Развитие навыков аккомпанемента в старших классах ДШИ

Разделы: Музыка


Цель урока: совершенствование знаний и исполнительских навыков учащихся в классе аккомпанемента на примере изучаемых произведений.

Задачи:

образовательные:

  • формировать ансамблевое мышление и комплекс концертмейстерских умений и навыков;
  • определить специфические особенности работы концертмейстера с исполнителями-инструменталистами;
  • формировать и развивать навык чтения нот с листа;
  • развивать музыкально-творческие способности;
  • изучать репертуар классической и современной инструментальной музыки.

воспитательные:

  • стимулировать интерес учащихся к занятиям в классе аккомпанемента;
  • воспитывать культуру ансамблевого музицирования;
  • формировать духовно-нравственные качества учащихся через расширение возможностей общения с искусством.

развивающие:

  • развивать практический навык аккомпанемента как наиболее часто встречающегося вида музицирования в быту;
  • развивать познавательную активность учащихся, общую музыкальную эрудицию.

Тип урока: тематический.

Форма урока: индивидуальная.

Оснащенность: музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, баритон; ноты.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

Сообщение темы урока и цели.

2. Введение в тему

Основу концертмейстерского мастерства составляет умение аккомпанировать солисту (вокалисту, инструменталисту) или коллективу (хору, ансамблю). Формирование навыков аккомпанирования осуществляется в процессе разучивания вокальных или инструментальных произведений на занятиях в 6-7 классах ДШИ, которые проводятся 1 раз в неделю в течении 40 минут. Учащимся предстоит более близкое знакомство с голосами инструментов и особенностями игры на них. Ребятам необходимо научиться решать одновременно множество задач: двигательно-технических, педализации, умению следить за партией солиста. Совместная с иллюстратором работа способствует развитию ансамблевого чувства, приобретению и умению воплощать музыкальный образ в едином исполнительском плане, чутко и синхронно реагировать на партию солирующего инструмента.

Учащийся должен знать, что партия сопровождения является равноценной частью всего произведения, поэтому необходимо вместе с солистом следовать динамической линии произведения, музыкально осознанно и в ансамбле выполнять необходимые агогические отступления, вместе с тем уверенно держать партнёра в заданном темпе, ощущать единство пульсации движения. Учащийся должен научиться ощущать баланс своей игры и партнёра.

Эффективность обучения в классе аккомпанемента обеспечивается чёткой системой занятий с необходимой последовательностью прохождения учебного материала, в основу которой положен принцип от простого к сложному. Вместе с тем репертуар исполняемых произведений должен быть понятным и интересным по содержанию, учитывать степень общего развития ученика.

В целях достижения полного ансамбля при работе с инструменталистом концертмейстеру необходимо:

  • уметь слышать партию солиста, в связи с этим уметь разнообразить звучание фортепиано в соответствии с особенностями инструмента;
  • знать штрихи, приёмы игры солиста, учитывать во фразировке и цезурах возможности исполнителя (перенос смычка у струнников, дыхание у духовиков);
  • найти баланс аккомпанемента с особенностями другого инструмента (тембр, сила звука, технические возможности).

Знание штриховой и артикуляционной специфики струнных и духовых инструментов, овладение звуковым и штриховым единством исполнения является одним из главных вопросов профессиональной ансамблевой техники.

3. Основная часть

«Чардаш» В.Монти

Чардаш - традиционный народный венгерский танец, отличительным признаком которого является значительная вариация его темпа. Танец начинаясь с медленного лиричного вступления движением по кругу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца. Чардаш самое популярное произведение итальянского скрипача, композитора, дирижёра Витторио Монти включено в список шедевров мировой классической музыки, оно исполняется на всех сценах мира и на всех известных музыкальных инструментах.

Первая часть Largo вступление - широкая лиричная мелодия звучит в медленном темпе, мелодия солиста носит импровизационный склад: есть украшения, разнообразный ритмический рисунок, частые смены темпа, концертмейстеру необходимо быть очень чутким, следить за партией скрипки и следовать за солистом. Тип аккомпанемента «бас-аккорд» изложен четвертными длительностями имеет характер свободного изложения, этому способствуют разложенные аккорды в виде «арпеджато». Бас следует играть глубоким и мягким приёмом звукоизвлечения.

Танец непосредственно начинается с Allegro vivace. Характер основной темы становится лёгким, стремительным, задорным. Энергичный шаг - выпад с быстрым и решительным приставлением ноги в стиле венгерского танца. Отсюда острота, напористость венгерской синкопы. Соответственно меняется и аккомпанемент: с тяжёлой поступи четвертей во вступлении переходит на ритм сухих (secco-сухо) восьмых в динамике пиано, бас становится более упругим и цепким в динамике форте.

В разделе Meno mosso есть моменты, где мелодия солиста дублируется в сопровождении. Здесь необходимо точно совмещать музыкально-исполнительские действия.

В разделе Meno quasi lento в партии скрипки есть флажолеты, солист исполняет мелодию в верхнем регистре очень прозрачно, пианиссимо, в партии пианиста в это время стоит ремарка: исполнить как «под сурдину». (Небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию, звук инструмента становится мягче и глуше). Арпеджированные аккорды нужно сыграть мягко, легко, стараясь не заглушить звучание скрипки.

Следующая подвижная танцевальная часть чардаша построена по принципу темпового нарастания. Возвращается фактура «бас-аккорд». Исполнителям необходимо распределить свои силы, чтобы добиться постоянного ускорения от Allegro до Molto piu vivo до конца пьесы.

Д.Кабалевский «Клоуны»

Весёлая, озорная по характеру пьеса. Тип аккомпанемента «бас-аккорд». Фактура выражена восьмыми в двухдольном размере. Опора приходится на первую (сильную) долю такта - бас, остальные звуки берутся более лёгким касанием пальцев. Необходимо вести линию баса таким образом, чтобы она не разбивала первыми долями фразы солиста. Некоторую сложность представляет проигрыш изложенный шестнадцатыми, он должен прозвучать виртуозно, точно динамически. Баритон, инструмент звучащий в низком регистре, поэтому аккомпанемент фортепиано может быть достаточно смелым.

П.И.Чайковский «Романс» Полины из оперы «Пиковая дама»

Музыка романса пронизана глубокой печалью. Аккомпанемент «аккордовая пульсация» по своей сути и строению уже несёт ту окраску, которая помогает передать взволнованное настроение музыки. Также этому способствуют темп, динамика и плотность фактуры. На протяжении всего произведения аккомпанемент имеет характер взволнованного внутреннего «биоритма», аккорды должны звучать ритмически точно, создавая непрерывное движение. Необходимо очень близкое взятие аккордов, почти не отпуская клавиш инструмента, в них должны прозвучать все звуки, в то же время нужно выявить мелодическую линию верхнего голоса. Басовый голос выписан крупными длительностями в октаву. Концертмейстеру необходимо следовать за солистом, помогая ему в построении фразы, следуя намеченному динамическому плану.

Овладевая искусством аккомпанировать, учащиеся должны уметь:

  • осознавать и чувствовать и раскрывать художественный замысел исполняемых произведений;
  • добиваться единства в исполнении всех элементов фактуры: штрихов, фразировки, интонации, артикуляции;
  • добиваться правильного соотношения голосов и распределения звучности;
  • ощущать единство пульсации, играть в точно заданном темпе;
  • находить оптимальное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии сопровождения с характером звучания солирующего голоса.

Занятия в классе аккомпанемента расширяют музыкальный кругозор учащихся, развивают столь необходимый пианисту навык чтения с листа, обогащают концертный репертуар, повышают индивидуальное мастерство исполнителей, дают возможность приобрести большую исполнительскую уверенность, т.к. «чувство локтя» с партнёром уменьшает пресловутую «боязнь сцены».

4. Заключительная часть

  1. Подведение итогов урока;
  2. Домашнее задание;
  3. Подведение преподавателем итогов своей работы.

Вывод

На уроке сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Урок носил творческий характер, учащиеся были заинтересованы, старательно выполняли пожелания преподавателей, были активны.

Во многом удалось добиться поставленных задач, ученики свободно и правильно владеют текстом, вносят своё видение в формирование художественного образа произведений, умеют анализировать свою работу. Активность учеников можно оценить как высокую.

Считаю, что урок достиг поставленной цели.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978.
  2. Смирнов М., О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных пианистов, изд. Музыка, 1981.
  3. Достал Я., Обучение первоначальным аккомпанементам, изд. Музыка, 1981.
  4. Люблинский А., Теория и практика аккомпанемента, изд. Музыка, 1972.
  5. Яновская Л., Концертмейстерский класс, учебное пособие, Челябинск, 2004.