Роль интерактивных педагогических технологий в формировании и развитии ключевых компетенций обучающихся

Разделы: Иностранные языки

Классы: 3, 4, 5, 6, 7


«Педагогическая технология - более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.И.Махмут)

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.

Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

  • межпредметностью - содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
  • многоуровневостью - с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой - умениями в четырех видах речевой речи;
  • полифункциональностью - иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетентность - это личностная характеристика, которая отличается от системы знаний и умений тем, что детерминирована психологической готовностью личности к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных задач, с наличием социально заданных морально-этических установок и качеств личности. Попытка описать феномен социокультурности как личностной характеристики субъекта с точки зрения системно-деятельностного подхода приводит к осмыслению интегративности и многоаспектности данного понятия как системы (совокупного «продукта» взаимодействия) таких субстанций, как личность, деятельность, социальные отношения.

Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются следующие слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования, то это будет выглядеть так: искать, опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию, думать, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы, сотрудничать, уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности, приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовать свою работу, адаптироваться, использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Суть развития ключевых компетенций: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Ст.43 Конституции Российской Федерации устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

ФГОС является инструментом реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». «Смысл этой инициативы - не только давать знания, но и раскрывать личность любого ребенка, который приходит в школу», - заявил Д.А.Медведев

В связи с выше сказанным на уроках литературы моя задача сформировать у обучающихся следующие компетенции:

Ценностно-смысловые: (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)

Общекультурные компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)

Учебно-познавательные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов, уметь ставить цели, добывать знания)

Информационные компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)

Коммуникативные компетенции, связанные с умением работать в парах, группах, самостоятельно, вести дискуссии и т.д.

Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что при формировании ключевых компетенций обучающихся большую роль играют педагогические технологии.

Любая педагогическая технология позволяет:

  • легко вписаться в учебный процесс;
  • достичь поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • обеспечить интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечить доброжелательность по отношению друг к другу;
  • ориентироваться на развитие творческой деятельности.

Наиболее распространенные технологии при формировании ключевых компетенций обучающихся это:

  • Технология критического мышления.
  • Игровые технологии.
  • Проектные технологии.
  • Технология проблемного обучения

Технология критического мышления

Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий.

На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом - «что знаю».

На стадии осмысления используется методический приём «Кластер», при котором обучающиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала, а вопросы, не рассмотренные на уроке, должны для них остаться «путеводной звездой», влекущей за собой. Дома они при желании могут самостоятельно поработать над заинтересовавшими их проблемами. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»

Третья часть урока - стадия рефлексии (осмысления). Подводятся итоги: «что узнал»? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.

Социокультурная компетентность.

Соотнося социокультурную компетентность с понятием культура, можно выделить в её структуре три взаимосвязанных и взаимнообусловливающих компонента: когнитивный, отношенческий и практико-действенный. Как продукт социальных отношений личность развивается в деятельности. Результатом этого будет формирование отношения человека к себе (деятельность по преобразованию себя как субъекта своей собственной деятельности и объекта деятельности других); отношение к социуму (с точки зрения отношения к себе и отрефлексированного отношения социума, его требований, норм, установок; превалирование персонификации над адаптацией и конформизмом, резистентность к негативным воздействиям социума и возможность сохранения себя в нём на основе самоценности собственного мира и мироощущения); отношение к деятельности (деятельность с результатом на себя - деятельность с результатом на других и т.п.).

Социокультурная компетентность является не только условием успешной социализации, но и обеспечивает самоидентификацию личности.

Феномен социокультурной компетентности может быть определён нами как интегративное качество личности, инициирующее её адаптационные механизмы в постоянно изменяющейся социокультурной среде и обеспечивающее способность быть устойчивым к негативным вызовам социума и уметь достойно противостоять им, сохраняя свою индивидуальность; способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и группами в поликультурном пространстве социально значимой деятельности.

Эффективно взаимодействовать - то есть быть полезным, значимым, успешным в реализации задач группы и своих собственных потребностей и интересов. Следовательно, социальное пространство в условиях поликультурного общества должно быт организовано так, чтобы каждый человек имел возможность самоутверждения, самоактуализации и саморазвития.

Это возможно лишь при условии создания рефлексивно-творческой среды взаимодеятельности субъектов отношений на основе положительной мотивации к сотрудничеству, развитию и саморазвитию создания такого специфического развивающего образовательного пространства, которое обеспечит возможность реализации индивидуальной траектории развития социокультурной компетентности.

Поставленные задачи приводят к необходимости разработки и апробации новых технологий организации образовательного пространства, где важным становится обеспечение открытого диалога всех участников образовательных отношений, используя ресурсы интерактивного общения. В данном контексте, говоря о диалоге, необходимо опираться на принципы диалогического общения (Роджерс, Маслоу).

Интеракция - это такая организация совместной работы, в которой невозможно неучастие человека в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе взаимодеятельности.

Применение интерактивных технологий обеспечивает возможность реального межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивая развитие социокультурной компетентности личности как результат интериоризации социального взаимодействия.

Использование интерактивных технологий позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов (интеракция от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Развитие каждого участника происходит в ситуациях взаимодействия друг с другом.

Преимуществами работы в малых группах являются высокая активность всех участников совместной деятельности, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы, что обеспечивает успешность каждого; принятием на себя ответственности за общий результат.

Отметим, что эффективность интеракции будет обеспечиваться следующими условиями

  • создание благоприятного эмоционального климата и соответствующей образовательно-пространственной среды;
  • руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
  • организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности;
  • осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности).

В условиях интеракции реализация принципов системности и природосообразности позволит выстроить индивидуальную траекторию (программу) развития социокультурной компетентности каждого в соответствии с уровнем достигнутого, в противном случае образовательный процесс будет носить дискретный характер, затрудняющий логику освоения, усвоения и присвоения личностного опыта человека, живущего в условиях мультикультурного социума.

Комплексный подход к обеспечению условий формирования и развития социокультурной компетентности как интегративной личнсотной характеристики студента предполагает необходимость реализации следующих действий:

  • обоснование концептуальных идей формирования и развития социокультурной компетентности;
  • определение общей направленности и специфики развития социокультурной компетентности личности в вузе с учётом региональных особенностей, многонационального и многоконфессионального состава студентов и профессорско-преподавательского состава;
  • выделение приоритетных направлений процесса формирования и развития социокультурной компетентности;
  • обоснование сущности, содержания и структуры системы работы вуза в данном направлении;
  • определение целей, задач, источников формирования и развития социокультурной компетентности;
  • разработка основных характеристик образовательной среды, способствующей формированию и развитию данной компетентности студента;
  • определение возможных рисков в реализации системы работы вуза в данном направлении и разработка соответствующих профилактических мер;
  • разработка механизмов реализации комплекса мер по формированию и развитию социокультурной компетентности будущего специалиста;
  • выделение критериев эффективности работы в данном направлении.

Выделяя в структуре социокультурной компетентности такие важные личностные свойства, как подлинный интерес к людям и сотрудничеству с ними; наличие потребности и умения общаться; способность проявлять эмпатию к окружающим; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; наличие экспрессивных способностей, умение управлять собой, своим психическим состоянием, настроением и чувствами, использовать широкий спектр вербальных и невербальных средств общения; умение прогнозировать возможные проблемные ситуации, последствия своих слов и действий, своего поведения в целом , отметим, что интерактивные педагогические технологии будут являться как условием (базовый компонентом развития заданной компетентности, так и её ресурсом (оптимизации деятельности), равно как и средством (инструментарием достижения цели) её развития.

Сложность и многоаспектность решения проблемы развития социокультурной компетентности личности требует глубокого осмысления стратегий объяснения особенностей формирования данного феномена с использованием интерактивных педагогических технологий в условиях современного социума.

Литература

  1. Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся. - М.: Перспектива, 2014.
  2. Романова Г.А. Инклюзия как среда обеспечения развития социокультурной компетентности студентов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций / Науч. ред. Л.Н.Горбунова. - М.: АСОУ, 2015. - с. 2586-2591.
  3. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях интеракции // Инициативы XXI века. - № 4/ 2015. - с. 102-105.
  4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.