Конструктор блочного погружения «Подъём затонувшего корабля»

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: физика, Функциональная грамотность


Предмет физика.

Общее количество уч. часов (за год): 68

Класс: 7

Раздел курса (темы): Давление твердых тел, жидкостей и газов

Количество часов на БСП: 6

Событие: «Подъём затонувшего корабля»

Цели

  • Предметная (П): сформировать у учащихся представление о силе Архимеда и условии плавания тел.
  • Надпредметные:
    а) развитие функциональной грамотности (ФГ)
    б) развитие дивергентного мышления (ДМ)
    в) эмпатия (Э)

Материал к уроку Подъём затонувшего корабля

№ п/п

Основные разделы

Описание содержания

ДМ

Э

1.

Мотивационное начало
«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

Проблемная ситуация.
Учащимся демонстрируется видеофрагмент https://youtu.be/eWvwZ-uZf68 и даётся задание - «Придумать способ, как поднять кораблик со дна на поверхность и представить своё решение в конце изучения темы».

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

Г

КМ

+

+

+

- Мы можем в воде спокойно поднять тяжелое тело, а воздухе нет.
- Если опустить пробку под воду, то она всплывает.
- Железный гвоздь тонет, а корабль нет.
- Как можно объяснить все эти явления?

60%

80%

2. Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)
Завершается предметной диагностикой разного формата.

Шаг 1. Введение

Ученики работают в парах и проводят эксперимент. Сравнивают вес тела в воздухе и вес тела в воде. Дают ответы на вопросы:
- Почему при погружении цилиндра в жидкость показания динамометра уменьшились?
- Какое название можно дать силе, действующей со стороны жидкости?
- Почему на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила?

50% 60%

Учитель демонстрирует опыт с ведерком Архимеда.

- Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?
- Каков объем воды, вытесненный телом
- Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?
- Как можно увеличить вес ведерка?
- Какой можно сделать вывод?

50% 50%

Шаг 2. Актуализация знаний введение в тему

- Ученики продолжают работать в парах (или в малых группах по 4-5 человек)
- Экспериментально выясняют от чего зависит выталкивающая (архимедова) сила.
- Экспериментально выясняют условия плавания тел.
- Учащиеся самостоятельно разрабатывают план изучения «Силы Архимеда.
- Условия плавания тел». Находят информацию, составляют конспект, опорную схему, таблицу.

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

Г

КМ

+

+

+

70% 60%

Шаг 3. Усвоение и применение знаний, развитие функциональной грамотности

- Объяснение интересных фактов, решение открытых задач.
- Промежуточный контроль усвоенных знаний в форме теста «Сила Архимеда. Плавание тел».
- Выполнение лабораторных работ в парах. (оформление работы, заполнение таблиц, выводы)

Л/р «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы»
Л/р «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

Г

КМ

+

+

+

+

+

70% 60%

Шаг 4. Творческое применение знаний

Ученики делятся на группы по распределению цветовой гаммы жетонов и расходятся по станциям. Каждая новая группа учащихся должна пройти по всем станциям.
1 станция «Исследование»
2 станция «Живая природа и сила Архимеда»
3 станция «Практика»

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

Г

КМ

+

+

+

+

Представляют решение задания, данного в начале события - «Как поднять со дна на поверхность затонувший кораблик?» Это м.б. представление в виде рисунков-схем, в виде демонстрации изготовленной модели, видеофрагмента операции «Спасения» в действии и т.д.

Компоненты ФГ

Ч

Ф

Е-Н

М

Г

КМ

+

+

+

90%

90%

3.

Аналитическое завершение:

ДМ

Э

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

Группы создают по желанию информационный постер, коллаж или буклет по теме «Сила Архимеда. Плавание тел», используя составленные конспекты, схемы и т.д. В процессе изучения события каждый участник фиксировал в тетради новые полученные знания в удобной для него форме (таблица, схема, конспект).

90%

80%

б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности

После каждого «блочного погружения» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка собственного участия, активности во время «блочного погружения» по 10-бальной шкале.

Отзыв обучающегося о Событии

Рефлексивное эссе.
Фиксация ребенка на «трудностях» во время погружения.
Вопросы ученику:

А. - Опиши, с какими трудностями ты встретился во время Погружения.

В. - Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал?

С. - Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь почему? Что можно было бы сделать чтоб решить эти трудности?

Кроме того можно применить собственную форму для рефлексии, в том числе с проговариванием несколькими детьми вслух собственной самооценки для общего обсуждения (развитие коммуникативной компетенции).

в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). Минимально - на сколько интересно было на уроке. Максимально - соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок.

После каждого «блочного погружения» каждым учеником проводится обязательная анонимная оценка, насколько им понравилось погружение по 10-балльной шкале.
Отзыв обучающегося о Событии

Отзыв обучающихся о событии «Подъём затонувшего корабля»