Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «ЧАС КЛАССА» является создание условий для формирования гражданской идентичности личности обучающихся через реализацию системно-деятельностного подхода по воспитательным направлениям с использованием современных форм и технологий.
Программа рассчитана на 5 лет обучения, общее количество часов 149, со следующим распределением часов по классам: 5 класс - 33 часа, 6 класс - 33 часа, 7 класс - 33 часа, 8 класс - 33 часа, 9 класс - 17 часов. В 5-8 классах курс проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут, в 9 классе курс проводится 1 раз в 2 недели, продолжительность занятия 40 минут.
Главными задачами реализации курса являются:
- создание дополнительных условий для изучения учебных предметов, обеспечивающих интеллектуальный рост личности школьника
- формирование междисциплинарных компетенций: развитие основ читательской компетентности, развитие навыков работы с информацией, приобретение навыков проектной деятельности
- социализация обучающихся
- социокультурное развитие личности
- формирование жизненно важных умений
Приоритетные направлениями курса являются:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, понимание истинных ценностей Отечества, воспитание чувства гордости за свою страну, воспитание активной жизненной позиции, формирование органов ученического самоуправления классного коллектива)
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(формирование правовой культуры обучающихся, культуры безопасности, воспитание отрицательного отношения к противоправным действиям, бережное отношение к миру)
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(формирование здорового образа жизни и экологической грамотности, создание условий для полноценного физического и психического здоровья школьников
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(освоение духовных ценностей мировой и отечественной культуры, эстетического восприятие прекрасного, формирование гуманистического мировоззрения, воплощение духовных ценностей в жизненной практике, освоение способов познания мира)
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
(формирование у учащихся знаний о мире труда и профессий, мотивов выбора профессии, активной позиции по выбору будущей профессии, освоение разнообразных способов деятельности, развитие самостоятельности и творчества)
Технологии, используемые в обучении
- Воспитательные - сформировать культуру коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками, способность к творчеству)
- Развивающие - развить эмоциональную восприимчивость к прекрасному, расширить общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств)
- Личностные - вывести ребенка на допустимый ему уровень развития, соответствующий его индивидуальным способности, создать условия для самораскрытия и самореализации личности, моделировать ситуацию успеха для ребенка
- Здоровьесберегающие - формировать в ребенке бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих, прививать принципы здорового образа жизни
- Образовательные - сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания, развивать интеллект и познавательную деятельность обучающихся,осваивать окружающий мир
- Мотивационные - помочь раскрыть в ребенке свои возможности через участие в различных видах деятельности, развивать в ребенке активную жизненную позицию
- Социально-адаптивные - формировать у учащихся умение делать правильный.жизненный выбор в условиях разнообразных социальных групп и быстро меняющегося мира
Методы и формы контроля: проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела курса и направлен на поддержание интереса к направлениям данного курса, выявление отношения к тематике курса. Текущий контроль осуществляется регулярно классным руководителем В нём учитывается: отношение ученика к занятиям, его участие в классных мероприятиях, творчество при подготовке и проведении мероприятий, активная жизненная позиция и личное развитие обучающегося.
Формы промежуточной аттестации: определяет успешность развития учащегося и степень освоения им воспитательных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме итогового классного часа.
Электронные образовательные ресурсы
Сайт «Единыйурок» - онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных МОиН РФ.
Адрес сайта: http://единыйурок.рф/
Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Сайт посвящен актуальной проблеме создания и развития системы воспитания этической культуры школьников, предлагаемой лабораторией воспитания нравственно-этической культуры. На сайте педагогам и администрации общеобразовательных учреждений предлагается: Полная программа этических занятий с 1 по 11 класс, методика построения этического диалога, структура системы этического воспитания.
Адрес сайта: http://ethos.narod.ru
Внеучебная деятельность и воспитание в школе (авторский сайт П.В.Степанова)
Представляет инновационный для российского рынка продукт - «Электронный помощник классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе» - это созданная в оболочке программы Microsoft Office OneNote цифровая алгоритмизированная система методического сопровождения деятельности классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе.
Адрес сайта: http://vneuchebnaya.ucoz.ru
Размещена информация о Центре: учредительные документы, планы работы, научная деятельность, мероприятия и проекты, координаты для связи.
Адрес сайта: http://cipv.ru
Официальный сайт Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», созданной в целях объединения усилий ученых и специалистов в области воспитания подрастающего поколения, содействия совершенствованию организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации, формирования единого информационного пространства, создания условий для дальнейшего развития общественно-государственной системы управления образованием.
Адрес сайта: http://www.moocv.ru
Сайт ориентирован на родителей. Но будет полезен классному руководителю в работе с родителями, при проведении родительских собраний.
Адрес сайта: http://azbyka.ru/deti/
Сайт ориентирован на все категории работников общего образования, в том числе будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам. Основное содержание материалов для названных категорий педагогических работников представляют собой полнотекстовые статьи, разработки различных по содержанию и форме видов деятельности с детьми и родителями, а также материалы, необходимые педагогам в обеспечении (нормативно-правовом, программном, материально-техническом и т.д.). Сайт учитывает развитие IT-технологий и материалы сопровождаются мультимедийными презентациями, видео-файлами и т.д.
Адрес сайта: http://www.uchportal.ru
metodiki.ru образовательный портал ucheba.com
Сайт содержит статьи, методические разработки для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, зам. директоров по ВР. Материал позволяет педагогам познакомиться с опытом коллег (в форме разработок) по организации внеклассной работы: праздников, классных часов, других форм воспитательной работы. Педагоги дополнительного образования могут воспользоваться представленными образовательными программами. Материалы находятся в свободном доступе для копирования.
Адрес сайта: http://ucheba.com/met_rus/
pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителей
Сайт ориентирован на педагогических работников и специалистов сферы образования. Отдельный разделы посвящены работе классного руководителя, педагога дополнительного образования, зам.директора по ВР. Особенностью сайта является коллекция материалов из опыта работы, располагающихся в свободном доступе.
Адрес сайта: http://pedsovet.su/
Продленка. Дистанцион-ный образовательный портал
Сайт может быть полезен специалистам в области воспитания и дополнительного образования, так как позволяет познакомиться с разными методическими материалами и опубликовать свои материалы, получив свидетельство о публикации.
Адрес сайта: http://www.prodlenka.o
На сайте можно познакомиться с разнообразной информацией, которая может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, при проведении родительского всеобуча, а также в качестве рекомендаций родителям в качестве самостоятельного изучения. В разделах сайта размещена информация, раскрывающая проблемы защиты детей.
Адрес сайта: http://r-komitet.ru/
Сайт посвящен проблем толерантности. Этот сайт будет полезен классным руководителям, работающим над за-дачей развитие толерантности у школьников. На сайте можно получить доступ к интересным методическим материалам: книги, статьи, сценарии, стихи, фотографии, рисунки, которые помогут в работе с детьми.
Адрес сайта: http://tolerance.ru/
Особенностью сайта является то, что он предлагает только авторские сценки, сценарии и стихи, которые помогут классным руководителя, педагогам-организаторам, зам.директора по ВР при написании сценариев внеклассных мероприятий. А также другие полезные материалы в разделе «Документы».
Адрес сайта: http://www.tca77.narod.ru/
Сценарии праздников и мероприятий
На этом сайте представлены школьные и тематические праздничные мероприятия, материалы для классного часа для детей младшего и среднего возраста. Наряду с текстами предлагается коллекция детских песен, аудио-сказок, аудио-басен в формате mp3.
Адрес сайта: http://anstars.ru/
Внеклассные мероприятия. Сайт для учителей и родителей
На этом сайте представлены школьные и тематические праздничные мероприятия для детей младшего и среднего возраста.
Адрес сайта: http://sch
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
- познанию;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
- нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора своей деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты: Учащиеся имеют устойчивый интерес к познавательной деятельности. Инициативны в проведении общественно-полезных дел. Обладают навыками саморегуляции и психонастроя, взаимодействия с социумом.