки образуются в завязи цветка.

2. Каковы основные признаки цветковых растений?
А. Цветы.
Б. Цветы, плоды и семена.

3. Почему у цветковых растений оплодотворение называется двойным?
А.в процессе оплодотворения участвуют две мужские гаметы;
Б.это связано с искусственным опылением.

4. Какова биологическая роль пыльцевой трубки?
А. растет по направлению к завязи;
Б. обеспечивает по мере роста к завязи доставку мужских гамет.

5. Как происходит образование зародыша?
А. Зигота многократно делится и образуется зародыш;
Б. Зародыш образуется из оплодотворенной яйцеклетки.

Физкультминутка «Валеологическая пауза».

Учитель просит учащихся следовать строчкам стихотворения и повторять движения за ним.

Руки верх подняли, к Солнцу потянулись,
Руки опустили до земли коснулись.
Покружились, завертелись,
И как семена луговых растений: клевера, василька, тысячелистника, ромашки, колокольчика, одуванчика разлетелись.

Вопрос: Согласны ли вы, «что один цветок одуванчика, может спасти целый мир этих растений»? И как вы думаете почему, это может произойти?

V. Изучение нового материала

Фрагмент фильма прорастание семян фасоли.

Какие процессы, протекающие в семени фасоли свидетельствуют о жизнедеятельности растительного организма? Выбор ответов: семя фасоли растет, дышит, выделяет ненужные вещества, поглощает питательные вещества и т.д.

Работа по учебнику, найти новые понятия и выписать определения: рост; развитие.

Рост - это увеличение объема и массы организма.

Развитие - это изменение внешнего и внутреннего строения организма (например, появление листьев из вегетативных почек).

По учебнику учащиеся выделяют периоды индивидуального развития организма: зародышевый, период молодости, период зрелости и период старости.

Учитель, просит учащихся рассмотреть два рисунка в учебнике (рисунки «Надземное прорастание растений» и «Подземное прорастание растений»). Учащиеся сравнивают рисунки и находят отличительные особенности, выделяя главное: у фасоли - надземное прорастание, семядоли появились с кожурой семени, а при подземном прорастании такое не происходит, то есть проросток появляется с первыми листочками.

VII. Этап систематизации изученных понятий

Четвертое испытание класса: «Индивидуальный результат».

Учащиеся вытягают индивидуальные карточки, которые лежат на отдельном столе.

Начинается «мини-экзамен». Карточка оценивается в 5 баллов. Учащиеся могут воспользоваться учебником, но при этом ученик потеряет один балл, если, при ответе будет нужна помощь со стороны учителя, ученик потеряет еще один балл. Время ограниченно, подготовка до 5 минут. Билеты составлены по одному алгоритму: учащимся предстоит вспомнить определение по пройденному разделу и ответить на дополнительный вопрос.

Билет №1
1.Что такое почвенное питание?
2.Выберите три главных минеральных элемента почвенного питания: калий, фосфор, азот, углерод.

Билет №2
1.Что такое воздушное питание?
2.В листьях зеленых растений находятся хромопласты, лейкопласты или хлоропласты?

Билет №3
1.Что такое дыхание?
2.Объясните, связан ли процесс дыхания растения с солнечным светом, на примере проросшей луковицы?

Билет №4

1.Что такое выделение?
2.Приведите примеры сезонного явления, протекающего в природе у цветковых растений (можно использовать любое время года).

Билет №5
1.Что такое транспорт веществ?
2.В процессе фотосинтеза растения накапливают питательные вещества, докажите, используя в качестве примера клубень картофеля. Какие вещества накаливает клубень картофеля? Как это можно доказать, используя медицинскую аптечку?

Билет №6
1.Что такое раздражимость?
2.Как листья растения реагируют на солнечный свет? Как называется данный процесс?

Билет №7
1.Что такое движение?
2.Процесс цветения фиалки начинается перед началом вулканической деятельности, объясните, почему?
Дополнительная информация к ответу. Сенполия или узамбарская фиалка. Родина растения Африка. Любит произрастать на горных склонах.

Билет №8
1.Что такое испарение?
2.Согласны ли вы с данным утверждением:
В стеблях растений процесс испарения воды происходит через устьица, а в листьях через чечевички.

Билет №9
1.Что такое обмен веществ?
2.Старение плодов не секрет. Предложите способ хранения плодов, при котором собранный урожай можно будет хранить длительное время? (Подсказка: этот способ используют при перевозке яблок, бананов и других растений).

Билет №10
1.Что такое размножение?
2.Какой способ вегетативного или генеративного размножения фиалки, вы наблюдаете в данном опыте? (Сорванный лист фиалки поместили в воду)

Билет №11
1.Что такое рост растений?
2.Какой совет вы можете дать огороднику-любителю, если он решил посеять семена фасоли? (Подсказка: размер семян)

Билет №12
1.Что такое развитие растений?
2.Определите, какое прорастание семян у гороха и бобов?

VII. Этап подведения итогов урока

На данном этапе урока, учащиеся подсчитывают полученные баллы. Баллы переводятся в оценки.

Пятое испытание класса «Мы финишируем».

Три вопроса, кто отвечает быстрее, тот получает дополнительный балл.

А. Объясните, может ли процесс фотосинтеза протекать одновременно с другим процессом, каким как дыхание, в растительном организме? (Ответ: днем, при ярком солнечном свете)

Б. Какому процессу жизнедеятельности растений относится следующий пример: набухание почек тополя весной? (Ответ: развитие)

В. Какое неорганическое вещество объединяет два таких разных процесса, как почвенное и воздушное питание? (Ответ: вода)

VIII. Этап информации о домашнем задании

Задание №1. Составить таблицу с описанием периодов индивидуального развития растения, с примерами.

Задание №2. Найти описание любого комнатного растения, нарисовать и определить периоды его индивидуального развития.

IX. Рефлексия урока

На партах учащихся смайлики: желтого и синего цвета. Желтый смайлик означает, что вы оцениваете себя и окружающих хорошо (довольны ответом). Синий смайлик означает, что можно и лучше, и вы где то не успели, не поняли, не ответили, так как хотели (недовольны ответом).

Вопросы:

  • Довольны или недовольны собственной работой на уроке.
  • Довольны или недовольны работой одноклассника по парте.
  • Довольны или недовольны собственной оценкой.

Список литературы

1.Сивоглазов В.И. Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2019. - 144с.: ил.