Использование проектно-исследовательской технологии, с целью развития индивидуальных навыков одаренных детей

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети, метод проектов


Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью.
Теплов Б.М.

(слайд 1,2) Презентация

Начавшаяся во второй половине ХХ века технологическая революция привела к появлению постиндустриального общества, которая характеризуется непрерывным возникновением новых высоких технологий. Быстрая смена технологий требует соответствующей переориентировки направления деятельности трудящихся, которые в течение всей своей трудовой жизни должны 4-5 раз менять направления деятельности, повышая квалификацию для реализации этих технологий.

Для педагога поставлена задача, формирование личности, умеющей легко осваивать новые технологии и быстро приспосабливаться к новым технологическим требованиям.

Среди многообразия путей и средств развития способностей ребенка наиболее эффективным является его собственная исследовательская практика. Значимость этого средства в развитии детей объясняется, прежде всего, тем, что исследовательский поиск - неотъемлемое природное свойство ребенка.

Поисково-исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых различных сферах.

Личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Я считаю, что его аспекты можно применить в научно - поисковой деятельности.

Актуальность темы

Обучение учащихся:

  • навыкам исследовательской деятельности;
  • работе с научной литературой, справочным материалом, схемами, картами;
  • приобретение и систематизация знаний учащихся о родном крае;
  • применение навыков поисковой деятельности в практической части учебной программы.

Цель работы: Формирование творчески активной личности, на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся. (слайд 3)

Задачи:

  • раскрыть творческие способности учащихся, с целью выявления интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в различных сферах деятельности;
  • достичь результатов в патриотическом, экологическом и культурно-нравственном воспитании.

Используемые модели обучения

(слайд 4)

1. Активная - дает возможность активизировать скрытый потенциал, для достижения поставленной цели.

2. Интерактивная - использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Основные методы работы

(слайд 5,6)

Проектная технология - индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, в результате которой составляется проект.

В рамках проектной технологии можно использовать методы и приемы и других технологий.

  • Контекстное обучение - мотивация учащихся к усвоению знаний в результате выявления связей между конкретным знанием и его применением.
  • Развитие критического мышления - образовательная деятельность, направленная на развитие разумного, рефлексивного мышления, способного выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
  • Проблемное обучение - стимулирование к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
  • Индивидуальное обучение - выстраивание собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учётом интереса учащегося.
  • Опережающая самостоятельная работа - изучение нового материала до его изучения.
  • Междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
  • Обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности за счёт ассоциации их собственного опыта с предметом обучения.
  • Информационно-коммуникационные технологии - обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам

Именно поэтому проектную технологию я выбрала как основу развития поисково-исследовательских навыков учащихся.

Инновационность описанного системного опыта: (слайд 7)

Внедрение проектной деятельности в процесс обучения с целью формирования мировоззренческой позиции учащихся.

Результат:

  • Личностно-ориентированное образование.
  • Индивидуальный подход.
  • Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
  • Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
  • Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
  • Развитие познавательного интереса учащихся.

Наряду с индивидуальным подходам к развитию и обучению детей важным средством является сотрудничество ребенка и учителя в педагогическом процессе школы. В данный процесс очень часто погружаются родители и другие учителя.

С 1 сентября 2012 г. наше ОУ участвует в пилотном процессе по реализации ФГОС ООО, сентября 2017 г. опережающем введении ФГОС СОО.

В числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО, ФГОС СОО выделено формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. (Приложение 1)

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической и теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель, творческого процесса, наставником, консультантом, становится соучастником, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Осуществляя проектное обучение, учитель перестает быть только «чистым предметником» - он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Работать в данном направлении мне легко, так как я являюсь учителем биологии и географии, являюсь руководителем кружка «Экологический десант», и руководителем волонтерского отряда «Зеленый спутник». Поэтому спектр направлений наших работ очень широк. От проектов по биологии и географии, до экологических и социальных.

Теоретическая составляющая опыта

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень

(слайд 9)

В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат при решении проблемы. В дидактическом аспекте проект - это план, замысел. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Обратимся к словарю: «Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе - концепция прогматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д.Дьюи). Подробное освещение М.п. получил в работах У.Х.Килпатрика, Э.Коллингса (США)».* Сущность метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно большую, задачу, выполнив все необходимые для этого шаги, начиная со сбора информации, через ее анализ и заканчивая оформлением результата. Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практическое занятие. В основе этого метода лежит целенаправленный деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов. (Приложение 2)

__________________

* Метод проектов. Педагогический словарь. http://mirslovarei.com/content_pedslov/metod-proektov-55388.html

Системность в работе педагога. (слайд 8)

Проектная деятельность школьников по предмету «Биология» и «География» организуется учителем в ходе учебно-воспитательного процесса:

  • на уроках,
  • на занятиях элективных курсов: «Решение географических задач», «Многообразие органического мира»
  • на занятиях кружка «Экологический десант»
  • во время проведения внеклассных предметных мероприятий,
  • во время выполнения летних заданий.

На протяжении ряда лет отмечается позитивная динамика в увеличении количества и качества творческих работ обучающихся. Разработаны программы факультативных курсов «Решение географических задач», «Многообразие органического мира». Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический десант». В рамках, которых внедряется проектная технология на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Применение метода проектов

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Учебный проект - это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального продукта. Проектно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Такую деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать свой результат. (Приложение 3)

Для учителя проект - интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ: (слайд 10)

1 этап - определение темы и объекта изучения, цели и задач, погружение в проект, планирование, организация деятельности.

2 этап - сбор и систематизация информации, наблюдение, эксперимент.

3 этап - анализ материала и деятельности, осмысление результата, оформление результата в виде продукта.

4 этап - предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности.

Как учитель биологий я могу сравнить проектную деятельность с ростом растения от его подготовки к посадке, до получения плодов.

Первый этап: (слайд 11)

Опытный цветовод начинает свою работу с подготовки грунта и семян для посева. Опытный учитель пытается настроить ученика для необходимой деятельности.

Подготовка почвы к поисково-исследовательской работе начинается с правильной организации урока. Учителю необходимо подготовить учащихся к восприятию новой информации, применяя различные методы и приемы для усвоения и запоминания материала. Далее изучение нового материала нужно построить на основе проблемно-поисковых методов обучения, которые позволяют повысить интерес к изучении темы, привлечь творчество и самостоятельность в процесс обучения. Я считаю, что методом решающим данные проблемы является именно научно-поисковый с применением практической деятельности.

На уроках, возможно, реализовать мини проекты и краткосрочные - темы предлагаются учителем в соответствии с темой урока.

Приведу примеры

Урок «Оценка мировых природных ресурсов», дает большой набор проектов по изучению данной темы:

  • Минеральные ресурсы
  • Космические ресурсы
  • Земельные ресурсы
  • Рекреационные ресурсы.
  • Биологические ресурсы
  • Агроклиматические ресурсы.
  • Ресурсы мирового океана

Урок «Загрязнение и охрана окружающей среды», также может быть построен с использованием проектной технологии, а темы предлагаю сформулировать самим учащимся. Можно использовать метод «Ассоциаций», (Приложение 4) и различные упражнения для овладения учащимися компонентами проектной деятельности. (Приложение 5)

Конечно данная технологии требует затраты времени для подготовки, но она позволяет достигнуть планируемых результатов в соответствии с программой учебного предмета, курса. В поиске методов развития творческого потенциала я пришла к выводу, что в работе необходимо учитывать несколько аспектов деятельности ученика: самостоятельность, поиск, интерес, убежденность в практическом применении, воспитанность в процессе деятельности.

Одним из способов повышения познавательной активности является внеклассная работа, которая позволяет выйти за рамки изучаемого материала. Расширить спектр деятельности учащихся и круг решаемых проблемных вопросов. А так же приблизить нас к природе и ее процессам. На данном этапе идет определение темы и объекта изучения, цели и задач, погружение в проект, планирование, организация деятельности. Темы часто могут возникнуть во время экскурсий, акций и ПВД.

Второй этап: (слайд 12)

Большую роль у появившегося растения играет корневая система. Ее главная функция, обеспечения растения необходимыми минеральными веществами и водой. Так и наша работа на данном этапе обеспечивает необходимой информацией для нашей совместной деятельности. Идет поиск и отбор информации, проводятся наблюдение и опыты, анкетирования и социологические опросы, систематизация собранного материала. Собственно - это и есть поиск! А поисково-исследовательская деятельность это стебель нашего растения, выносящий нас на новый уровень деятельности - переработка информации, анализ собранного материала/

Третий этап: (слайд 13,14)

Включает в себя: исследовательскую лабораторию, творческую мастерскую, школу проектирования, эксперементариум, практические работы, экскурсии, ПВД. На данном этапе рамки нашей работы значительно расширяются. Наша деятельность уходит в сферу таких предметов как химия, технология, ИЗО, информатика, русский язык и литература, история и краеведение. Мы проводим опыты, делаем изделия, выращиваем рассаду, рисуем и занимаемся видеосъёмкой. И, конечно же, осваиваем новые технологии. Часто за помощью мы обращаемся к другим учителям, и они помогают решить возникшие проблемы в рамках своей компетенции. Наш поиск на данном этапе расширяет свои границы, и помогает найти пути решения нашей проблемы. Весь собранный материал анализируется и обобщается, делаются выводы и аналогии.

Четвертый этап: (слайд 15,16)

Этот этап можно сравнить с цветком растения. Наше растение выросло и дало соответствующие результаты, можно насладиться его прекрасными цветами.

Мы принимаем активное участие в конкурсах и конференциях различного уровня. Учащиеся видят конкретный результат своей работы. Итогом проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие ученика, рост его компетенции выбранной им для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Поэтапная работа над проектом позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных универсальных навыков и действий. Универсальные учебные действия формируются на каждом из этапов работы над проектом, что подтверждает мониторинг УУД и результаты анкеты, проведенной среди учащихся 5-6 классов: (Приложение 6)

  • интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, утех, кто выбрал тему, руковод­ствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким.
  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.
  • по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выпол­нить следующий проект качественнее.
  • на вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:
    • распределять правильно время
    • анализировать собственные действия
    • презентовать результа­ты своего труда
    • доделывать все до кон­ца
    • достигать поставленной цели
    • рассматривать тему с разных точек зрения

Итог работы учащихся: (слайды 17,18)

Одним из важных составляющих проектной технологии является получение продукта проекта. Это плоды нашего совместного труда. Как опытный садовод стремится получить максимальный результат своей работы в виде урожая, так и мы стремимся получить результат своей деятельности. Сделать что-то реальное, внести крупинку своего вклада в решение данной проблемы. Продуктом наших проектов являются: буклеты, коллажи, брошюры, альбомы, модели, экскурсии, клумбы, внеклассные мероприятия, фотоальбомы.

Мои учащиеся все больше выбирают практико-ориентированные проекты, и поэтому для их реализации нам требуется организация деятельности, где они могут применить свои познания. Это могут быть внеклассные мероприятия в младших классах: Так в проекте Алишевской Анастасии «Влияние воды на организм человека» предусматривалось проведение мероприятия «Вода - источник жизни», Рудовой Марии «Антропогенное воздействие города Калуги на реку Ока» - мероприятие «Река Ока - водная артерия Калужской области». В рамках реализации проекта Ахмадулиной Валерии «Добро животным» организуются акции «Помоги четвероногому другу», «Синичка». А проект «Петунья» и «Рациональное природопользование» привел нас к изготовлению клумб на пришкольном участке, и выращиванию рассады для них.

Наши победы: (слайд 19)

1. Рудова Мария - Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса исследовательских работ "Шаги в науку"; номинация "Краеведение"

2. Рудова Мария -Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса исследовательских работ "Шаги в науку»; номинация "Экология"

3. Рудова Мария - Диплом 3 степени Российской научно-практической конференции "Наука, искусство, космос-Калуга"; секция "Экология"

4. Рудова Мария - Диплом 3 степени краеведческой конференции "Калуга-Золотое кольцо России"

5. Митина Евгения-Диплом 3 степени Российской научно-практической конференции 6. "Наука, искусство, космос-Калуга"; секция "Экология

6. Майфет Елизавета - Диплом 3 степени Российской научно-практической конференции "Наука, искусство, космос-Калуга"; секция "Экология"

7. Алишевская Анастасия - Победитель Всероссийского конкурса научной деятельности учащихся «Будущий ученый». Присуждена степень « Лучшая работа в номинации «Исследование».

И много других побед, ставших результатом нашей совместной деятельности. Увеличилось и количество побед в различных конкурсах, где ребята смогли представить свои работы, являющихся частью проектной деятельности.

По результатам портфолио с нашими результатами ребята становятся участниками профильных смен в МДЦ «Артеке», « Океане» и «Орленке». Так Рудова Мария три раза поощрялась путевкой в профильную смену Русского Географического Общества, где достойно представляла нашу область. (Приложение 7)

Итог работы педагога: (слайд 20)

1. Активное участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

2. Повышение качества знаний по предмету

3. Увеличение числа учащихся выбирающих предметы для сдачи ОГЭ.

4. Увеличение числа учащихся выбирающих биологию для профильного изучения.

5. Участие в экологических акциях различного уровня, как результат проявления любви к природе родного края.

6. Организация учащимися в школе акций и мероприятий, направленных на распространение экологической грамотности и бережного отношения окружающей среде. (Приложение 8)

Конечно же, при внедрении новых технологий всегда существуют проблемы.

Для преодоления проблем, возникающих при внедрении проектной технологии и коррекции своей работы в конце прошлого учебного года была проведена диагностика проектных умений обучающихся на различных этапах работы над проектом. (Приложение 9)

Результаты этой диагностики и легли в основу планирования работы в этом учебном году. Анализируя значение метода проектов в образовании учащихся школы, я считаю:

  • работать становится настолько интересней, что на некоторое время можно забыть о недостатках в материальном обеспечении занятий;
  • начинать работу можно практически при любом состоянии материальной базы;
  • усиливаются контакты с родителями учащихся на основе совместных обсуждений проектов;
  • у учителя возникает потребность в самосовершенствовании и повышении квалификации;
  • повышается творческая активность всего педагогического коллектива, стремление к использованию интеграции в обучении школьников.